Файл: Рабочая программа по психологии среды.docx

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1012

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

знать

  • Механизмы средовой обусловленности индивидуальности;

  • Особенности влияния различных жизненных сред на человека и сообщество;

уметь

  • Планировать дизайн средовых исследований;

  • Адаптировать и создавать диагностические инструменты изучения различных субсред;

владеть

  • Фактами из области психологии пространства, домашней и замещающих сред;

  • Навыками самообразования, аналитического и критического мышления, самостоятельности в решении психолого-экологических задач;

приобрести опыт деятельности

  • Изучения допущений (возможностей) жизненных сред;

  • Изучения средовых ресурсов восстановления, реабилитации и психотерапии.


  1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Содержание разделов дисциплины

раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение в психологию среды

Предмет, задачи, методы психологии среды. Психология среды в системе других наук. Развитие представлений о взаимодействии человека и среды (Г.Гилберт, У.Бронфенбреннер). Бытие, пространство, среда. Психологические границы. Свойства среды. Физическая, природная, культурная, социальная среды. Средовые виды поддержки и психотерапии. Эмпирическая личность и психологические границы. Сигнификация и персонализация.

ГД, КС, ИК, Э, ДЗ, О

2

Взаимодействие человека с различными жизненными средами

Тело как первичный элемент среды. Связь с природой. Экологическое сознание. Анимал-ассистед терапия. Пространство и территориальность. Дистанция, приватность, личное пространство. Скученность. Домашняя среда. Городская среда. Соседство, район, город. Структура городской среды. Путешествия как психологический феномен. Мир личных вещей. Деньги и шопинг как психологические феномены. Личное время, режимные привычки. Цикличность. Мир ценностей. Ноосфера. Духовность и религиозность как феномены культурной среды.

ГД, КС, ИК, Э, ДЗ, О

ГД – групповая дискуссия, КС – круглый стол, ИК – импровизированная консультация, Э – эссе, ДЗ – домашние задания, О - опрос; помимо этого, РК – рубежный контроль в форме тестирования на контрольной неделе.

    1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.


час

по семестрам





Общая трудоемкость по учебному плану

4

144

2

Аудиторные занятия

2

72

2

Лекции (Л)

0.5

18

2

Лабораторные занятия (Лаб)

0.5

18

2

Практические занятия (П)

1

36


Самостоятельная работа (СР):

0.5

18

2

Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным занятиям, рубежному контролю)

0.5

18

2

Вид контроля:

1

54

2

экзамен



Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые в 6 семестре


раздела

Наименование разделов


Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.
работа

СР

Л

Лаб

П

1

Введение в психологию среды

22

6

6

10

8

2

Взаимодействие человека с различными жизненными средами

50

12

12

26

10


Всего:

90

18

18

36

18


Подготовка и сдача экзамена

54







Итого:

144







4.2. Лабораторные занятия

Лаб

раздела

Наименование темы лабораторных занятий

Кол-во часов

1

1

Междисциплинарные связи психологии среды.

4

2

1

Методология психологии среды.

4

3

2

Виды территорий и жизненных сред в человеческом сообществе.

4

4

2

Ландшафт, пейзаж, природа.

2

5

2

Особенности жизненной среды детей и пожилых людей.

4


    1. Практические занятия

П

раздела

Наименование темы практических занятий

Кол-во часов

1

1

Психология среды как наука.

4

2

1

История психологии среды. Теории среды

4

3

1

Структура и свойства среды.

4

4

2

Тело как элемент среды. Пищевое поведение и секс.

2

5

2

Территориальность. Дистанция, личное пространство, персонализация.

2

6

2

Домашняя и замещающие среды. Школа, больница.

4

7

2

Городская среда. Путешествия.

4

8

2

Вещи как психологический феномен.

2

9

2

Деньги и покупки как психологические феномены.

2

10

2

Режим и темп жизни. Цикличность.

2

11

2

Ценности и вкусы. Жизненная философия как часть среды.

2

12

2

Средовые виды психотерапии.

4



    1. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

  1. В чем смысл основного логистического уравнения?

  2. Чем различаются природная и антропогенная среда?

  3. В чем состоят задачи средового моделирования?

  4. Что общего и чем различается мир природных и искусственных объектов?

  5. Охарактеризуйте роль культурно-знаковой среды в развитии индивидуальности.

5

2

  1. Установите связь между знаниями о влиянии ландшафта на состояние человека и ландшафтной архитектурой.

  2. Что такое экологическое сознание?

  3. Опишите известные вам способы профессионального использования собак.

  4. Изложите основные положения теории Р.Баркера.

  5. Сравните условия жизни и характерологические признаки сельских, городских и столичных жителей.

  6. Охарактеризуйте социальные функции центра и периферии современного мегаполиса.

  7. Обсудите возможное влияние солнца на агрессию и аутоагрессию на примере динамики убийств и самоубийств.

  8. Как феномен ноосферы меняет человеческое мировоззрение?

10



  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    1. Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Лекционные занятия происходят в традиционном режиме (студенты конспектируют лекции, задавая вопросы по неясному или непонятому материалу). На лабораторных занятиях предполагается использовать опрос студентов по заранее подготовленным вопросам. На практических занятиях, проходящих в интерактивном режиме, предполагается обсуждение дискуссионных вопросов - психологических механизмов воздействия разных субсред на индивидуальность, для чего используются групповые дискуссии. Часть дискуссий организуется по материалам структурированных эссе, написанных студентами в аудитории по предложенным преподавателем вопросам. В интересах студентов с учетом исходящей от них инициативы часть вопросов по решению преподавателя может быть заменена на равноценные, но более актуальные, с последующим закреплением в программе. Эффективным представляется также участие слушателей в научных конференциях разного уровня (молодых ученых, общероссийских, международных) при условии их релевантности содержанию изучаемой дисциплины.


5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Предполагается использовать поиск информации в интернете и знакомство с интернет-источниками при написании эссе (творческой работы) и при подготовке к разным видам контроля; планируется проведение групповых дискуссий, круглых столов и импровизированных психологических консультаций с последующим шерингом по проблемам средового характера. Круглые столы проводятся по результатам написанных в аудитории структурированных эссе.


Семестр

Вид занятия

(П)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во
часов

2

П

Групповые дискуссии по темам, определенным преподавателем

12

2

П

Круглые столы по материалам структурированных эссе, написанных в аудитории

6

2

П

Импровизированные консультации, проводимые студентами в связи с запросами средового содержания

16

Итого

36

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 50 %.


  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ОП ВПО по специальности 030401.65 Клиническая психология для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины «Психология среды» разработан «Фонд оценочных средств по дисциплине «Психология среды», являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины, в котором представлены оценочные средства сформированности объявленных в п.3 компетенций.


Этот фонд включает:

а) паспорт фонда оценочных средств;

б) фонд промежуточной аттестации:

  • примерные вопросы к экзамену

  • набор задач (кейсов) к экзамену

в) фонд текущей аттестации:

  • комплект тестовых заданий,

  • комплект тем для групповых дискуссий,

  • комплект тем для круглых столов,

  • комплект тем для эссе, подготавливаемых в аудитории,

  • комплект вопросов для домашнего задания,

  • комплект тем для импровизированных консультаций.

Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины: участие в опросе (на лабораторных занятиях, в рабочем порядке), экзамен (См. Фонд оценочных средств по дисциплине).


    1. Примерные вопросы к экзамену

  1. Психология среды как область научного знания

  2. История и методы психологии среды

  3. Междисциплинарные связи психологии среды

  4. Несущая способность среды и основное логистическое уравнение

  5. Подходы к пониманию среды (социология, экология, этология)

  6. Структура среды

  7. Свойства среды (по М.Черноушеку)

  8. Особенности современной цивилизации (по К.Лоренцу)

  9. Влияние климата на индивидуальные особенности человека

  10. Среда как источник стихийной психотерапии

  11. Экологическое сознание; условия формирования

  12. Деньги как психологический феномен

  13. Мегаполис как источник стрессов

  14. Соседство как социально-психологический феномен

  15. Привязанность к животным как психологическое явление; animal-assisted therapy

  16. Домашняя среда и ее влияние на психическое развитие ребенка

  17. Школьное помещение; его роль в формировании личности и межличностных отношений

  18. Временны́е привычки и циркадианный цикл

  19. Биоритмы и их влияние на психическое состояние

  20. Ландшафт и его влияние на индивидуальность

  21. Территориальность у животных и человека

  22. Скученность и ее влияние на состояния человека

  23. Личное пространство, его параметры и исследования

  24. Приватность как психологический феномен

  25. Персонализация; функции и проявления

  26. Функции артефактов в человеческой жизни; привязанность к вещам

  27. Структура социальной среды по У.Бронфенбреннеру

  28. Ноосфера как единство культуры и природы;

  29. Ценности и повседневная философия как части среды

  30. Духовность и религиозность как элементы жизненной среды человека

  31. Среда как психотерапевтичекий ресурс

  32. Взаимодействие среды и наследственности в человеческой индивидуальности



    1. Организация занятий по дисциплине

Занятия по дисциплине «Психология среды» представлены лекциями, лабораторными занятиями, практическими занятиями, самостоятельной работой студентов.

На лабораторных занятиях студенты выступают с заранее подготовленными устными докладами по соответствующим темам (вопросы к домашним заданиям). На практических занятиях пишут структурированные эссе и участвуют в групповой дискуссии по темам эссе или заранее подготовленным темам, а также организуют импровизированные консультации по средовым запросам..


В случае, если в учебных или научных организациях г. Москвы проходит конференция по близкой тематике, студенты по решению преподавателя могут быть направлены на эту конференцию, что также рассматривается как одна из форм интерактивной работы.

Текущая аттестация студентов по дисциплине «Психология среды» проводится в соответствии с Уставом университета, Положением о текущей аттестации студентов по программам высшего профессионального образования в Государственном образовательном учреждений высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет» и является обязательной. Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины.

Оценивание осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы. Шкалы и принцип оценивания представлен в приложении к настоящей программе. Кроме того, оценивание студента проводится на контрольной неделе 1 раз в семестр на 4 неделе октября.

Поскольку дисциплина рассчитана на один семестр, промежуточная аттестация не проводится. Итоговая оценка выставляется на основании сдачи экзамена, показателей текущей аттестации и активности на занятиях.

Студенты допускается к экзамену по дисциплине в случае выполнения им учебного плана по дисциплине. Экзамен принимает лектор. Экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим три вопроса (два теоретических, один прикладного или творческого характера). Экзаменатор опрашивает мини-группы (2-3 человека), каждый из членов группы участвует в обсуждении вопросов товарища. Эта процедура позволяет повысить репрезентативность и валидность устного экзамена как формы оценивания. По усмотрению преподавателя, экзамен может проводиться в письменной форме (ответы готовятся студентом заранее по билетам того же содержания, что и в устном экзамене, на экзамене студент делает краткое сообщение по заранее написанному материалу). В случае высокой активности в течение семестра студент может получить свою оценку автоматически, без ответа на экзамене. При проведении экзамена могут быть использованы технические средства. Количество вопросов в экзаменационном билете – 3.

Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются оценками: «отлично» – 5, «хорошо» 4 , «удовлетворительно» – 3, «неудовлетворительно» – 2.



Оценивание студента на экзамене по дисциплине «Психология среды»


Баллы

(рейтинговой оценки)

Оценка экзамена

(стандартная)

Требования к знаниям


15-13

5, «отлично»

Оценка «отлично» выставляется студенту, который хорошо ориентируется в методологии психологии среды, знает ее историю, осведомлен об особенностях разных субсред и их влиянии на человеческую индивидуальность. Необходимо также, чтобы он умел демонстрировать свои знания, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая материалы экзаменационного билета, умел отстаивать свою позицию, не поддаваться на научные провокации, мог переносить полученные знания на иную фактологию и умел бы увязывать теорию с практикой. Студент, ответ которого оценивается как отличный, должен также обладать широким кругозором, уметь искать нужную информацию и обладать способностью решать творческие задачи.

12-10

4, «хорошо»

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он хорошо ориентируется в основном материале психологии среды, может аналитически отнестись к зарубежным и отечественным исследованиям, осведомлен о наличии прикладных проблем и попытках их решения. Он должен соотносить жизненную среду с теми проблемами развития и функционирования, которые она порождает, а также видеть ее ресурсность для восстановления человека. Он должен помнить примеры и случаи, которые обсуждались в ходе аудиторных занятий, аргументировать свой ответ, быстро реагировать на дополнительные вопросы.

9-7

3,

«удовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он представляет основное содержание эколого-психологических исследований. Он должен также быть в состоянии ответить на уточняющие вопросы по своему экзаменационному билету. Творческие и проблемные задания студент на экзамене выполнять успешно не обязан.

<7

2,

«неудовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не владеет материалом психологии жизненной среды, плохо ориентируется в изученном материале, допускает фактические ошибки, не знает значительной части программного материала и обнаруживает большое количество пробелов.