Файл: Рабочая программа по психологии среды.docx

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1197

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Факультет Клинической и специальной психологии

Кафедра Дифференциальной психологии и психофизиологии




Утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________________ З.В. Макаровская

(подпись, расшифровка подписи)

____”______________2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ»


Специальность

030401.65 Клиническая психология


Специализация

Клинико-психологическая помощь ребенку и семье



Квалификация (степень) выпускника

Специалист



Форма обучения

Очная






Москва 2014





Рецензенты:

Бочавер Константин Алексеевич, кандидат психологических наук, научный сотрудник ГБУЗ «МНПЦ медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины»
Департамента здравоохранения города Москвы


Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры «Дифференциальная психология и психофизиология» факультета Клинической и специальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психология среды» / сост. С.К. Нартова-Бочавер – Москва: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 18 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 030401.65 – Клиническая психология в 6 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030401.65 Клиническая психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "24" декабря 2010 г. № 2057, зарегистрирован в Минюст России от "24" марта 2011 г.  № 20275.


Составитель ____________________ С.К. Нартова-Бочавер

05.05.2014 г. (подпись)






















 Нартова-Бочавер С.К., 2014

 ГБОУ ВПО МГППУ, 2014







ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Специальность: 030401.65 Клиническая психология

Специализация: Клинико-психологическая помощь ребенку и семье

Дисциплина: Психология среды_________________________

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРИНЯТА методическим советом Университета протокол № __ от ___.___ 201__г.

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры Дифференциальной психологии и психофизиологии

протокол № 5_16 мая 2014 г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой Дифференциальной психологии и психофизиологии

__________________Мешкова Т.А. _____.______________.2014 г.

подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

Доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии,

Нартова-Бочавер С.К._ _____.______________.2014 г.


СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета Клинической и специальной психологии _________________________Мешкова Т.А. _____.______________.2014 г.

подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой Нейро- и патопсихологии развития

_______________Казьмин А.М. _____.______________.2014 г.

подпись расшифровка подписи дата

Председатель учебно-методической комиссии факультета по специальности 030401.65 «Клиническая психология»

___________________________ Зверева Н.В. _____.______________.2014 г.

подпись расшифровка подписи дата


Директор Фундаментальной библиотеки МГППУ __________Л.Б. Кривицкая

___.____________.2014 г.



Рабочая программа зарегистрирована в Учебном управлении под учетным номером _____ на правах учебно-методического электронного издания ____________. _____.______________.2014 г.

Подпись лица, зарегистрировавшего РП

Начальник Учебного управления ________________ /Я.С. Бороненкова/

_____.____________.2014 г.

Оглавление

АННОТАЦИЯ 5

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО 6

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 7

4.1. Содержание разделов дисциплины 7

4.2. Структура дисциплины 8

4.2. Лабораторные занятия 8

4.3. Практические занятия 9

4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины 9

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10

5.1. Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 10

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 10

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ 11

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 11

6.2. Примерные вопросы к экзамену 11

6.3. Организация занятий по дисциплине 12

6.4. Виды и формы отработки пропущенных занятий 14

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14

7.1. Основная литература 14

7.3. Периодические издания 15

7.4. Интернет-ресурсы 15

7.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ 16

7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий 16

7.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 16

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ 16

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17



АННОТАЦИЯ


Психология среды изучается студентами очного отделения на первом курсе, во втором семестре, в соответствии с учебными планами программ специалитета, и является вариативной дисциплиной общепрофессионального блока для специальности «Клиническая психология» (030401); ее трудоемкость составляет 144 часа (4 зачетных единицы).

Базовыми для ознакомления с психологией среды являются курсы общей психологии и антропологии. Для полноценного изучения дисциплины необходимо располагать определенными знаниями в области перечисленных дисциплин, а также доступом к классическим и современным источникам, по крайней мере, на русском языке, в том числе и в периодических изданиях.

Основная задача дисциплины «Психология среды» – привить будущим психологам идею о необходимости экологической валидности всех изучаемых феноменов, сформировать экологическое мировоззрение и наделить средствами анализа и экспертизы основных жизненных сред человека. В содержание дисциплины входит знакомство с историей и методологией психологии среды, а также с изменениями индивидуальности и состояний личности под влиянием различных субсред и их составляющих.

В результате изучения дисциплины «Психология среды» студент должен получить знания об ее структуре, воздействии на индивидуальность, о развитии эмпирической личности и разных бытийных (онтологических) языках ее самовыражения. Студент должен располагать сведениями о том, как средовые влияния изменяют психологическое благополучие личности, в чем состоит психотерапевтический смысл разных субсред, какова восстанавливающая и психотерапевтическая функция разных субсред. Студент может также овладеть основными приемами методологического анализа жизненной среды как целостного феномена и научиться рассматривать все психологические явления контекстуально. Наконец, в результате изучения психологии среды студент должен обладать экологическим мировоззрением, предполагающим умение вести онтологический диалог с окружающей средой, и уметь грамотно использовать ресурсы среды для осуществления коррекционного и психотерапевтического воздействия на человека.

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психология среды» заключается в знакомстве с первичными источниками по наиболее известным научным направлениям и исследованиям, в подготовке к лабораторным работам и к экзамену.

Приобретенные в процессе изучения этой дисциплины знания и компетенции необходимы для подготовки собственного научного исследования, представляют собой условие высокого уровня научной культуры будущего специалиста, основу выработки индивидуального профессионального стиля у психологов, работающих в области исследований и практики. Итоговый контроль – экзамен.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – дать представление о психологии среды как междисциплинарной науке, дать представление о психологии среды как междисциплинарной области знания, показать ее значение для исследовательской и практической работы клинических психологов.

Задачи:

Теоретические

  • раскрыть основные понятия и категории психологии среды;

  • дать им представление об экологической валидности исследований;

  • дать представление о взаимодействии сред в сообществах;

Познавательные

  • наделить студентов информацией о структуре и свойствах среды;

  • формировать представление о дружественности жизненных сред человека и способах их изучения;

  • снабдить информацией о наиболее дружественных с точки зрения благополучия и функционирования человека средах;

Практические

  • научить студентов выявлять индивидуальные средовые ресурсы человека;

  • научить их способам оценки среды с точки зрения ее реабилитационных и психотерапевтических возможностей;

  • наделить их навыками методологии оценки жизненных сред человека.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВПО

Психология среды относится к вариативной части профессионального цикла и представляет собой дисциплину по выбору.

Предпосылками изучения предлагаемой дисциплины являются знания, полученные во время изучения таких дисциплин как общая психология, антропология. В свою очередь, освоение данной дисциплины необходимо для успешного овладения следующими учебными предметами: Психологическое консультирование, Психологическое сопровождение семьи инвалида, Реабилитация при постстрессовых расстройствах и кризисных состояниях.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенция

Код по ФГОС ВПО

способность и готовность к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности

ОК-6

Реализуется в части:

способность и готовность к изменению социокультурных условий деятельности

способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности

ОК-7

Реализуется в части:

способность и готовность к развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня

владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром

ПК-22

Реализуется полностью


По завершении изучения дисциплины специалист должен овладеть следующими навыками: