Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм слово­образования в онтогенезе, а также характера и степени труд­ности различных моделей словообразования для дошколь­ников с ЗПР.

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-об­разного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного услож­нения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение об­щего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аф­фиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового ана­лиза морфемы, закрепления его с помощью буквенного обо­значения; д) образование слов по аналогии с опорой на зна­чение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифферен­циация слов с аффиксами одного значения.

Каждую словообразовательную форму сначала закрепля­ют в импрессивной речи, затем проводится работа по фор­мированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения пони­мания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назо­вет логопед; в) выполнить действия.

Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения сло­вообразовательных моделей.

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. За­крепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наи­меньшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различи­ем денотатов на невербальном уровне.


На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:

  1. образование существительных при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с про­дуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктив­ными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

  2. образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;

  3. образование существительных с помощью суффикса -инк-;

  4. образование названий детенышей животных и птиц;

  5. образование существительных, обозначающих профес­сии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик; -иц-; -ниц-.

II этап. На данном этапе отрабатываются следующие
формы словообразования:

  1. образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -j-); б) образование качественных прилагательных; в) образо­вание относительных прилагательных (сначала — с суф­фиксом ов-; затем — с суффиксом-н-);

  2. образование возвратных глаголов;

  3. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

III этап. На этом этапе проводится работа по дифферен­
циации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-;
у-; пере-).


В целом, в процессе логопедической работы связь значе­ния и звукового выражения закрепляется с помощью опре­деления звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе об­щей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется диф­ференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразова­ния у дошкольников с ЗПР является смешение словообра­зовательных форм со сходными значениями.

Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных

Словообразование существительных

Образование существительных при помощи уменьшительно- лас­кательных суффиксов

В процессе коррекционной работы в первую очередь от­рабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводит­ся работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-.

278

Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи

а) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­
ществительного но опорным словам с помощью картинок.

Дидактический материал — парные картинки.

Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос носик; рот ротик; назывет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые сло­ва, например, таз тазик; сад садик; лоб лобик; клюв клювик; гвоздь гвоздик; куст кустик; ка­рандаш карандашик; хвост хвостик; халат хала­тик; лист листик и т. д.

б) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­
ществительного с помощью суффикса -чик-.

Дидактический материал — парные картинки (шкаф шкафчик; стул стульчик; чемодан чемоданчик; ва­гон вагончик; диван диванчик; суп супчик; попу гай попугайчик; помидор помидорчик; портфель портфельчик и т. д.).

Логопед просит ребенка назвать картинки.

в)
Образование уменьшительно-ласкательных форм су­
ществительных при помощи суффиксов -ц-; -иц-.

Дидактический материал — парные картинки (дерево деревцо; платье платьице; окно оконце; одеяло оде­яльце; кресло креслице; зеркало зеркальце и т. д.).

Логопед называет большой предмет, а ребенок — малень­кий.

г) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­
ществительных при помощи суффикса -очк-/-ечк-.

Дидактический материал — парные картинки (ваза вазочка; юбка юбочка; бочка бочечка; лапа лапоч­ка; вилка вилочка; чашка чашечка; тарелка та­релочка; ложка ложечка; лента — ленточка; клетка клеточка; кружка кружечка; куртка курточка; подушка подушечка; стена —- стеночка; почка почеч­ка и т. д.).

Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы.

Образование существительных с помощью суффикса -ниц-

со значением вместилища

Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются сло­вообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразователь­ные формы с чередованием звуков в основе производного слова.

Для закрепления употребления суффикса -ниц- (со значе­нием вместилища) может быть использован следующий при­мерный речевой материал: соус соусница; сахар сахар­ница; суп супница; пепел пепельница; хлеб хлебница; чай чайница; сухари сухарница; чернила чернильни­ца; салат салатница; мыло мыльница и т. д.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а) Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб в хлебнице, конфеты в конфетнице; сахар в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-, и про­сит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Налива­ют суп? Держат чай? и т. д.

б) Игра «Что для чего?».

Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, кото­рые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Напри­мер:
для чая нужна чайница; для соуса соусница; для са­лата — ... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2

слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата салат (ница).

Образование существительных с помощью суффикса -инк-

Образование существительных с помощью суффикса -инк-проходит с учетом наличия чередования звуков в основе про­изводного слова.

На I этапе отрабатываются словообразовательные фор­мы с суффиксом-инк-без чередования звуков, н а II эта-п е проходит работа над формами с чередованием звуков в ос­нове производного слова.

В ходе обучения может быть предложен следующий при­мерный речевой материал: пыль пылинка, дождь дождин­ка, виноград виноградинка, солома соломинка, бусы усинка, изюм изюминка, град градинка, икра икрин­ка, роса росинка, хворост хворостинка; горох горо­шинка, чай чаинка, снег снежинка, песок песчинка.

Вышеназванные словообразовательные формы отрабаты­ваются в процессе игр и игровых упражнений.

В качестве примера предложим игру «Измени слово».

Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как гово­рит Буратино, и изменить названное слово по его образцу: Виноград виноградинка, солома — ... и т. д.

Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуще­ствляется с учетом наличия или отсутствия чередования зву­ков в основе слова и проходит в три этапа.

I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.

II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.

III этап — работа над словообразовательными форма­ми, в основе которых лежит явление супплетивизма (заме­на корня производного слова).

Этапы работы

Речевой материал

I этап

Лиса (лисенок), гусь (гусенок), ворона (вороненок), еж (ежонок), лось (лосенок), тигр (тигренок), слон (слоненок),олень (олененок)

II этап

Индюк (индюшонок), орел (орленок), белка (бельчонок), волк (волчонок), кошка (котенок), медведь (медвежо­нок), заяц (зайчонок), лев (львенок), кролик (крольчо­нок), галка (галчонок)

III этап

Овца (ягненок), корова (теленок), лошадь (жеребе­нок), свинья (поросенок), курица (цыпленок), собака (щенок)