Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников с ЗПР.
При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально — на основе наглядно-образного мышления, далее — в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового анализа морфемы, закрепления его с помощью буквенного обозначения; д) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифференциация слов с аффиксами одного значения.
Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения понимания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назовет логопед; в) выполнить действия.
Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.
I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием денотатов на невербальном уровне.
На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:
-
образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала — формы с продуктивным суффиксом -ик-; затем — с менее продуктивными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-); -
образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища; -
образование существительных с помощью суффикса -инк-; -
образование названий детенышей животных и птиц; -
образование существительных, обозначающих профессии, с помощью следующих суффиксов: -щик-; -чик; -иц-; -ниц-.
II этап. На данном этапе отрабатываются следующие
формы словообразования:
-
образование прилагательных от существительных по плану: а) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-; затем — с суффиксом -j-); б) образование качественных прилагательных; в) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом ов-; затем — с суффиксом-н-); -
образование возвратных глаголов; -
образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
III этап. На этом этапе проводится работа по дифферен
циации приставочных глаголов (приставки в-; вы-; при-; от-;
у-; пере-).
В целом, в процессе логопедической работы связь значения и звукового выражения закрепляется с помощью определения звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе общей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется дифференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразования у дошкольников с ЗПР является смешение словообразовательных форм со сходными значениями.
Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных
Словообразование существительных
Образование существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов
В процессе коррекционной работы в первую очередь отрабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводится работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-.
278
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительного но опорным словам с помощью картинок.
Дидактический материал — парные картинки.
Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос — носик; рот — ротик; назывет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые слова, например, таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик; клюв — клювик; гвоздь — гвоздик; куст — кустик; карандаш — карандашик; хвост — хвостик; халат — халатик; лист — листик и т. д.
б) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительного с помощью суффикса -чик-.
Дидактический материал — парные картинки (шкаф — шкафчик; стул — стульчик; чемодан — чемоданчик; вагон — вагончик; диван — диванчик; суп — супчик; попу гай — попугайчик; помидор — помидорчик; портфель — портфельчик и т. д.).
Логопед просит ребенка назвать картинки.
в)
Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительных при помощи суффиксов -ц-; -иц-.
Дидактический материал — парные картинки (дерево — деревцо; платье — платьице; окно — оконце; одеяло — одеяльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д.).
Логопед называет большой предмет, а ребенок — маленький.
г) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительных при помощи суффикса -очк-/-ечк-.
Дидактический материал — парные картинки (ваза — вазочка; юбка — юбочка; бочка — бочечка; лапа — лапочка; вилка — вилочка; чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; лента — ленточка; клетка — клеточка; кружка — кружечка; куртка — курточка; подушка — подушечка; стена —- стеночка; почка — почечка и т. д.).
Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы.
Образование существительных с помощью суффикса -ниц-
со значением вместилища
Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова.
Для закрепления употребления суффикса -ниц- (со значением вместилища) может быть использован следующий примерный речевой материал: соус — соусница; сахар — сахарница; суп — супница; пепел — пепельница; хлеб — хлебница; чай — чайница; сухари — сухарница; чернила — чернильница; салат — салатница; мыло — мыльница и т. д.
Примерные виды заданий и игровых упражнений
а) Игра «Назови предмет».
Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб — в хлебнице, конфеты — в конфетнице; сахар — в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Наливают суп? Держат чай? и т. д.
б) Игра «Что для чего?».
Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, которые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Например:
для чая нужна чайница; для соуса — соусница; для салата — ... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2
слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата — салат (ница).
Образование существительных с помощью суффикса -инк-
Образование существительных с помощью суффикса -инк-проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова.
На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксом-инк-без чередования звуков, н а II эта-п е проходит работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова.
В ходе обучения может быть предложен следующий примерный речевой материал: пыль — пылинка, дождь — дождинка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы — усинка, изюм — изюминка, град — градинка, икра — икринка, роса — росинка, хворост — хворостинка; горох — горошинка, чай — чаинка, снег — снежинка, песок — песчинка.
Вышеназванные словообразовательные формы отрабатываются в процессе игр и игровых упражнений.
В качестве примера предложим игру «Измени слово».
Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по его образцу: Виноград — виноградинка, солома — ... и т. д.
Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуществляется с учетом наличия или отсутствия чередования звуков в основе слова и проходит в три этапа.
I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.
II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.
III этап — работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова).
Этапы работы | Речевой материал |
I этап | Лиса (лисенок), гусь (гусенок), ворона (вороненок), еж (ежонок), лось (лосенок), тигр (тигренок), слон (слоненок),олень (олененок) |
II этап | Индюк (индюшонок), орел (орленок), белка (бельчонок), волк (волчонок), кошка (котенок), медведь (медвежонок), заяц (зайчонок), лев (львенок), кролик (крольчонок), галка (галчонок) |
III этап | Овца (ягненок), корова (теленок), лошадь (жеребенок), свинья (поросенок), курица (цыпленок), собака (щенок) |