Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16. Религиозные правовые системы. Каноническое право в Украине
Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви. Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей. На сегодняшний день в мире существует множество правовых систем, каждая из которых обладает отличиям характерными только этой системе. Само понятие «правовая семья служит для обозначения нескольких правовых систем со сходными юридическими признаками, и это сходство является результатом их совместного исторического и логического развития.
Западные компаративисты отрицают типологию правовых систем только по типу их классовой сущности. Они при классификации используют самые разные факторы, такие как этические, расовые, географические, религиозные юридической техники стиля права и другие. И как следствие возникает множество классификаций. Однако самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная французским ученым Давидом. Эта классификация основана на сочетании двух критериев:
1) идеологии, включающих в себя религию, философию, социальные и экономические структуры.
2) Юридической техники, которая включает в себя в качестве основной составляющей источники права.
Давид предложил идею трихотомии – выделения трех систем (или семей): Романо-германской, англосаксонской, или англо-американской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, включающий в себя 4/5 планеты, который получил название «Религиозные и традиционные правовые системы».
17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
Современная юриспруденция немыслима без использования сравнительного правового метода (метода компаративистики). Заглавная идея компаративистики, первоначально представленная в качестве стратегической — идея "вселенского права" (Международный конгресс сравнительного права 1900 г. в Париже;, частично получила выражение в международном праве. С другой стороны, правовое развитие не может быть ограничено рамками своей правовой культуры. Не случайно ни одна национальная юридическая наука не может развиваться только на основе информации о своей правовой системе. Сравнительное право (Р. Давид) один из элементов универсализма юриспруденции, особенно важного в наше время, потому компаративистике принадлежит первостепенная роль в изучении права и изменениях права.Сравнительное правоведение выступает в качестве важного инструмента постижения и развития права. Его нормативная функция состоит в том, чтобы, используя чужой опыт, дать толчок процессу собственного правотворчества. При этом разумное подражание чужим законам и институтам, при формировании собственных, связано с учетом той новой среды, в которой они будут применятьсяК. Цвейгерт и X. Кетц пишут о четырех определяющих функциях сравнительного правоведения: 1) законодательной, когда результаты сравнительно-правовых исследований используются как материал для законодателя; 2) интерпретационной — сравнительно-правовые исследования выступают как инструмент для толкования законодательства; 3) дидактической — здесь проявляется значение сравнительного правоведения для юридического образования; 4) унификационной — свидетельствующей о роли социально-правовых исследований для унификации права.Сформулированы методологические правила, которыми целесообразно пользоваться в сравнительном правоведении:— правильный выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей, обусловленная его природой и потребностями субъекта;— проведение сравнения на макро- и микроуровне с использованием различных методов для выяснения внутренних связей и зависимостей;— правильное определение признаков сравниваемых явлений, норм, институтов и формулирование задач;— выявление степени сходства и различия юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;— разработка и применение критериев оценки сходства, различия и несопоставимости правовых явлений, институтов и норм;— определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования. Среди объектов сравнительного правоведения (Ю А Тихомиров): вся правовая реальность, ее состояние и изменения;
правовые явления и институты, принадлежащие к определенной правовой семье правовые учения, концепции и правовые взгляды; правовая система- правовые массивы и комплексы межгосударственных объединений; национальное законодательство; отрасли, подотрасли законодательства; правовые институты; законы и другие правовые акты; правовые нормы; юридическая техника.Значение исследований сравнительного правоведения в необходимости отказа от представлений об универсальных моделях правового развития, поскольку правовая эволюция связана с использованием традиций, уникальности и самобытности различных правовых систем, культур и цивилизаций.На основе сравнительного правоведения должно развиваться отечественное общетеоретическое правоведение и профессиональная подготовка юристов, позволяющая им действовать успешно как в пределах национальной правовой системы, так в других правовых системах: международных, интегративных, национальных.
18. Философия права. Отрасли философии права . Философия права не может считаться юридической наукой, поскольку философия и наука — это разные типы мышления о предмете. Поэтому философия права выступает как особая юридическая теория. В рамках юриспруденции философия права и теория государства и права являются единственно соразмерными по масштабности взгляда на предмет юриспруденции и действуют по принципу дополнительности. Философия права — это учение о смысле права. Иными словами: в силу каких универсальных причин и ради каких универсальных целей устанавливается и действует право?Необходимость более широкого использования философии в современной отечественной юриспруденции определяется: изменением в соотношении государства и права (движение к правовому государству); формированием юридической элиты; преодолением правового нигилизма; перспективами права.Среди важнейших направлений (отраслей) философии права обычно выделяют:1) правовую онтологию — учение о бытии права, его природе, сущности, принципах, основных гранях права (догме права, правовом содержании, правовых идеях), разграничении права и закона; 2) правовую гносеологию — теорию и методологию познания правовой реальности, связанную с разграничением права на естественное и позитивное, формированием юридического и легистского правопонимания
; 3) правовую аксиологию — учение о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности); 4) правовую антропологию — учение о месте человека в праве, его отношении к правовым явлениям, способности создавать право и воспринимать его содержание; 5) правовую логику - которая выражена в системе правовых понятий и правовом мышлении. Без правовой логики невозможно существование юридической терминологии; 6) правовую герменевтику — как теорию постижения и истолкования смыслов содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, инструкциях, решениях, приговорах и т д.) Правовая герменевтика ориентирована на интерпретатора, поэтому толкование здесь выступает как искусство профессионала Чем выше уровень профессионализма, тем ближе толкование к пониманию правовой реальности.
19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.Социология права часто рассматривается как отрасль социологии, с одной стороны, и как юридическая наука, с другой стороны. В этом втором значении социология права именуется юридической социологией. Как часть юриспруденции социология права возникла в рамках общетеоретического правоведения и базируется на традициях социолого-юридического подхода в изучении права. Она обращена к праву в жизни (живое право — Е. Эрлих) Сложились три направления исследования в сфере отечественных разработок юридической социологии: 1) социальная обусловленность права; 2) социальный механизм действия права; 3) эффективность действия законодательства и правоприменительной деятельности.В общем плане предметом социологии права (юридической социологии) выступают специфические закономерности развития правовых нормативов, социодинамика их функционирования и последствия социального действия. Основная цель социологии права — оптимизация правового регулирования.Правовая социализация составляет важную часть общей социализации и выступает как непрерывный процесс формирования индивидуального правового опыта и усвоения социального опыта. В процессе правовой социализации личность подпадает под давление и навязывание весьма противоречивых нормативов и ценностей.Социализация может осуществляться посредством передачи опыта правового поведения другими лицами, выполнения различного рода деятельности, когда на практике проявляется усвоение правовых норм и ценностей Наряду с научением и приобретением правового опыта существует особый канал воздействия — символическая социализация, которая основывается на представлениях о таких явлениях как правовое государство, верховенство права, права человека, судебная защита и т.п.Правовая социализация может быть определена как процесс приобретения системы правовых установок и ценностных ориентации, необходимых для функционирования личности в сфере действия права.Общественное мнение в отношении к праву выражено по двум определяющим направлениям. Прежде всего общественное мнение как состояние массового сознания связано с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам, что должно учитываться законодателем при принятии правовых решений. С другой стороны, действующее законодательство и практика его применения получают
свое отображение в общественном мнении, что сказывается на эффективности правового регулирования. В этой связи проблема изучения общественного мнения о праве, о правовой системе в целом, о правовой политике, о правовых актах — составляет важнейшую задачу юриспруденции.
20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурацияПод аккультурацией понимается любое перемещение одной культуры в другую Идея правовой аккультурации состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой (Ж Карбонье) Правовая аккультурация это усвоение и использование правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов деятельности других правовых культур, правовых систем, правовых семей.Современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Разворачивается диалог правовых культур, т.е. циркуляция в общественном сознании различных идей, мировозренческих и ценностных установок, распространяемых через систему образования и воспитания, специальную литературу, средства массовой информации, деятельность различных организаций, в ходе которой происходит (перетекание) идей, их столкновение, взаимодействие. При этом правовая аккультурация может осуществляться властью с помощью законодательства и судебной практики. При заключении договоров правовая аккультурация может происходить частным путем. Учеными и преподавателями на уровне юридической науки и юридического образования также осуществляется правовая аккультурация. Отсюда разграничение трех видов правовой аккультурации властной, договорной и доктринальной.По результатам правовой аккультурации различается позитивная - свидетельствующая об утверждении правового института и негативная — связанная с вырождением правового института, либо отказом в его использовании. В качестве глобальной аккультурации рассматривается рецепция права, когда принципиально меняется правовая система, происходят глубинные изменения в правовой культуреОдна из проблем взаимодействия правовых культур — явление декультурации, т е разрушения правовой культуры при заимствовании иных правовых ценностей, норм, институтов и т.д. Нарастание взаимодействия между правовыми культурами требует от каждой правовой культуры стойкости по отношению к другим правовым культурам и способности к усвоению инноваций.