Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом свя­занного с тем, что налоговая система, основной опорой которой яв­ляется обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему государству и большей децентрализации.

85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство

Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью пра­ва и осуществляется в правовых формах. Целью правового государ­ства является благосостояние индивида и общества. В основу существования правового государства положены такие принципы: обеспечение основных прав в свобод человека и гражданина; эф­фективность государственных мероприятий, необходимых гражда­нам и соответствующих праву; равенство всех перед законом и обеспечение доступа каждому к правовой защите; ограничение го­сударственной власти в пользу индивида и право гражданина на компенсацию.

Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального контроля со сторо­ны общества над государственной властью. В правовом государстве каждая власть действует строго в определенных границах.

В современном правовом государстве законодательная основа необходима не только для любого вмешательства, касающегося сво­боды и права собственности гражданина. Законом должно регули­роваться все то, что затрагивает разнообразные интересы граждан. В этой связи для правового государства одной из центральных про­блем является обеспечение прямого действия закона. Начало этому служит решение вопроса прямого действия основных прав и сво­бод. Прямое действие закона предполагает ясность сформулирован­ных норм гражданину, что на практике означает создание четкого механизма судебного толкования существующих законов. Контроль за конституционностью издаваемых законодательных актов должен быть жестким и эффективным и осуществляться конституционным судом.


Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип вер­ховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполни­тельной властью устанавливается процедура принятия правовых решений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснованием решений.

Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С по­мощью правосудия осуществляется контроль за защитой прав, сво­бод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведением в жизнь принципа невмешательства в принятие конк­ретного судебного решения. Характерно, что защита субъективных прав может осуществляться в суде даже независимо от существова­ния процессуального закона. Иными словами, гражданин может об­ратиться в суд в случае нарушения своего субъективного права при отсутствии соответствующего закона.

Эффективность правового государства во многом определяется способностью с помощью право­вой системы осуществлять наиболее рациональные действия и исполь­зовать при этом интересы людей.
86. Государственные органы и их классификация

В осуществлении государственной власти определяющую роль играют государственные органы. Каждый государственный орган выступает как самостоятельный, структурно обособленный элемент государственного аппарата, наделенный компетенцией для осуществления своих функций. Создание государственного органа связано с наличием правового основания, т е определяется действующим законодательством Обычно система государственных органов устанавливается конституцией и каждый государственный орган выполняет строго определенные нормативами виды деятельности Кроме того, его организационная структура, компетенция, террито­риальные и темпоральные пределы деятельности, место в системе государственного аппарата и порядок взаимодействия с другими го­сударственными органами закрепляется в нормативно-правовых ак­тах. Государственный орган наделяется властными полномочиями и возможностью применения принудительных средств для осуществ­ления своих функций. Государственный орган имеет свою сферу приложения, свою область деятельности, которую именуют предме­том ведения. Для функциональной характеристики государственно­го органа используется понятие "компетенция", охватывающее круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому госу­дарственному органу, а также предмет его ведения (А Б Венгеров). Государственный орган может действовать исключительно в пределах своей компетенции и предмета ведения



Организация и деятельность государственных органов строится на основе принципов законности, профессионализма, отчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демокра­тизм. Следует подчеркнуть, что государственный орган обязан осуществлять свою компетенцию. Однако в компетенцию некото­рых государственных органов входят отдельные полномочия, кото­рыми орган может пользоваться по своему усмотрению, например, право законодательной инициативы. Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций законом могут быть предусмотрены на этот случай дискреционные полномочия, позволяющие государственным органам действовать по своему усмотрению

Все государственные органы могут разделяться на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнитель­ной власти, органы судебной власти, правоохранительные органы и контрольно-надзорные органы. В зависимости от сложности задач и территориальных пределов деятельности государственные органы делятся на центральные и местные. Здесь следует отметить, что законодательные органы могут быть только центральными и не быва­ет местных органов законодательной власти. В связи с изменением соотношения центра и периферии в современных государствах уси­ливается значение местных государственных органов. К тому же параллельно с государственными органами на местах складываются и все более усиливаются органы местного самоуправления, создаю­щие дополнительные сложности для функционирования всей системы государственных органов

87. Номенклатура функций государства

Функции, то есть основные направления деятельности го­сударства либо ограничены узкими рамками охраны порядка внутри страны, обеспечением внешней безопасности и разрешением конф­ликтов в минимальном государстве, либо проявляются во всех сфеpax жизни общества, что соответствует характеристикам макси­мального государства. В основных функциях государства раскрывается весь меха­низм государства, находит выражение специфика органов государ­ства, составляющих этот механизм Признание трех ветвей власти в механизме государства определяет классификацию функций госу­дарства на законодательные функции, административные и судеб­ные. Такое деление функций государства позволяет реально про­следить механизм осуществления государственной власти.

Минимальное и максимальное государство по-разному проявляет себя в жизни общества. Так для максимального государства харак­терна высокая активность в экономической деятельности и потому одной из важнейших является
экономическая функция государства. Наряду с этим максимальное государство осуществляет социальную функцию, которая связана с осуществлением социальной защиты нуждающихся в государственной поддержке инвалидов, сирот, многодетных семей, пожилых, безработных и т.д. Осуществляя социальную функцию, государство содействует обеспечению занятости населения и справедливому распределению общественных благ. Социальная функция в форме государственной поддержки осуществляется в области образования, науки, культуры и здравоохранения. Необходимость охраны окружающей среды, экологические катастрофы, нарушение экологических требований поставили в повестку дня осуществление государством экологической функции

Важнейшей функцией государства является налоговая функция. С учетом того, что современное государство в меньшей степени яв­ляется собственником, проблема налогообложения, сборов, пошлин и иных обязательных платежей приобретает все большее значение. Показательно в этой связи обозначение современного государства в качестве налогового государства. Новые стимулы получает охрани­тельная функция государства по охране прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка. Все перечисленные функ­ции традиционно относили к внутренним функциям государства. На­ряду с ними выделяли внешние функции . Специалистами в настоя­щее время отмечается размывание граней между внутренними и внешними функциями, их взаимопроникновение. Тем не менее, среди внешних функций фиксируется функция обороны страны, базирую­щаяся для современных государств на принципе поддержания доста­точного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям нацио­нальной безопасности государства. Экономическая взаимозависи­мость государств в современном мире предполагает осуществление государством функции интеграции в мировую экономику, внешнеэко­номического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций. Деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия охватывается функцией поддержания мирового порядка. Наконец, необходимость решения глобальных проблем, стоящих перед международным сооб­ществом, которые не могут быть ограничены территориальными пре­делами одного государства, требует осуществления функции сотруд­ничества с другими государствами в решении глобальных проблем.


88. Государственная служба. Прохождение государственной службы

Государственная служба выступает как один из основных видов деятельности государства по формированию кадрового состава государственного аппарата и правовому регулированию всех аспек­тов работы государственных служащих, занимающих должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.

Среди важнейших аспектов государственной службы выделяются: 1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий, 2) в этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов, 3) эта деятельность направлена на обеспечение функцио­нирования государственных органов, 4) эта деятельность выступает как исполнение должностных обязанностей Законодатель зачастую рассматривает государственную службу как профессиональную дея­тельность служащих в различных государственных органах.

Каждый государственный служащий занят выполнением опреде­ленных задач, осуществлением установленных для него функции и в соответствии с этим занимает определенную государственную должность. При этом государственным служащим является лицо, занимающее должность в установленном порядке. Статус государственного служащего определяется, во-первых, установленной должностью и, во-вто­рых, квалификационным разрядом. Исполнение обязанностей по го­сударственной должности связано с получением денежного возна­граждения.

Государственный служащий, который занимает установленную в норматив­но правовом порядке должность, именуется должностным лицом. При этом для занятия должности принимается присяга, в соответ­ствии с которой должностное лицо обязуется выполнять свои слу­жебные и профессиональные обязанности в строгом соответствии с требованиями законов, защищать права и свободы граждан; своей деятельностью способствовать становлению правового государства, утверждению принципов социальной справедливости, не совершать действий, подрывающих авторитет государственной службы.

В соответствии с действующим законодательством государствен­ная служба выступает как основанная на законе деятельность пер­сонала государственных органов, состоящая в реализации государ­ственной власти в различных областях социальной жизни. Прохождение государственной службы включает в себя организацию подбора кадров в управленческий ап­парат, осуществление перемещения работников по служебной лест­нице, установление и реализация способов увольнения с государ­ственной службы.