Файл: План Введение Понятие и система принципов трудового права. Свобода труда как основополагающий принцип трудового права. Заключение Список литературы Введение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План
Введение
-
Понятие и система принципов трудового права. -
Свобода труда как основополагающий принцип трудового права.
Заключение
Список литературы
Введение
Переход нашей страны к рыночным механизмам хозяйствования предполагает в качестве необходимых предпосылок создание советским законодательством условий для беспрепятственной реализации требований рыночной экономики и максимально свободного удовлетворения экономических интересов собственников и предпринимателей. Их интерес в сфере применения труда рабочих и служащих состоит, во-первых, в появлении рынка труда работников, свободных от собственности на средства производства, и, во-вторых, в построении своих взаимоотношений с этими работниками по модели найма труда. Не имея опоры в сегодняшнем трудовом законодательстве, она обычно облекается по практике в форму договора подряда и трудового контракта, составленных во многих случаях с прямыми нарушениями трудового законодательства. Такая тенденция в итоге может привести к вытеснению трудовых договоров из негосударственного сектора и породить резкое снижение гарантий трудовых прав российских граждан. На фоне общего падения жизненного уровня населения такие метаморфозы труда с достаточной долей уверенности позволяют прогнозировать вступление страны в фазу социальных потрясений, которые, вероятнее всего, не позволят осуществить кардинальные реформы.
С этой точки зрения весьма актуальны исследования, направленные на поиски оптимальных моделей правового регулирования трудовых отношений, с помощью которых достигалась хотя бы относительная гармония в труде между интересами предпринимателей и наемных работников. Основное назначение этих моделей должно состоять в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить наемного работника таким уровнем юридических гарантий реализации его трудовых прав, которые по крайней мере не ставили бы его в худшее положение, чем то, которое он имел до перехода страны к рыночной экономике. С другой стороны, следует учитывать, что установление подобного рода правовых гарантий в ряде случаев, по сути, может означать ограничение свободы предпринимательства. В этом смысле государственное регулирование общественных отношений, порожденных наемным трудом, должно иметь определенные пределы, выход за которые в принципе недопустим, поскольку ущемляет свободу предпринимательства, а тем самым сдерживает экономическое развитие страны.
Первая из крупных проблем, которые здесь возникают, — это проблема определения исходных принципов правового регулирования трудовых отношений в новых экономических условиях.
1. Понятие и система принципов трудового права
Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т. д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы выяснить содержание и назначение предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закрепляются, установить существенные связи норм права с другими факторами общественного развития и определить их основную направленность. Эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей.
Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. Вместе с тем правовые принципы следует отличать от правосознания, которое выражает оценочное суждение людей об общеобязательных правилах поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов). Они закрепляются в Конституции, декларациях, законах или в скрытом виде отражены в содержании многих конкретных норм. В правовых принципах конкретно проявляются объективные закономерности общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избегать субъективизма в правовой политике.
Исходя из этого, под правовым принципом принято понимать выраженные в законодательстве исходные начала, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.
Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между человеком и организацией. Однако правовой принцип дает возможность правильно понять сущность правовой нормы, которая эти отношения регулирует. Будучи элементами правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм.1
В необходимых случаях они восполняют пробелы в законодательном регулировании отдельных сторон общественных отношений, не урегулированных правом. Этим самым они помогают практическим органам в решении вопросов еще не урегулированных конкретными нормами права, а также в правильном применении юридических норм. Этим определяется значение основных принципов. По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:
-
общеправовые, свойственные всем отраслям российского права, в том числе и трудовому (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.); -
межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом); -
отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права, являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю); -
внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.).
Таким образом, природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. Между названными группами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленные единством экономической, политической и социальной основы российского общества.
Они, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение, стабильны, целенаправленны, всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права.
Следовательно, принципы трудового права выражают закрепленные в законодательстве руководящие начала правовой политики в области организации и применения труда работников и общую направленность развития данной системы правовых норм.
Система основных принципов трудового права установлена в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, включает 18 пунктов, охватывающих своим регулирование практически все стороны трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, определяя содержание норм соответствующих институтов и подинститутов отрасли. В зависимости от сферы их действия и целевого назначения принципов их можно сгруппировать по этим критериям в несколько групп.
Первую группу составляют основные принципы, обеспечивающие свободу труда, осуществление права на труд, равенство прав и возможностей работников, в том числе равенство возможностей без всякой дискриминации в продвижении по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа, а также право на профессиональную подготовку и переподготовку.
К ней примыкает вторая группа принципов – запреты на действия, препятствующие реализации принципов, входящих в первую группу – запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Согласно ст. 3 каждый человек имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получить какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами, в том числе при доступе к работе, в оплате труда и других условиях труда.2
К сожалению, реальная практика далека от этих требований. Об этом можно судить по содержанию объявлений о приеме на работу, публикуемых в средствах массовой информации, в том числе в специальных издательствах типа «Работа», «Карьера», в которых устанавливаются требования к желающим поступить по полу, возрасту, месту жительства, наличию регистрации в данной местности и другим дискриминационным основаниям.
В соответствии с нормами Конвенций МОТ о принудительном труде и о его упразднении в ст.4 Трудового кодекса РФ дается понятие принудительного или обязательного труда, под которым понимается принуждение к работе под угрозой какого-либо наказания, в том числе: а) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины; б) в качестве средства наказания за участие в забастовке; в) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития и в других предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях.
В третью группу следует включить основные принципы, обеспечивающие права на справедливые условия труда:
-
право на справедливые условия труда, в том числе право на условия, отвечающие требованиям безопасности, гигиены, право на отдых, включая ограничения рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; -
право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, который согласно ст. 131 Трудового кодекса не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, а также право на получение заработной платы своевременно и в полном размере.
Четвертая группа объединяет основные принципы, обеспечивающие демократические начала в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и в управлении трудом:
-
право работников на участие в управление организацией в предусмотренных законом формах; -
право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;
Пятую группу образуют принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений:
-
право работников и работодателей на объединение для защиты своих интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них и аналогичное право работодателей; -
установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе и в судебном порядке; -
право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку в порядке, установлено федеральным законом.
Наконец, шестую группу основных принципов образуют взаимосвязанные права сторон, направленные на гарантии реального исполнения трудовых обязанностей не только работниками, но и работодателями:
-
право работодателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и обязанности бережного отношения к имуществу работодателя; -
право работников требовать от работодателя исполнения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения законодательства о труде и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, условий коллективных договоров и соглашений и иных актов, содержащих нормы трудового права.3
Указанные принципы конкретизируются и обеспечиваются нормами институтов трудового договора, трудовой дисциплины, материальной ответственности работников и работодателей за вред, причиненный другой стороне, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, разрешения трудовых споров.
Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Для трудового права России важны социально-экономические права, появившиеся в XX в. и закрепленные в Международном пакте ООН от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", а также в различных ратифицированных нашей страной конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).