Файл: Психологическая подготовка в волейболе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На тему:

Психологическая подготовка в волейболе

ПЛАН:

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

  2. . Совершенствование общих психических качеств волейболистов

  3. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.

  4. Развитие волевых качеств.

  5. Развитие процессов восприятия.

  6. Восприятие движений.

  7. Специализированные восприятия.

  8. Развитие внимания.

  9. Развитие тактического мышления, памяти, представ­ления и воображения.

  10. Развитие способности управлять своими эмоциями.

  11. Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям

  12. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

В условиях возрастающей тенденции роста конкурентос­пособности команд в современном волейболе роль психо­логической подготовки становится приоритетной для дости­жения победы над соперником. Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значитель­ной степени психологическими факторами. Чем ответствен­нее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состо­яние спортсменов.

В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, техни­ческой и тактической подготовленности игроков, выигры­вает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоцио­нальный подъем, желание победить нередко приводят к по­беде над более сильным противником, который недооцени­вает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.

Специфика определенного вида спорта накладывает от­печаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: внимания, памяти, мышления, воображе­
ния, эмоций, морально-волевых качеств. Так, решительность и смелость, например, автогонщика качественно отличают­ся от решительности и смелости волейболиста. Следова­тельно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболис­тов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенап­равленно и планомерно воспитывать те психические каче­ства волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях.

Известно, что волейбол как спортивная игра характери­зуется большой эмоциональной насыщенностью. Психоло­гические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особен­ностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов регистрации дей­ствий волейболистов специалисты сумели охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20-30 м/с, при подачах - 12-15 м/с, время передачи для напада­ющего удара (вторая передача) равно 1,10-1,40 сек, а прострельной передачи м/с - 0,60-0,70 сек, время приема по­дачи - 1,40-1,50 сек, прием нападающего удара - 0,35-0,45 сек. Блокирование совершается за 2,00-2,05 сек, причем в три этапа: 1) распознавание действий противника и опре­деление зоны, где необходимо ставить блок - 0,30-0,50 сек; 2) перемещение в зону блокирования - 1,00-1,15 сек; 3)прыжок и вынос рук над сеткой - 0,4-0,50 сек.

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия харак­теризуются изменчивостью в процессе игры. На трениров­ках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игро­вых действий заключается и в том, что этот арсенал техни­ческих приемов приходится применять в различных сочета­ниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точ­ности и дифференцированности движений, быстрого пере­ключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.

Анализ действий волейболистов показывает, что у высо­

коквалифицированных спортсменов игровые навыки настоль­ко высоко автоматизированы, что те действия, которые, ка­залось бы, должны были строиться по типу сложной реак­ции, строятся по типу простой. Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту дви­жений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча.

Под влиянием тренировки у игроков до минимума сво­дятся такие составные части латентного периода реакции, как моменты различения, узнавания и особенно выбора дей­ствий, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа.

Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстро­те реакции. Совершенствуя ее, необходимо вырабатывать умение предвидеть возможные игровые моменты.

Почти все действия волейболистов происходят на осно­ве зрительных восприятий. Умение видеть положение и пе­ремещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложивших­ся условиях - важнейшие качества волейболистов, которые предъявляют весьма высокие требования к объему поля зре­ния игроков и точности их глазомера.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий - все это предъявляет вы­сокие требования к мышлению волейболистов. Тактическое мышление волейболиста имеет свои специфические особен­ности. В процессе выполнения того или иного технического приема оно включено в само действие, неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после на­падающего удара противника, волейболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный момент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т.е. мышление носит действенный характер. Другая особенность заключает­ся в том, что в групповых действиях мышление носит нагляд­но-образный характер, требующий высокого развития про­
странственных и временных представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения.

Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность со­ревновательной борьбы, постоянная готовность к выполне­нию ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бур­но реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают по­ложительное влияние, другие - отрицательное.

Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии. Ве­роятно, этим можно объяснить такие перепады в игре волей­больной команды, как выигрыш одной партии, например, со счетом 25:12 и проигрыш следующей с таким же счетом. Вся­кое бурное эмоциональное состояние или состояние самоус­покоенности сразу же отрицательно отражается на качестве технических приемов и тактических действий волейболистов.

Волейбол предъявляет большие требования к психичес­ким качествам спортсмена. При равном техническом и так­тическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тре­нировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных воле­вых качеств.

Волейбол - коллективная игра, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов коман­ды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются вы­полняемыми им функциями, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависи­мость, взаимодействие, взаимопонимание, взаимострахов­ка не только определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но и характери­зуют моральные качества спортсменов: взаимопомощь, то­варищескую поддержку, чувство коллективизма.

Следует отметить, что при построении процесса психо­логической подготовки необходимо исходить из двух взаи­мосвязанных задач:

  • совершенствование общих психических качеств;

  • психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.

5.1. Совершенствование общих психических
качеств волейболистов

Общая психологическая подготовка волейболистов осу­ществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.

Основные задачи общей психологической подготовки во­лейболиста следующие:

  1. Развитие морально-волевых качеств личности спорт­смена.

  2. Развитие процессов восприятия, в том числе форми­рование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство сетки», «чув­ство площадки», «чувство времени», «чувство партнера».

  3. Развитие внимания, в частности, его объема, интен­сивности, устойчивости, распределения и переключения.

  4. Развитие тактического мышления, памяти, представле­ния и воображения, способности быстро и правильно оце­нивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение
    и контролировать свои действия.

  5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в про­цессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.

Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.

Очень важно в процессе учебно-тренировоч­ной работы не только подготовить высококвалифицирован­ного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование ми­ровоззрения, духовной сферы, формирование чувства кол­лективизма, разносторонних интересов и т.п.

Важнейшим фактором развития личности служит само­воспитание, организация которого должна направляться тре­нером. Особенности формирования морально-волевых ка­честв личности волейболистов и их проявление находятся в тесной связи со спецификой волейбола - коллективным характером игры.

Воздействие коллектива велико. Но это зависит от его состава и от того, какие в нем преобладают традиции, ка­кие взаимоотношения и связи. Как правило, коллектив бла­готворно воздействует на формирование положительных