Файл: Формирование регулятивных ууд детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (3 класс).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
6 раскрытие роли человека в природе и обществе;
6 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе):
1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.
2.2 Требования к планируемым результатам освоения «Основной образовательной программы начального общего образования», представленных в ФГОС НОО по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Метапредметные результаты
Регулятивные
-
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнѐнную учителем; -
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе выполнения работы на различных этапах урока); -
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -
планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -
планировать свои действия в течение урока; -
фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; -
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; -
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; -
контролировать и корректировать своѐ поведение с учѐтом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
-
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; -
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); -
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; -
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; -
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; -
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; -
сравнивать объекты по различным признакам; -
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота
воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; -
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; -
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; -
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
-
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; -
формулировать ответы на вопросы; -
слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; -
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнѐра в общении; -
признавать свои ошибки, озвучивать их; -
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; -
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; -
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм); -
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; -
составлять рассказ на заданную тему; -
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов всех его участников.
Личностные результаты
-
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего еѐ природу и культуру; -
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; -
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; -
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; -
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; -
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; -
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; -
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; -
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; -
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; -
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; -
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), а также на объектах железнодорожного полотна и железнодорожном транспорте, правил экологической безопасности в повседневной жизни; -
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Предметные результаты
-
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; -
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; -
находить на карте страны — соседи России и их столицы; -
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; -
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; -
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; -
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; -
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; -
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; -
классифицировать объекты живой природы, относя их к определѐнным царствам и другим изученным группам; -
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; -
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе -
приводить примеры растений и животных из Красной книги России; -
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; -
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; -
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; -
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -
вырабатывать правильную осанку; -
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; -
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; -
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; -
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; -
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать еѐ; -
соблюдать правила безопасного поведения в природе; -
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; -
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; -
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; -
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; -
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; -
понимать, как ведѐтся хозяйство семьи; -
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; -
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); -
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; -
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.