Файл: Стейкхолдерский подход в рамках vbm модели и его реализация.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Уфимский филиал Финуниверситета
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему:
«Стейкхолдерский подход в рамках VBM – модели и его реализация»
Выполнила: Гайсина Гузель А.
100.28/190007, 130БМФ
Научный руководитель: Фомина Елена Александровна
Уфа -2022
Содержание
Введение 3
-
История возникновения и сущность стейкхолдерского подхода
-
История и теория стейкхолдерского подхода 5 -
Классификация стейкхолдеров 13 -
Отражение в отчетности по МСФО интересы стейкхолдеров 21
-
Анализ степени реализации стейкхолдерского подхода в компании ПОА «Газпром»-
Характеристика компании ПОА «Газпром» 26 -
Взаимодействие со стейкхолдерами на примере ПОА «Газпром» 28 -
Характеристика показателей интересующих стейкхолдеров по МСФО и по РСБУ на примере ПОА «Газпром» 31
-
Рекомендации 35
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Введение
Современные тенденции развития бизнеса требуют от компании учитывать интересы широкого круга заинтересованных сторон, оказывающих положительное и отрицательное влияние на результаты деятельности компании. В последние годы в корпоративном управлении получил широкое распространение стейкхолдерский подход. Он выражается в учете интересов и требований, а также активном взаимодействии не только с акционерами и собственниками, но и другими стейкхолдарми: покупателями, бизнес-партнерами, государством, некоммерческими организациями, обществом в целом и др.
Следуя принципам корпоративной социальной ответственности, компании проводят диалоги со стейкхолдерами, регулярные общественные слушания и консультации, участвуют в совместных проектах, обеспечивают прозрачность деятельности и др.
Активизация общества, рост влияния потребителей, требования местных сообществ и властей разных уровней, ИТ-технологии и др. определяют целенаправленность коммуникации и взаимодействия со стейкхолдерами компаний.
Управление взаимоотношениями со стейкхолдерами осуществляется не только с целью снижения негативного влияния на компанию со стороны недовольных групп заинтересованных сторон, но и с целью поиска возможностей создания дополнительной ценности для разных стейкхолдеров. Социально ответственное поведение становится одним из определяющих факторов формирования положительного имиджа компании и ее деловой репутации.
Целью курсовой работы является определение понятия стейкхолдеров и их интересы, рассмотреть механизм управления ключевыми стейкхолдерами на примере ПАО «Газпром».
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
-
выявить критерии определения ключевых стейкхолдеров, систематизировать и расширить классификацию заинтересованных сторон; -
исследовать сущность и основные подходы к управлению стейкхолдерами; -
проанализировать практику взаимодействия компании «Газпром» со стейкхолдерами, систематизировать инструменты взаимодействия; выявить проблемы управления стейкхолдерами компании; -
проанализировать отчетность по МСФО и РСБУ на примере ПАО «Газпром»; -
предложить механизм управления ключевыми стейкхолдерами и методические рекомендации по управлению взаимоотношениями с ними; -
разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления стейкхолдерами.
Объектом выступает ПАО «Газпром» и их ключевые стейкхолдеры.
Предметом является организация эффективных отношений в процессе взаимодействия ПАО «Газпром» со стейкхолдерами.
-
История возникновения и сущность стейкхолдерского подхода-
История и теория стейкхолдерского подхода
-
Теория стейкхолдеров является одним из важнейших направлений в современном менеджменте. Любая организация в процессе своей деятельности взаимодействует тем или иным образом со стейкхолдерами, которые могут оказать влияние на достижение целей деятельности организации или быть подвержены влиянию со стороны организации. Ими могут быть группы или отдельные лица. Если бизнес стремится к достижению успешных результатов, как текущих, так и перспективных, то ему необходимо принимать во внимание интересы окружающих его стейкхолдеров [1, стр. 48].
Теория заинтересованных сторон начала формироваться в 1960-х годах в сфере бизнеса. Согласно данной теории компания является частью среды, в которой она существует и системой, способной влиять и быть подверженной влиянию со стороны других участников окружающей среды – стейкхолдеров:
-
покупателей, -
поставщиков, -
общества, -
акционеров, -
инвесторов, -
работников и других категорий заинтересованных сторон.
Дж. Харрисон и К. Джон разделяли стейкхолдеров по их расположению на три окружения, представленные на рисунке ниже
Широкое окружение: социокультурные силы (общество), технологическое изменение (технологии), глобальные экономические силы (экономика) и глобальные политические и юридические силы (политика) формирует контекст, в котором существует компания и ее операционное окружение. Компания имеет небольшое или незначительное влияние на компоненты широкого окружения. Операционное окружение состоит из внешних стейкхолдеров, которые влияют на компанию и на которых влияет компания. Организация на такое окружение может оказать лишь небольшое влияние. И наконец, внутреннее окружение организации включает стейкхолдеров с формальными связями с компанией.
В модели процесса стратегического управления Дж. Харрисона и К. Джона ресурсный подход – это инструмент помощи менеджерам в определении того, как взаимоотношения с внутренними стейкхолдерами могут использоваться для создания конкурентного преимущества компании. По этой схеме также можно увидеть необходимость и возможность налаживания связей со стейкхолдерами.
Дж. Харрисон и К. Джон утверждали, что приоритет должен быть отдан внешним стейкхолдерам, что связано с их способностью влиять на нестабильное окружение с которым сталкивается компания и ее менеджеры. Функция менеджеров состоит в экономическом и политическом управлении так же, как и стратегическом выборе. Более того, они отметили 2 основных положения для управления стейкхолдерами: промежуточное преобразование и налаживание контактов. Промежуточное преобразование – это слабое взаимодействие управленческого подхода теории стейкхолдеров с целью ограничения последствий влияния стейкхолдеров на компанию. Оно включает в себя мониторинговые действия, такие как исследование рынка, общественных отношений и планирование. С другой стороны, налаживание контактов больше подходит для высокоприоритетных стейкхолдеров из-за их потенциального влияния на нестабильность функционирования организации. Оно включает образование долгосрочных межорганизационных отношений, таких как совместные венчурные предприятия, альянсы и стратегические партнерства. Этот подход признает общие цели, низкие организационные барьеры и строится на взаимозависимости среди стейкхолдеров.
Среди исследователей отсутствует единство мнений о том
, кем же является стейкхолдер для организации: партнером или конкурентом. Это, в первую очередь, зависит от интересов стейкхолдеров в отношении рассматриваемой компании и от того, каким образом стейкхолдер может повлиять на компанию: позитивно или негативно. В целях определения ключевых стейкхолдеров могут быть выделены четыре группы стейкхолдеров в соответствии с их поведением в отношении компании (позитивным или негативным): стейкхолдеры завышенного ожидания, отстраненные, сотрудничающие (благоприятно настроенные) и негативно настроенные стейкхолдеры. Отстраненные стейкхолдеры не принимают участие в реализации какого-либо проекта организацией, но они могут оказаться самыми важными, поскольку могут появиться в самом конце проекта и повлиять на результат его реализации. Стейкхолдеры завышенного ожидания не могут определиться с тем, чего они действительно хотят от 19 взаимодействия с компаниями. Сотрудничающие стейкхолдеры, как правило, облегчают работу компании, так как они позитивно настроены в отношении деятельности компании и им важно участвовать в процессе принятия решений.
В электронном ресурсе Wikipedia можно найти следующее определение: «стейкхолдер - (от англ. stakeholder; букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик) — в узком смысле слова: лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; в широком смысле: одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом и правительства».
Управление стейкхолдерами включает следующие инструменты:
Важно чтобы фирма не просто пассивно подстраивалась под стейкхолдеров, но и активно управляла ими. А для этого необходимо тщательно изучить их, так как нельзя управлять объектом, который не изучен.
Это достаточно укрупненная классификация. Чтобы понять какие стейкхолдеры бывают и какие интересы могут преследовать каждая из групп, необходимо рассмотреть их совокупность более детально и тщательно.
Стейкхолдер-менеджмент во многом определяет успешность компании на рынке. Устойчивые и прибыльные компании имеют сильные взаимоотношения с внешней и внутренней средой и умеют эффективно ими управлять. Этот элемент стратегического управления помогает любой компании наладить устойчивые взаимоотношения с её клиентами, сотрудниками, поставщиками, акционерами и другими заинтересованными группами.
Как правило, воздействие стейкхолдеров рассматривают как единое противоречивое целое интересы частей, которого определяют траекторию развития компании. Учет требований стейкхолдеров приводит компанию к осознанию своей роли и ответственности в развитии социальной и экологической среды. Одновременно с развитием экономических отношений происходит изменение и развитие социальных отношений. Экономика не может существовать изолированно от социума. Бизнес должен учитывать социальные последствия своей деятельности и включаться в разработку и реализацию программ содействия устойчивому развитию. Компания должна увязать интересы максимизации прибыли со стратегическими интересами развития. Стимулом к реализации социальных программ для компании являются улучшение ее деловой репутации. Она может перенести конкуренцию в область социальной и экологической политики, и таким образом получит доступ к большему числу потребителей и партнеров по бизнесу, для которых важна деловая репутация и вклад компании в социальное развитие территории.
Ресурсы, которыми обладает компания для расширения экономических и социальных показателей своей деятельности, всегда ограничены. Поэтому перед компанией возникает задача привлечения внешних ресурсов. Анализ и учет интересов стейкхолдеров при разработке системы отчетности делает компанию более привлекательной в глазах инвесторов и позволяет ей привлекать дополнительные ресурсы для поддержки устойчивости развития.
Стейкхолдерский подход реализуется компаниями различных форм собственности, различных сфер деятельности, с различными потребностями, ценностями и возможностями. Так, программы, направленные на решение социальных вопросов работников, среди передовых компаний получили признание как деятельность, создающая ценность как для компании, так и для ее сотрудников и их семей.
При этом весьма существенным препятствием на пути реализации стейкхолдерского подхода является трудность продвижения этой идеи среди высшего менеджмента компаний и представителей властных структур. Зачастую подобные программы взаимодействия с местными сообществами рассматриваются не как стратегические инвестиции, а лишь как разовые проявления спонсорства или благотворительности.
Представляется, что системная деятельность по взаимодействию с заинтересованными сторонами, помимо управления проектными и социальными рисками, позволяет компаниям получать конкурентные преимущества. Анализ международной практики показывает, что проактивная, прозрачная и системно осуществляемая деятельность по реализации социальных инвестиций на основе передовых стандартов и методик позволяет интегрировать стейкхолдерский подход в основную деятельность компании и содействует созданию ценности как для компании, так и для взаимодействующих сторон.