Файл: Стейкхолдерский подход в рамках vbm модели и его реализация.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность стейкхолдерской модели управления обусловлена нарастающим кризисом доверия как в бизнес-сообществе, так и в обществе в целом. Коренные изменения в обычаях делового оборота, этике, методах и формах ведения бизнеса доказали неработоспособность подхода, основанного на наращивании акционерной стоимости в качестве основной и единственной цели компании. Тесное взаимодействие компаний в разных регионах с различными социально-экономическими условиями, различными культурными традициями и политическими режимами вынуждают компании вести диалог с лицами, группами, организациями, сообществами и иными заинтересованными лицами, которые подвергаются определенному воздействию со стороны компании или которые могут повлиять на деятельность компании. Стейкхолдерский подход к управлению компанией является единственной приемлемой моделью ведения бизнеса в условиях различных интересов взаимодействующих групп, требований открытости и прозрачности бизнеса, нестабильности в экономических и политических вопросах, необходимости гибкого и адекватного реагирования на изменения рынка, перехода власти из «рук продавцов» в «руки клиентов и покупателей».
В настоящее время существует несколько стандартов (руководств, рекомендаций и т.п.) по построению и развитию системы взаимодействия со стейкхолдерами, формированию, аудированию и раскрытию отчетности о результатах взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Таких компаний – активно ведущих диалог со всеми своими партнерами, – пока очень мало. Большинство компаний видят в партнерах исключительно противоборствующую сторону, охраняют скрупулезно свои «коммерческие тайны» и «передовые разработки», а также старательно скрывает серьезные внутренние проблемы (как текущие, так и потенциальные). Вовлечение стейкхолдеров в тесное взаимодействие позволило бы компаниям не только решить текущие проблемы с наименьшими потерями, но и предупредить возникновение новых либо минимизировать возможные негативные последствия.
Стейкхолдерский подход, который вовлекает компанию во взаимодействие и понимание своих заинтересованных сторон, является лучшей инфраструктурой принятия важных решений и взаимного предоставления необходимой информации для компании и ее стейкхолдеров, а также выступает отправной точкой для начала коренных преобразований в деятельности компании.
На конференции в 2002 году представители бизнеса высказали заинтересованность в некоем руководстве по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами. Тогда же началась работа по изучению опыта более 20 ведущих мировых компаний: каким образом они определяют круг своих стейкхолдеров, какие подходы к вовлечению они используют, с каким сложностями они сталкивались на первоначальном этапе, какие проблемы имеются в настоящее время и пр. Результаты исследования показали, что интересы и потенциальные выгоды различных сторон, компаний, групп и отдельных лиц в подавляющем большинстве случаев пересекаются и имеют вполне определенные точки соприкосновения. По мнению участников исследования, а также представителей компаний, выявленные проблемы могут быть и должны решаться в формате "win – win", то есть со взаимной выгодой для договаривающихся сторон; во взаимодействии друг с другом стороны имеют весьма высокие шансы договориться о взаимно приемлемых вариантах решений.
Исследование охватывало следующих участников развития взаимодействия: компании (корпорации – частные, местные, национальные и международные), неправительственные и некоммерческие организации (представители защитников окружающей среды, потребителей, здравоохранение, благотворительность), профсоюзные организации (местные, региональные, национальные, международные), союзы и ассоциации компаний в различных сферах (горнодобывающие, сталелитейные, нефтеперерабатывающие, химические, энергетические, транспортные, пищевая промышленность, финансовые, строительные и пр.).
Учитывая безусловные особенности работы компаний в перечисленных сферах, готовность менеджмента поделиться своим опытом и совместно разрабатывать пути совершенствования работы со стейкхолдерами является главным звеном в механизме формирования модели SRM для других компаний вне зависимости от размера, государственной принадлежности, юрисдикции, формы собственности или сферы деятельности.
Эффективное стейкхолдерское взаимодействие обеспечивает гибкость и жизнестойкость компании, значительно повышает качество обучения и инноваций, способствует определению новых возможностей роста и развития. Проактивное и системное вовлечение и взаимодействие компании со стейкхолдерами может не только способствовать функционированию компании, но и формировать потенциал для максимальной интеграции стратегии развития компании с социальной, окружающей и бизнес-средой, а также системную и динамичную бизнес-модель компании.
Построение конструктивного диалога между компанией и стейкхолдерами позволяет гармонизировать текущие и стратегические цели компаний и групп стейкхолдеров, проактивно реагировать на внешние угрозы и внутренние изменения, гибко управлять рисками, снизить расходы компаний на разработку и совершенствование продуктов и услуг, укрепить доверие общества к бизнесу, решать социально значимые проблемы на территориях присутствия компаний.
-
Классификация стейкхолдеров.
Основой классификации стейкхолдеров, как правило, являются их интересы. Разделение интересов стейкхолдеров на определенные направления позволяет понять целостную картину взаимоотношений корпорации со стейкхолдерами и выявить, в случае необходимости, конфликт интересов в той или иной сфере. Без учета интересов стейкхолдеров, связанных с деятельностью организации, крайне сложно реализовать стратегические решения. Такие отношения со стейкхолдерами являются неэффективными для организации, что в конечном итоге, может сказаться на результативности деятельности самой организации и на ее развитии.
Для определения ключевых стейкхолдеров, как правило, применяется модель Р. Митчелла. В основе выделения групп стейкхолдеров в данной модели лежат показатели власти, законности и срочности требований стейкхолдеров. Наиболее значимые стейкхолдеры будут иметь все три характеристики. Модель Р. Митчелла (1991) наглядно представлена на рисунке ниже
Как видно из рисунка, ключевыми стейкхолдерами являются «категорическая группа» (интересы обладают характеристиками срочности, власти и законности); «опасная группа» (власть и срочность требований), «зависимая группа» (законность и власть) и «доминирующая группа» (законность и срочность интересов).
Иную классификацию стейкхолдеров предлагают Г. Ньюболд и Г. Луффман.
Они выделяют четыре группы стейкхолдеров: 1) группа стейкхолдеров, финансирующих организацию (акционеры, инвесторы, кредитные организации); 2) менеджмент, руководящий организацией; 3) основные работники; 4) экономические партнеры (поставщики, покупатели).
М. Кларксон подразделял заинтересованные стороны на две группы: первичные стейкхолдеры (без взаимодействия с которыми организация не сможет существовать): акционеры и инвесторы, покупатели, поставщики, сотрудники компании и публичные заинтересованные стороны (органы государственной власти, местные администрации) и вторичные: группы по интересам, средства массовой информации и другие, не обязательные стейкхолдеры.
М. Родригес, Дж. Ричарт и П. Санчез в исследовательской статье об устойчивом развитии компании предлагают рассматривать стейкхолдеров в непрерывной взаимосвязи друг с другом, выделяя три ключевые группы:
субстанциональные (consubstantial level), к которым относятся акционеры и инвесторы, работники и стратегические партнеры; от данной группы стейкхолдеров зависит само существование организации;
контрактные (contractual level), включающие поставщиков и субподрядчиков, покупателей и финансовые институты; данная группа стейкхолдеров имеет договорные отношения с компанией;
контекстуальные (contextual level) – государственная администрация, местное сообщество, государство, общественные организации, а также, лица, формирующие общественное мнение; данная группа стейкхолдеров играет фундаментальную роль в поддержке функционирования компании (в частности, выдача разрешительных лицензий, финансирование и другое)
Г. Даулинг в своем труде «Репутация фирмы» предложил классифицировать стейкхолдеров на четыре целевые группы:
уполномочивающие стейкхолдеры (государственные органы, акционеры компании, совет директоров)
– стейкхолдеры, определяющие нормативные основы функционирования компании;
текущие стейкхолдеры (сотрудники, поставщики, организации сервисного характера)
– стейкхолдеры, оказывающие влияние на текущую деятельность компании;
диффузные стейкхолдеры (СМИ, группы особого интереса, местное сообщество, НКО)
– стейкхолдеры, отстаивающие общественные права граждан, выступающие за экологическую и социальную безопасность общества; если компания обладает положительной репутацией стейкхолдеры, как правило, занимают лишь наблюдательное положение и не выступают против компании;
потребители (выделяются в отдельную группу).
И. Фассин предложил классификацию стейкхолдеров на три группы: 1) реальные (stakeholders) – собственники, сотрудники, покупатели и местные сообщества); 2) наблюдатели (stakewatchers) – профсоюзные организации, общественные организации и другие организации и лица, не имеющие непосредственного интереса в отношении компании, но осуществляющие мониторинг за деятельностью компании и выступающие защитниками интересов заинтересованных сторон; 3) хранители интереса (stakekeepers) – государство, СМИ, прочие регулирующие и контролирующие органы.
Но тем не менее, как отмечают авторы, отнесение того или иного стейкхолдера к одной из вышеперечисленных групп зависит от конкретного случая: например, важный клиент может относиться к субстанциональным стейкхолдерам, поскольку от его заказов будет зависеть существование компании. Такая классификация, по их мнению, поможет руководству компании понимать значимость стейкхолдеров и определять характер взаимоотношений с ними.
Представителями исследовательской и консалтинговой компании Professional Academy стейкхолдеры классифицируются на три группы:
внутренние стейкхолдеры (internal stakeholders) – работники, менеджмент;
операционные стейкхолдеры (connected stakeholders) – дистрибьютеры, акционеры, поставщики, покупатели, кредиторы, посредники;
внешние стейкхолдеры (external stakeholders) – государство, пресса/СМИ, группы давления, местные сообщества, профессиональные объединения, общество в целом.
Анализ иностранной литературы показал, что теория заинтересованных сторон активно развивается, предложенные авторами классификации учитывают особенности функционирования зарубежных предприятий.
Анализ российских источников позволяет отметить, что классификация стейкхолдеров на внутренних и внешних является преобладающей. Научная школа Финансового университета, в частности, И. Беляева, М. Эскиндаров к внутренним заинтересованным сторонам относят работников, менеджеров и акционеров компании; к внешним – поставщиков, покупателей, кредиторов, инвесторов, местные сообщества, государственные органы, общественные организации и профсоюзы
Результаты систематизации существующих классификаций заинтересованных сторон по различным критериям представлены в таблице
Систематизация классификаций стейкхолдеров
Стейкхолдеры крупных российских компаний, являющихся в большинстве случаев холдинговыми структурами, должны включать отдельную группу в виде дочерних и зависимых обществ. Дочерние и зависимые общества составляют внутренний потенциал корпорации. Кроме того, в зависимости от специфики деятельности компаний и территорий присутствия компания может взаимодействовать с прочими стейкхолдерами – специфическими группами заинтересованных сторон. Например, к специфической группе можно отнести группу «Коренные и малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего востока», поскольку деятельность российских компаний, в частности нефтегазовой и энергетической отрасли, затрагивает права данных народов.