Файл: 1. я приехал в Россию зимой, в феврале ноябре марте я живу уже 2 месяца.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Определить тип текста.
Воробей умелый строитель. Лоскутки нитки кусоч?ки мочала и бумаги тр…винки соломинки перья все пригодилось заботливому строителю Перья и мягкий пух устлали гнездо внутри.
Славят?ся строительным мастерством и длиннохвостые синиц… маленькие пушистые пепельно(белые) птич?ки. Свои гнезда эти пташки плетут из з…леного мха паутины коконов насекомых скр…пляют его добавление в «стройматериалы» лишайников кусочков коры и пуха делает дом более проч?ным и улучшает его маскировку.
Карточка 15
Задание:
1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить знаки препинания.
2. Второе предложение разобрать по членам предложения, начертить схему.
Буревестник – интерес?ная птица. При взлете буревестник напоминает самолет: он не может сразу оторват?ся от воды, ему нужен разбег. Его об…текаемые и совершенно прямые в полете крылья пр…дают ему паразительное сходство с истребителем – техника полета у него просто изумительна.
А на воде он совсем другой: тут он похож? На больш…го смирного голубя. Трудно представить: эта же птица превращается в воздухе в хищ?ника, мелькающего подобно молнии.
(по Ю.Д. Шанько)
Карточка 16
Задание:
Произвести синтаксический разбор предложений.
Новогодним утром ранним
Блещет зимняя краса,
В белоснежном одеянье
Перелески и леса.
На кустах мохнатый иней,
Свежий снег хрустит звеня,
По завьюженной лощине
Вьется узкая лыжня.
(А. Балонский)
Карточка 17
Задание:
1. Объяснить знаки препинания.
2. Разобрать по членам предложения.
У наших зим особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет снег, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
(Н. Рыленков)
9 класс
Углубленное изучение русского языка (для подготовки к олимпиаде)
Карточка 18
Цель: повторить грамматическую основу, способы выражения главных членов.
Задание:
1. Спишите текст, подчеркните грамматическую основу в каждом простом и в каждой части сложного предложения.
2. Каковы способы выражения подлежащего и сказуемого?
3. Учитывая, что типичным выражением подлежащего в научном стиле является существительное или местоимение 3 лица, а сказуемое в нем обычно составное именное, можно ли отнести данный текст к научной речи?
В.В. Виноградов был первым настоящим ученым, которого мне пришлось встретить, и вместе с тем выдающимся из всех, кого я знала в жизни. Что отличало В.В. Виноградова как ученого? Сразу на этот вопрос не ответишь, но главным мне представляется вот что: глубокое погружение в мир лингвистики, такое глубокое, что не замечал многих неприглядных сторон жизни. Вести с войны в 1941-1943годах были мрачные, это очень угнетало. В Тобольске в это время было неуютно: голодно, холодно, мы сами заготавливали дрова для института, вместе с Виктором Владимировичем пилили их на берегу Иртыша. Но он спокойно и мужественно переносил все трудности, поддерживал нас своим оптимизмом. Жизнь его была очень напряженной, содержала свой, особый мир. В мире его мыслей были идеи лингвистики, жили ученые, писатели, умело и точно пользовавшиеся словом, неисчислимый набор разнообразнейших фактов русской речи которые он наблюдал, исследовал и обобщал.
И из знаний всего этого складывалась его удивительная эрудиция и исследовательская интуиция.
(В. Белошапкова «Мир его мыслей-русский язык)
9 класс
Сложносочиненное предложение
Карточка 19
Задание:
1. Спишите текст, подчеркните сочинительные союзы, укажите, какие конструкции ими соединяются.
2. В ССП пронумеруйте части, учитывая, сто неповторяющийся союз находится между частями, не относясь ни к одной.
3. Объясните знаки препинания в сложных предложениях с сочинением.
4. Р.р. Как изменится интонационный рисунок и общее значение текста, если вместо тире поставить обычные в таких случаях запятые? Сделайте вывод о вариантах знаков препинания в сложном предложении с сочинением.
Точно завеса, тонкая легкая завеса, слабо колыхаясь, перед его умственным взором, - и за этой завесой он чувствует… чувствует присутствие молодого, (не) подвижного, божественного лика с ласковой улыбкой на устах и строго, притворно-строго опущенными ресницами. И этот лик – не лицо Джеммы, это лицо самого счастья! И вот настал, наконец, его час, завеса взвилась, открываются уста, ресницы поднимаются – увидало его божество – и тут уже свет, как от солнца, и радость, и восторг нескончаемый!! Он думает об этом завтрашнем дне – душа его опять радостно замирает в млеющей тоске беспрестанно возрождающегося ожидания!
(И.С. Тургенев «Вешние воды»)
Карточка 20
Задание: составить ССП, используя в грамматических основах (в роли подлежащего или сказуемого) данные ниже слова:
занавес- аплодисменты;
дирижер-мелодия;
исполняли -было празднично;
слушаешь – хочется глагол в неопр. форме.
Карточка 21
Задание: описать зимний лес, пользуясь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В тексте союзы (как простые, так и сложные, и двойные) подчеркнуть прямой чертой, указательные слова, если будут употреблены, подчеркнуть волнистой чертой.
Карточка 22
Задание: описать по аналогии лису, используя ССП, указать их.
Горностай – дикий зверек. У него длинное, гибкое тело, а летний буроватый мех зимой заменяется белоснежным. Только кончик хвоста в любое время остается черным. Горностаи очень осторожны и избегают людей. Поселившись около человеческого жилья, горностай уничтожает вредных грызунов. Поэтому в некоторых районах горностаев специально держат для защиты продуктов от крыс и мышей.
Карточка 24. Задание 1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. 2. Составьте схемы предложений. На рас…вете …гущался туман и капли падали на листики березы и листики с каплями т…желея отрывались и падали на землю. Солнце взошло и туман рассе…лся капли перестали 2 падать и утре…ий легкий ветер(забавник) стал играть осиновыми листиками а от листиков на стволе осины прыгали и скакали тени. Время от ремени какой(нибудь) листик отрывался и ул…тал и с ним и…чезала его веселая тень. |
Карточка 25
Задание:
1) списать текст, графически объяснив орфограммы.
2) Озаглавить текст.
3) Составить предложение по схеме [1)], [и 2)].
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касают…ся земли. И она одевает…ся в ослепительный наряд. Побелели бл…стят разноцветные искорки инея. Свинц…вая вода темнеет среди беловатых пр…брежных зар..слей.
[1)], и [2)] .
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Карточка 26.
Задание:
составить сложное предложение смешанного типа:
а) по данному началу:
1)Смотришь на эту картину и кажется, …
2)Я прислушался, и …
б) составить предложение самостоятельно
.
Карточка 31
Задание:
1) Списать текст, озаглавить его словами автора.
2) Графически объяснить орфограммы.
Давным(давно) и…хожены все тропы на земле. А между тем нет таких дорог, которые бы (не)звали, (не)манили, (не)волновали. И в горах, ни в степи (не бывает) рас…ветов 2, чтобы они не обещали неизведанного дня. И даже в пустыне, где солнце, поднимаясь. Освещает одни и те же дали, сегодня дышит…ся иначе. Чем вчера.
(Не) бывает в пути двух одинаковых закатов и дважды (не)занимается одним и тем же огнем бивач?ный к…стер. Все в жизни ново и (не)повторимо. И те края, что много раз ты видел, с трудом порою узнаешь.
(По С.Залыгину)
Карточка 27
Задание:
устранить ошибки в построении СПП с придаточным определительными.
1)Еще недоразвернув вырезку, я понял, что это моя статья, написанная по заказу одной газеты, за которую мне стыдно до сих пор.
2)Незнайка считал, что каждая птица вредна, у которой клюв крючком и на лапах острые когти.
3)Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.
Карточка 26
Задание:
составить 2-3 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами (формой Т.п. сущ-го, сравнительным оборотом, сравнительным придаточным предложением)
«Первый снег»
«Листопад»
«Иней»
«Радуга»
(варианты тем)
Закрепление нового материала по теме: «Основные виды сложных предложений».
Уровень А
Знать ответы на вопросы:
- Какие предложения называются сложными?
- При помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного? (При помощи интонации, союзов и союзных слов; при помощи интонации – без союзов и союзных слов)
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
Для закрепления на обязательном уровне можно предложить простое задание: в данном тексте выделить сложные предложения.
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из- под него кое-где показалась черная, жирная земля. Березовые почки набухали, а барашки на вербах из белых стали желтыми. Поляны стали красивыми, потому что на них показались первые подснежники. Зацвела ива.