Файл: 1. я приехал в Россию зимой, в феврале ноябре марте я живу уже 2 месяца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.     Определить тип текста.

 

Воробей умелый строитель. Лоскутки нитки кусоч?ки мочала и бумаги тр…винки соломинки перья все пригодилось заботливому строителю Перья и мягкий пух устлали гнездо внутри.

Славят?ся строительным мастерством и длиннохвостые синиц… маленькие пушистые пепельно(белые) птич?ки. Свои гнезда эти пташки плетут из з…леного мха паутины коконов насекомых скр…пляют его добавление в «стройматериалы» лишайников кусочков коры и пуха делает дом более проч?ным и улучшает его маскировку.

 

Карточка 15

 

Задание:

1.     Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить знаки препинания.

2.      Второе предложение разобрать по членам предложения, начертить схему.

Буревестник – интерес?ная птица. При взлете буревестник напоминает самолет: он не может сразу оторват?ся от воды, ему нужен разбег. Его об…текаемые и совершенно прямые в полете крылья пр…дают ему паразительное сходство с истребителем – техника полета у него просто изумительна.

А на воде он совсем другой: тут он похож? На больш…го смирного голубя. Трудно представить: эта же птица превращается в воздухе в хищ?ника, мелькающего подобно молнии.

(по Ю.Д. Шанько)
Карточка  16

 

Задание:

Произвести синтаксический разбор предложений.

Новогодним утром ранним

Блещет зимняя краса,

В белоснежном одеянье

Перелески и леса.

На кустах мохнатый иней,

Свежий снег хрустит звеня,

По завьюженной лощине

Вьется узкая лыжня.

(А. Балонский)

 

Карточка 17



Задание:

1.     Объяснить знаки препинания.

2.     Разобрать по членам предложения.

 

У наших зим особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет снег, как будто загорелись

Закатом подожженные снега.

(Н. Рыленков)
9 класс

 

Углубленное изучение русского языка (для подготовки к олимпиаде)

 

Карточка 18
Цель: повторить грамматическую основу, способы выражения главных членов.

Задание:

1.     Спишите текст, подчеркните грамматическую основу в каждом простом и в каждой части сложного предложения.

2.     Каковы способы выражения подлежащего и сказуемого?

3.     Учитывая, что типичным выражением подлежащего в научном стиле является существительное или местоимение 3 лица, а сказуемое в нем обычно составное именное, можно ли отнести данный текст к научной речи?


В.В. Виноградов был первым настоящим ученым, которого мне пришлось встретить, и вместе с тем выдающимся из всех, кого я знала в жизни. Что отличало В.В. Виноградова как ученого? Сразу на этот вопрос не ответишь, но главным мне представляется вот что: глубокое погружение в мир лингвистики, такое глубокое, что не замечал многих  неприглядных сторон жизни. Вести с войны в 1941-1943годах были мрачные, это очень угнетало. В Тобольске в это время было неуютно: голодно, холодно, мы сами заготавливали дрова для института, вместе с Виктором Владимировичем пилили их на берегу Иртыша. Но он спокойно и мужественно переносил все трудности, поддерживал нас своим оптимизмом. Жизнь его была очень напряженной, содержала свой, особый мир. В мире его мыслей были идеи лингвистики, жили ученые, писатели, умело и точно пользовавшиеся словом, неисчислимый набор разнообразнейших фактов русской речи которые он наблюдал, исследовал и обобщал.

И из знаний всего этого складывалась его удивительная эрудиция и исследовательская интуиция.

(В. Белошапкова «Мир его мыслей-русский язык)

 

9 класс
Сложносочиненное предложение

 

Карточка 19

 

Задание:

1.     Спишите текст, подчеркните сочинительные союзы, укажите, какие конструкции ими соединяются.

2.     В ССП пронумеруйте части, учитывая, сто неповторяющийся союз находится между частями, не относясь ни к одной.

3.     Объясните знаки препинания в сложных предложениях с сочинением.

4.     Р.р. Как изменится интонационный рисунок и общее значение текста, если вместо тире поставить обычные в таких случаях запятые? Сделайте вывод о вариантах знаков препинания в сложном предложении с сочинением.

 

Точно завеса, тонкая легкая завеса, слабо колыхаясь, перед его умственным взором, - и за этой завесой он чувствует… чувствует присутствие молодого, (не) подвижного, божественного лика с ласковой улыбкой на устах и строго, притворно-строго опущенными ресницами. И этот лик – не лицо Джеммы, это лицо самого счастья! И вот настал, наконец, его час, завеса взвилась, открываются уста, ресницы поднимаются – увидало его божество – и тут уже свет, как от солнца, и радость, и восторг нескончаемый!! Он думает об этом завтрашнем дне – душа его опять радостно замирает в млеющей тоске беспрестанно возрождающегося ожидания!



  (И.С. Тургенев «Вешние воды»)

 

Карточка 20

 

Задание: составить ССП, используя в грамматических основах (в роли подлежащего или сказуемого) данные ниже слова:

занавес- аплодисменты;

дирижер-мелодия;

исполняли -было празднично;

слушаешь – хочется глагол в неопр. форме.

 

Карточка 21

 

Задание: описать зимний лес, пользуясь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В тексте союзы (как простые, так и сложные, и двойные) подчеркнуть прямой чертой, указательные слова, если будут употреблены, подчеркнуть волнистой чертой.

 

Карточка 22
Задание: описать по аналогии лису, используя ССП, указать их.

Горностай – дикий зверек. У него длинное, гибкое тело, а летний буроватый мех зимой заменяется белоснежным. Только кончик хвоста в любое время остается черным. Горностаи очень осторожны и избегают людей. Поселившись около человеческого жилья, горностай уничтожает вредных грызунов. Поэтому в некоторых районах  горностаев специально держат для защиты продуктов  от крыс и мышей.

      

Карточка 24.

 Задание

1.     Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

2.     Составьте схемы предложений.

На рас…вете …гущался туман и капли падали на листики березы и листики с каплями т…желея отрывались и падали на землю. Солнце взошло и туман рассе…лся капли перестали 2 падать и утре…ий легкий ветер(забавник) стал играть осиновыми листиками а от листиков на стволе осины прыгали и скакали тени. Время от ремени какой(нибудь) листик отрывался и ул…тал и с ним и…чезала его веселая тень.


 

Карточка 25

 

Задание:

1)    списать текст, графически объяснив орфограммы.

2)    Озаглавить текст.

3)    Составить предложение по схеме [1)], [и 2)].

Поздней осенью выпадает первый снег. Он  преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касают…ся земли. И она   одевает…ся в ослепительный наряд. Побелели бл…стят разноцветные искорки инея. Свинц…вая вода темнеет среди беловатых пр…брежных зар..слей.

[1)], и [2)] .

 

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

Карточка 26.

 

Задание:

составить сложное предложение смешанного типа:

а) по данному началу:

1)Смотришь на эту картину и кажется, …

2)Я прислушался, и …

б) составить предложение самостоятельно
.

Карточка 31

Задание:

1)    Списать текст, озаглавить его словами автора.

2)    Графически объяснить орфограммы.

Давным(давно) и…хожены все тропы на земле. А между тем нет таких дорог, которые бы (не)звали, (не)манили, (не)волновали. И в горах, ни в степи (не бывает) рас…ветов 2, чтобы они не обещали неизведанного дня. И даже в пустыне, где солнце, поднимаясь. Освещает одни и те же дали, сегодня дышит…ся иначе. Чем вчера.

(Не) бывает в пути двух одинаковых закатов и дважды (не)занимается одним и тем же огнем бивач?ный к…стер. Все в жизни ново и (не)повторимо. И те края, что много раз ты видел, с трудом порою узнаешь.

(По С.Залыгину)
Карточка 27
Задание:

устранить ошибки в построении СПП с придаточным определительными.

1)Еще недоразвернув вырезку, я понял, что это моя статья, написанная по заказу одной газеты, за которую мне стыдно до сих пор.

2)Незнайка считал, что каждая птица вредна, у которой клюв крючком и на лапах острые когти.

3)Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.

 

Карточка 26

 

Задание:

составить 2-3 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами (формой Т.п. сущ-го, сравнительным оборотом, сравнительным придаточным предложением)

«Первый снег»

«Листопад»

«Иней»

«Радуга»

(варианты тем)

 

 

Закрепление  нового материала по  теме: «Основные виды сложных предложений».
Уровень А

Знать ответы на вопросы:

- Какие предложения называются сложными?

- При помощи чего соединяются простые предложения в составе сложного? (При помощи интонации, союзов и союзных слов; при помощи интонации – без союзов и союзных слов)

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

Для закрепления на обязательном уровне можно предложить простое задание:  в данном тексте выделить сложные предложения.

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел,  стал рыхлым и темным, и из- под него кое-где показалась черная, жирная земля. Березовые почки набухали, а барашки на вербах из белых стали желтыми. Поляны стали красивыми, потому что на них показались первые подснежники. Зацвела ива.