Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы и направления деятельности социальных служб
2.3 Цели, задачи и функции проведения социального патронажа
2.4 Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав
Раздел 3. Управление (менеджмент) социальной работой
3.2.Анализ деятельности юриста в Комплексном центре социального обслуживания населения
Характеристика несовершеннолетних, попадающих в реабилитационный центр, показывает, насколько они далеки от такого состояния и, насколько аномальна была их прошлая жизнь, так как ценностные ориентиры у таких детей существенным образом отличаются от ценностных ориентиров детей проживающих в благополучных семьях.
В реабилитационном Центре воспитанникам предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с социумом, по сравнению с тем, к чему они привыкли, другие нравственные ориентиры в жизни. Понятно, что несовершеннолетние с неустойчивой психикой, не владеющие социально-бытовыми навыками, в измененной для них системе ценностей и отрицательным опытом общения с людьми не могут в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.
Важнейшая социально-педагогическая задача Центра - дать воспитаннику новую среду обитания, новые впечатления, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социальнозначимые потребности. В работе с такими детьми необходимо помочь им залечить их раны, открыть в них самих источник энергии и любви, сделать каждого воспитанника сильным и добрым.
Особым объектом социальной реабилитации являются несовершеннолетние. В связи с тем, что социальный статус человека в период детства низок, несовершеннолетний не способен самостоятельно решать ряд проблем и в силу этого особо уязвим. Специфика реабилитации несовершеннолетних определяется: 1) незавершенностью процесса личностного развития (ребенок – человек в состоянии развития); 2) интенсивностью эмоциональных переживаний собственных проблем; 3) малыми возможностями собственного участия в социальной реабилитации; 4) сложным материальным положением современной семьи и другими факторами. Социальная реабилитация сталкивается с двумя типами объектов: один из них имеет трудности в социальной адаптации вследствие объективно сложившихся обстоятельств (рождение в неблагополучной семье, генетические сбои и т. д.), другой тип представлен группой детей, у которых процесс социализации был прерван (бродяжничество, сиротство, миграция и т. д.). Исходя из этого, социальную реабилитацию детей и подростков можно определить как содействие в формировании или восстановлении субъектных способностей человека в преодолении им личной пограничной ситуации и достижении им независимого образа жизни. Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних включает четыре группы явлений: - социальные качества (состояния) несовершеннолетнего – социальная интегрированность, социальная адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивация изменений, психоэмоциональное состояние; - социальные умения несовершеннолетнего – умение бытового самообслуживания, трудовые (учебные) умения, коммуникативная компетентность, самоконтроль, нормативное поведение; - социальные отношения несовершеннолетнего – отношения в семье, отношения с учителями и воспитателями, отношения со сверстниками, отношение к себе (самооценка); 17 - социальная среда несовершеннолетнего – общее состояние социальной среды, состояние семейной среды, состояние школьной среды. Социальная реабилитация несовершеннолетних
является сложным явлением, включающим различные виды реабилитации. В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются несовершеннолетние, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
1. Социально-медицинская реабилитация – предназначена для оказания ребенку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т. п.).
2. Социально-психологическая реабилитация – направлена на внутренний мир ребенка и предполагает определенную коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (технологии психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т. п.).
3. Социально-педагогическая реабилитация – способствует повышению образовательного и интеллектуального уровня ребенка, формированию системы ценностных ориентаций и представлений, адекватных окружающим его условиям (технологии образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).
4. Социально-правовая реабилитация – включает в себя определенные процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности несовершеннолетнего в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребенка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).
5. Социально-средовая реабилитация – направлена на восстановление у несовершеннолетнего чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство ребенка с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни (семейное консультирование, коррекция системы 18 отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов
, ориентированных на позитивную деятельность). Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов в их совокупности и единстве.
5.Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера потребностей семьи и детей в социально-экономической поддержке
Новые технологии в социальном обслуживании
С течением времени в сфере социального обслуживания появляются новые технологии, призванные удовлетворить запросы и потребности самых разных категорий граждан: инвалидов, пожилых, одиноких, малообеспеченных и многих других людей. Власти стараются предоставлять этим группам населения не только качественные, но и инновационные услуги.
Современная ситуация: цифры и факты
Россия не может обойтись без внедрения в социальную сферу новых технологий потому, что показатели, которые на сегодняшний день демонстрирует неутешительная статистика, не устраивает ни правительство государства, ни само общество. Так, среди 30 млн. пожилых людей в стране насчитывается:
лиц старше 70 лет – 12,5 млн.;
стариков-инвалидов – 5,3 млн.;
представителей отдаленных регионов и одиноких больных, за которыми некому ухаживать, – 4 млн.
Подавляющая их часть живет на грани бедности. Сложное медико-демографическое положение также формируется из-за нехватки институтов реабилитационного обслуживания для тех, кто подвержен депрессиям, страдает нервно-психическими расстройствами, регулярно помышляет о суициде в силу жизненных неурядиц. Обращать внимание на интересы всех вышеперечисленных групп Правительство РФ начало лишь в начале 2000 годов, когда была подписана Европейская социальная хартия. Этот документ положил начало единственно правильному вектору развития в данной области, основополагающими столпами которого стали принципы гуманизации и индивидуализации.
С тех пор властями было устроено сразу несколько мероприятий, призванных улучшить сложившуюся ситуацию. Например, это проведение в 2002 году первого Общероссийского съезда социальных работников, а также реализация программы «Старшее поколение». В рамках последнего начинания было построено более 450000 стационарных учреждений, осуществлено свыше 45 масштабных научных исследований, посвященных вопросам здоровья и долголетия
, организовано 20 тематических конференций, лекций, семинаров. Сегодня разработка и внедрение новых технологий в социальное обслуживание продолжается в русле укрепления и улучшения существующих результатов.
Принцип разделения услуг
В Российской Федерации данная система находится на стадии апробации, в то время как за рубежом она уже признана крайне действенной. Суть этого метода заключается в том, что для удобства населения разные виды помощи оказываются отдельными учреждениями.
Для этого обучаются 4 категории соцработников:
обеспечивающие доставку еды, предметов первой необходимости, медикаментов;
предоставляющие сервисное обслуживание, т.е. способные выполнять бытовую работу для тех граждан, которые являются лежачими больными;
имеющие навыки сиделок (включают в себя одевание, кормление, гигиенические услуги, укладывание и подъем из кровати и пр.);
умеющие социализировать, т.е. разрабатывать план развлекательных мероприятий и досуга, а также курировать следование профилактическим мерам в поликлиниках и больницах.
Трудность внедрения этой новой технологии социального обслуживания на дому заключаются вовсе не в наборе профессиональной команды, а в том, что все это потребует обустройства домов высококлассным и дорогостоящим оборудованием, на которое в федеральном бюджете пока не средств.
МСС и геронтологические центры
Сегодня политику строительства стационаров уже нельзя назвать передовой. Места, в которых автономная жизнь человека поддерживается благодаря заботе и уходу за психологическим и физическим состоянием, трансформируются в другие формы. Например, в мобильную социальную службу (МСС) – систему, которая направлена на помощь представителям труднодоступных регионов страны. Главой данной организации является руководитель отделения срочного обслуживания, а в работе ему помогают психологи, медицинские работники и даже юристы. МСС обязана реагировать на экстренные вызовы, хотя также может навещать граждан в сезонном или временном порядке. При этом сами люди имеют возможность оставаться в привычном для себя окружении столько, сколько захотят.
Другим инновационным воплощением стационарной технологии стали геронтологические центры. В подобных заведениях реализуется замедление темпов изнашивания организма и предупреждение развития возрастных заболеваний благодаря проведению амбулаторно-оздоровительных мероприятий.
Это интересно! Геронтология представляет собой науку, изучающую комплексные аспекты старения и проводящую его предотвращение.
Создание развитой инфраструктуры
Власти уделяют внимание и строительству таких объектов, которые способны облегчить людям жизнь и сделать процесс получения некоторых услуг более простым и удобным. Это приоритетное направление представлено возведением:
-Реабилитационных центров для молодых инвалидов. В работе с такими пациентами требуется учитывать важность профессионального обучения, поддержки, разгрузки и адаптации в социуме, поэтому данные места требуют набора исключительно компетентных специалистов, способных во всем помогать своим подопечным и сопровождать их.
-Банков вещей и пунктов проката необходимых предметов. Учреждения первого типа формируются из гуманитарных и благотворительных поставок населения, в то время как вторые путем государственного финансирования заполняются вещами, максимально нужными людям с ограниченными возможностями здоровья.
-Сети магазинов и отделов «Ветеран». Сегодня такие заведения существуют только в Курской области, где они появились благодаря специальному постановлению губернатора региона. Здесь реализуется продажа продовольствия со скидкой в 40% для инвалидов войны и боевых действий, многодетных матерей, несовершеннолетних детей и некоторых других социально незащищенных жителей страны.