Файл: Учебник нового века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

А. Г. МАКЛАКОВ

ОБЩАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494

Краткое содержание

Глава 2. Психология в структуре современных наук • 43

Имена

Краткое содержание

Таблица 3.1

Глава 5. Психологическая теория деятельности • 127

Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135

Глава 5. Психологическая теория деятельности • 145

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 159

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма •'449можность вызывать его с помощью самовнушения. В этом состоянии у человека снижен уровень самоконтроля и критичности. Данная особенность релаксации широко используется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии. Однако релаксация необходима не только при лечении различных рас­стройств, но и в повседневной жизни. Состояние релаксации необходимо для са­мопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. Когда мы расслаблены, происходит восстановление нормаль­ного функционирования всех систем организма. Релаксация также необходима для перехода ко сну.Сон — это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфе­рах. Это состояние характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон очень близок к состоянию релаксации, но многие явления, наблюдаемые в состоянии релаксации, в состоя­нии сна более выражены. Например, если в состоянии релаксации наблюдается снижение критичности, то во время сна у человека наблюдается угнетение осозна­ваемой психической активности. Сон является необходимым состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, обеспечивает восстановление физических и психических резервов человека. Нарушение сна всегда сопровож­дается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощуще­ниями.Следующее функциональное состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует наиболее эффективно, ибо оно обеспечивает наибольшую эффективность деятельности. Это состояние часто называют состо­янием комфорта. Тем не менее оно всегда сопряжено с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. По своей сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно способствует самоактуализации, но с другой стороны, это состояние при дальнейшем своем развитии закономерно переходит в утомление.Утомление — это состояние, характеризующееся временным снижением рабо­тоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласова­ния в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Одна из главных особенностей данного состояния заключается в том, что оно имеет раз­личный уровень проявления. Например, оно может проявляться на физиологи­ческом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мо-тивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в сниже­нии производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воз­действия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения450 • Часть III. Психические состояния и их регуляцияфизической работы). Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление. В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим. Как правило, утомление — это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выра­жающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфор­та, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интере­са к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление про­ходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рас­сматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.Еще одним видом функционального состояния является стресс, который ха­рактеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных усло­виях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при не­благоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффек­тивности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. (Понятием «неспецифический ответ организма» принято обозначать необычную или несвойственную для организма или какой-либо его системы реакцию на внутренний или внешний стимул.) Часто состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного про­цесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии. Их описание содержится в классических исследованиях Г. Селье, и они свойственны любому адаптацион­ному процессу.Явление стресса столь многоаспектно, что возникла необходимость иметь ти­пологию его проявления. В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психиче­ский). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональ­ный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.Основные черты психического стресса можно резюмировать следующим обра­зом: стресс — это такое состояние организма, возникновение которого предполага­ет наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс — это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в усло­виях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недоста­точна. Более подробно с явлением стресса и его стадиями вы познакомитесь в сле­дующей главе.Следует отметить, что характеристика функционального состояния явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состоя­ний человеческого организма и психики. Другая классификация основывается на соответствии состояния организма человека норме. Если классификация функ-Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма • 451И мена Селье Ганс (1907-1982) — канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома, который представ­ляет собой совокупность нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных услови­ях. При экспериментальных исследованиях человека в экстремальных условиях на основании учения Селье были выделены различные формы стресса. В том чис­ле было сформулировано понятие психологического стресса.циональных состояний основывается на показателях работоспособности, напря­жения регуляторпых механизмов, то классификации по критерию «норма—пато­логия» основывается на совершенно других принципах, а именно на принципах оценки состояния здоровья.На первый взгляд кажется, что вполне логично и, самое главное, очень просто разделить все состояния людей на «здоровье» и «нездоровье». Но реально дело обстоит значительно сложнее. Переход от нормального состояния к болезни не является внезапным, и поэтому нельзя легко разделить состояния людей на те, которые соответствуют норме, и те, которые соответствуют патологии. Еще Ави­ценна писал о существовании шести степеней здоровья и болезни. Более того, в на­учной литературе длительное время ведется полемика о том, следует ли рассмат­ривать здоровье и болезнь как два противоположных по своей сути и содержанию явления или же их следует рассматривать как две стороны одного и того же явле­ния.Более того, существует большое количество определений самого понятия «здо­ровье». Так, при рассмотрении физиологических процессов это понятие обычно отождествляют с понятием «норма», которое означает отсутствие существенных отклонений от эталонных характеристик. Однако статистические вычисления по­казывают, что «абсолютно» здоровый индивид

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний • 463им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихиче-ской адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологиче­ской защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и дру­гим негативным состояниям. Более тоги, было установлено, что существует опре­деленная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая фор­ма защиты. Березиным было также обнаружено, что нарушение механизмов пси­хической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут при­водить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с веге­тативной и гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом сле­дует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологиче­ской защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапря­жением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) — известный оте­чественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуальных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способ­ностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологи­ческих различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследо­ваниях уделял значительное внимание изучению проблем психологии искусства.

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру воз­никновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с акту­альными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение ка­кой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистри­ровать чувствительными электрофизиологнческими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мыш­цах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или
зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые пред­ставления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слу-

Глава 9. Представление • 241

ховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми об­разами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо пред­мет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зритель­ные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном вос­произведении со слуховым образом.

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на пер­вый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действитель­ности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядно­стью.



Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в на­шем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из на­шего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту простран­ственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, гео­метрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными пред­ставлениями. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо опери­руют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

242 • Часть 11. Психические процессы

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат инфор­мацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления — это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.


9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть раз­делены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадле­жат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухово­го образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встре­чаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей пред-


Глава 9. Представление • 243

ставления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преоб­ладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому об­разному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью сво­их представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мыс­ленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; раз­мышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необыч­ным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел карти­ны природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразитель­ностью и «живописностью».

Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представ­лениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного . использования представлений определенного типа. Поэтому представления целе­сообразно развивать.

Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у де­тей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни пред­ставления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значи­мую роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.

Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост сло­варного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музы­кальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в са­мостоятельном пении их.