Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9637
Скачиваний: 18
во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.
Например, право на объединение (свобода ассоциаций) означает
возможность свободного создания политических и общественных
организаци й, добровольность вступления и выхода из них.
В научный оборот термин <<nравовое государство>> ввели немец
кие юристы Р. М оль и К. Белькер в первой трети
X I X
в. В Росси и
иде и правового государства разв ивали В.А. К и стяковск и й ,
С.А. Котляревский, В. М. Гессен.
2.5.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
На рубеже
X I X-XX
вв. новые горизонты дЛ Я развития по
литической философи и открывает
теория цивилизаций,
два основ
ных направления которой - материалистич еское и культурно
историческое- получают широкое признание в общественных
науках. Материалистический подход к сравнительному изучению
цивилизаци й делает акцент на изучении экономики , материаль
ного производства, способа хозяйствования и порожденных ими
отношений. Это не означает, что в рамках данного подхода игно
рируется роль духовных факторов, но они подчеркнуто связыва
ются с типом технологи и или социальности. М . Вебер, К. М аркс,
французская школа Анналов ( М . Блок, Л. Февр, Ф. Бродель
и др.) - вот наиболее известные представители культурно-мате
риал истической школы.
В рамках этого подхода цивилизация рассматривается как оп
ределенная ступень в развитии общества и культуры, и тем самым
она противопоставляется дикости и варварству. Признаки циви
лизации включают: частную собственность и деньги, развитие зем
леделия, торговли , городов, к лассового общества, государства,
религии, письменности. Цивилизация тем самым становится од
ной из характеристик <<классового общества>>. Такая интерпретация
этого термину получ ила распространение благодаря работам из
вестных этнографов Л. Моргана, Г. Чайлда, Р. Редфилда.
Ш ирокую известность в мировой науке культурно-материалис
тическ и й подход к сравнительному изучению цивилизац и й при
обрел благодаря работам историков французской школы Анналов.
Эта школа сформировалась вокруг журнала <<Анналы экономиче
ской и социальной истори и>> , основанного в
1 929
г. М. Блоком и
Л .
Февром. Высшим достижением школы Анналов сч итаются тру
ды
Ф. Броделя ( 1902- 1 985)
и особенное его трехтомное сочинение
<< М атериальная цивил и зац и я , экономика и кап итали зм,
ХУ-
40
XYI I I
вв.>> (
1 979) .
Для Браделя цивилизация - это целостная исто
рическая система, образующаяся из совокупного взаимодействия
экономической, социальной, политической и культурно-психоло
ги ческой подсистем. Он называет ее «культурно- исторической
зоной>> , связанной прежде всего с географией и демографией. По
этому основное внимание он уделяет материальной деятельности
людей, анализируя ее через технологическую и вещную стороны.
Однако материалистический универсализм Броделя, его стрем
ление детерминировать все политические события, исходя из раз
вития материального производства, часто не дают возможности
содержательно интерпретировать тонкие культурные особенности
разных цивилизаций. Опи раясь на концепцию Броделя, трудно
объяснить радикальные, нередко парадоксальные повороты в ис
тории культуры: упадок, реставраци и, застой , взлеты и падения.
Критики Браделя справедЛ иво упрекают его в том, что огромный
фактический материал, собранный в его произведениях и нагляд
но демонстрирующий протекание процессов в различных сферах
жизнедеятельности , не находит достаточного общетеоретического
объяснения ' .
Тем не менее культурно-материалистическая школа в целом и
работы Браделя в особенности оказали знач ительное воздействие
на развитие политической философи и. Вместе с тем недостатки
культурно-материалистической методологи и способствовали раз
витию другой школы в цивилизационной теории, получившей на
звание культурно-исторической.
Это направление отводит духовным факторам определяюшее
значени е при сравнительном изучен и и цивилизаци й . В рамках
культурно-и стори ческой школы работало немало выдающихся
ученых современности- А. Тойнби, О. Ш пенглер, П. Сорокин,
А. Кребер, Н. Элиас, Ф. Нортрон. Одним из основоположников
этого направления по праву сч итают русского философа
Н.
Дани
левского ( 1 822- 1885),
работа которого << Россия и Евроnа>> вышла в
свет еще в
1 869
г. Крупным координационным центром культурно
исторической школы стало М еждународное общество по сравни
тельному изучению цивилизаци й, организаторами которого были
Тойнби, Сораки и и Кребер. В США ежегодно проводятся между
народные конференции этого общества, привлекающие ученых из
разных стран мира.
Грабски
А.Ф
.
.
Бродель
Ф.
Воnросы методологии истори и ци вилизаций
М
1 992. В ы n . 2.
.
. ,
4 1
Бол ь ш и нство теорети ков исторической ш кол ы полагает, что
каждая ци вил и зация основана на какой -то исходной духовной
предпосыл ке , <<большой идее» , <<Сакрал ьной цен ности» или пер
вичном с и м воле, вокруг которых в ходе развития формируются
сложные духовные систем ы . Они характеризуют современ н ы й пе
риод в развитии ци вилизаций как кризисн ый, конец эпохи научно
технологической культуры и переход к возни кающему <<мессиан
скому - и нтеграл ьному - эстетическому>> прототи пу ци вилиза
ции
1 •
Все теоретики этой ш колы отвергают линейную кон цепцию
жизненного цикла цивилизаций и исторического процесса в целом
и обосновывают цикл и ческие, или ритмические, теор и и .
Дан илевский, Той нби , Ш пенглер и Хантингтон подчеркивают
особую роль религии в формировании цивилизационной идентич
ности . О н и утверждают, что цивил изац и и представляют собой
тип ы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассо
циации в области рел и г и и , архитектуры , живоп иси, нравов, обы
чаев - словом , в области культуры . Н о если у Хантин гтона циви
лизация - это культура, дошедшая до естествен н ых грани ц своего
распространен ия (<<кул ьтурная общность наивысшего ранга>>, <<Са
м ы й ш ирокий урове н ь культурной· иденти ч н ости л юдей >> ) , то у
Тойнби под цивилизацией понимается блок исторического мате
риала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю
собствен ной страны. И менно эти пределы во време н и , простран
стве, культуре дают и нтелл игибельную (умопостигаемую) един и цу
научного исследовани я : <<если вы идете от Греции и Сербии, пы
таяс ь понять их историю, вы приходите к П равославному христи
анству, ил и В изантийскому м иру. Есл и нач инаете с Марокко или
Афганистана .. . неизбежно придете к И сламскому миру»2. Действи
тельно, чтобы понять часть, мы должны прежде всего сосредото
чить в н и мание на целом , потому что это целое есть поле исследо
вания, умапостигаемое само по себе.
Важный вклад в сравнительное описан ие цивилизаций внес ан
гли йский историк
Арнольд Тойнби
(
1 889- 1975). Он нанес на куль
турологическую карту Старого и Нового Света
37
цивил и заци й ,
среди н и х
2 1
общество было тщател ьно изучено и оп исано: запад
ное, два православных (русское и византийское ) , ира':lское, араб
ское, и ндийское, два дальневосточн ых, антич ное, сирийское, ци
вил и зация И нда , китайское , м и нойское , шумерское, хеттское ,
42
Сорокин
П.
Соuиологические теори и современ ност и .
М ., 1 992. С. 1 92-
1 94.
Toimбu
А.
Цивилизаuия перед судом истори и .
М . , 1 995. С. 1 34.
вавилонское, андское, мекси канское, юкатанское, майя, египетс
кое. В своей работе << П остижение истории» Тойнби выделяет пять
живых цивилизаци й. Его классификация и сравнение цивилизаций
основаны на выделении доминирующей религиозной идентичнос
ти людей в каждой культуре:
•
западное общество, объединен ное западным христиан
ством ;
•
православно-христианское, или византийское, общество,
расположен ное в Юга- Восточной Европе и России;
исламское общество - от Северной Африки и Среднего
Востока до Вели кой Китайской стены;
•
и ндуистское общество в троп ической субконтинентальной
И ндии;
•
конфуцианско-буддийское дал ьневосточное общество в
субтропическом и умерен ном районах Юго- Восточной
Азии 1 •
И нтересно, что позднее, в конце ХХ в., Хантин гтон в своей ра
боте <<Стол кновение ци вилизаций>> заи мствует у Тойнби критери и
цивилизационной идентичности , также акцентируя вн имание н а
особой роли религии в развитии цивилизаций. Однако в его срав
н ительной типологи и не пять, а восе м ь цивил изац и й : зап адная ,
конфуцианская, я понская, исламская, и ндуистская, православно
славянская, латиноамериканская и африканская2 . П очему у Хан
ти нгтона поя вились три <<новые>> цивилизации - японская , афри
канская и лати ноамериканская? На этот вопрос он дает ответ в
своей статье << Если не цивилизаци и , то что? П арадигмы м ира после
ХОЛОДНОЙ ВОЙ Н Ы » .
Хантин гтон полагает, что в международной повестке дня меж
цивилизационные проблемы постепенно выходят на первое место.
Они вкл ючают такие вопросы, как распространение вооружен и й
( в особен н ости массового ун ичтожения и средств их доставки),
права человека и и мм и грация. По эти м трем проблемам Запад на
ходится на одной стороне, а большая часть других крупнейших
цивилизаций м ира � н а другой : <<грани цы между цивилизациями
почти полностью соответствуют пределу, д о которого идут страны
в защите прав человека>>. Запад и Я пония весьма оберегают права
человека; Латинская Амери ка, часть Африки, Россия, И ндия за
щи щают л и ш ь некоторые из этих прав; Китай, многие азиатские
Тойпби
А.
П остижен ие истор и и .
М., 1 99 1 . С. 33.
Хантищтоп С. Стол кновение uивилизаuий? 11 П олис. 1 994. N2 1. С. 3 5 .
43
страны и бол ьш инство мусул ьманских обшеств в мен ьшей мере
оберегают права человека
1 •
Следовательно, у Хантингтона появляется новый критерий для
сравнительного анализа цивилизаций - принципиальное решение
наиболее крупных международных проблем. Однако представля
ется ненаучным ставить вопрос о цивил изационной идентичности
в зависимость от решений - пусть самых крупн ых - международ
ных проблем. П роблемы приходят и уходят, а цивилизации оста
ются. Сколько их поменялось за историю западной цивилизации,
которая насчитывает несколько столетий ! Классификация совре
мен н ых ци вилизаци й Той н би представляется более логичной
и
убедительной.
Для развития социокультурных идей в пол итической филосо
фи и особое значение и меет работа Дан илевского << Россия и Евро
па>>, в которой он противопоставил идее универсализма европей
ской ци вилизаци и многообразие самодостаточных м ировых куль
тур, отвергнув <<Лестни цу п рогресса>> и л и неарность развития.
Данилевский выделил
1 О
основных цивил изаци й ( <<культурно-ис
торических типов>> ) : египетскую, ассирийско-вавилонско-фини
кийско-халдейскую (древнесемитскую), китайскую, и ндийскую,
иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арави йскую (новосе
митскую), европейскую (романо-германскую)2.
Согласно Данилевскому, любые народы, говоря щие на одном
языке или принадлежащие к одной языковой группе, могут стать
<<культурно-историческим типом>> , есл и о н и духовно способн ы к
историческому развитию . Однако цивилизация дости гает своего
полного расцвета, только если ее <<этнографический материал» раз
нообразен и она обладает политической независи мостью3. Отно
ш е н и я между культурно- исторически м и типами определяются
логикой взаим ного соперничества, борьбы и вытеснен ия, часто в
жестких, силовых формах: <<Око за око, зуб за зуб, строгое правило,
бентаманский принцип утилитарности , т.е. здраво понятой поль
зы, - вот закон внешней политики, закон отношений государства
к государству. Тут нет места закону л юбви и самопожертвования».
Энерги чные ци вилизации рассматривал ись Данилевски м в каче
стве <<бичей Божьих>> , с метающих с исторической аре н ы агонизи-
44
Hиntington S. l f not Civilizatio11s, What? Paradigms or the Post-Cold War
World 11 Foreign AfTairs. 1 993. Nov. -dec . Yol . 72. Ng 5 . Р. 1 86- 1 88 .
Данилевс к и й 11олагал , что две uивилизаuии - 11еруанс кая и мекс и кан
с кая - 11оrибли на ранней стадии развития насильственной смертью.
Данилевский
Н.
Россия и Евроnа.
М . , 1 99 1 . С. 74.
рующие, дряхлые культуры. Поэтому столкновения народов так же
необходи м ы , как бури и грозы в природном мире.
Вместе с те м отношения между цивилизациями не сводятся
только к соперничеству и борьбе. Каждый культурно-исторический
ти п вносит свой самобытный, неповторимый вклад в многообраз
но-еди ную жизнь человечества. Поэтому сравнительный анализ
ни вил изаций Дан илевский проводит с точки зрения того, какую
основную идею развивает каждая из них.
Римская цив ил и зация разви вала идеи права и политической
организации общества, греческая - идеи прекрасного и искусства,
германо-ри манекая - << идеи еди ного исти нного Бога>> . Особая
миссия, по Дан илевскому, у славянской цивилизации , которая
только еще разворачи вается на исторической арене. Ее будущая
цель уже обозначилась - справедливое устройство обществен но
экономической жизни людей 1 • Данилевский подчеркивал важный
методологический принци п при сравнении цивилизаций: в мире
не может быть особых, при вилегированных культурно-историчес
ких типов, поскол ьку ни одна цивил изация не может создать
<<окончател ьные», универсальные формы общественного устрой
ства.
Культурно-историческая ш кола дала новые импульсы развитию
политической философии. Она стимулировала политические ис
следования под знаком самоценности разнородного культурного
опыта. Если материал истический подход ориентировал исследо
вателе й на поиски следов сходства или подобия, прогресса или
регресса, а также единой исторической судьбы разных цивилиза
ций, то культурологическое направление, напротив, особую цен
ность придавало выявлению самобытности путей развития каждой
цивилизаци и .
Важное значение для развития политической философии име
ло также то, что с помощью цивилизационного анализа удалось
развенчать изл и ш не оптимистическую идею <<ли нейно-поступа
тельного развития человечества», лежавшую в основе теории об
ществен ного прогресса. Была подвергнута критике упрощенная
схема: Дре в н и й м и р - Средние века - Новое время, одним из
вариантов которой выступала марксистская концепция <<Обще
стве нно- исторических формаци й>>. Эта схема пыталась уложить
сложн ы й , проти воречивый ритм разных кул ьтур, отличающихся
неповтори мой самобытностью, в прокрустово ложе единой коне-
Данилевский
Н.
Указ. соч . С. 508-509.
45
трукци и . И сследован ия истори ков и этнографов показал и , что
бол ьш и нство человеческих сообществ существовал и и исчезал и ,
находясь н а начал ьных стадиях того ил и и ного направления раз
вития , а некоторые совреме н н ые общества до сих пор находятся
на самых ранн и х ступенях эволюци и . В то же время был и кул ьту
ры, которые возникали с характерными признаками более поздних
этапов, причем и ные ци вилизации показали регресс от более позд
них стадий к более ранн и м 1 • Как отмечал Данилевский, <<прогресс
человечества состоит не в том , чтобы всем идти в одном направле
н и и , а в том, чтобы все поле, составляюшее поприще исторической
деятельности, исходить в разных направлениях>>2.
В резул ьтате само понятие <<п рогресс» утратило свое ун и вер
сал ьное значение для политической философ и и . Сегодня это по
нятие все чаше заменяется понятием уникальной социокультурной
динамики. Можно согласиться с М . Чешковым , что <<м ногообразие
кул ьтурно- исторических м иров не сводится к некоей заданной,
единой конструкц и и , н о осм ысл ивается как взаимодействие, по
рождающее целостность, в свою очередь не сводимую ни к отдель
н ы м " ми рам" , н и к их взаи мосвязям>>3.
В первой половине ХХ в. весьма вл иятельным течением пол и
тической философии в ыступал также структурализм, на развитие
которого оказали серьезное воздействие науч ные открытия в сфе
ре антропологии и этнической психологии . Структурализм - весь
ма ш ирокое течение в гума нитарной м ысл и ХХ в . , связанное с
выявлением и исследованием структуры как совокуп ности м ного
уровневых отноше н и й между элементами целого, способных со
хранять устойчивость при некоторых преобразован иях. Методоло
гия структурализма, разработанная К. Леви -Строссом , Р. Бартом ,
Ф.
де Соссюром , оказала знач ительное вли я н ие н а формирование
современной п ол итической философи и .
В основе структурно й методологи и лежит стремление обнару
жить устойчи вые связи и отношения как некий <<скелет» исследу
емого объекта. П р и этом основное в н и мание переносится с эле
ментов и их природных свойств на устойчи вые структурн ые связи,
которые они образуют. И звестны й фран цузский антрополог и фи
лософ
К. Леви-Строе ( 1908
r.p.) примен ил структурную методоло
гию к раз н ы м видам ком мун и каци й в при м итинных обществах.
46
См.: Леви-Строе
К .
Культурная антропология.
М . , 1 99 1 . С. 2 1 -29.
Датыевекий
Н.
Указ. соч . С. 87.
Чешков
М.А .
Разви вающийся мир и посттотал итарная Росс ия.
М., 1 995.
с.
9 1 .
В своих работах <<Структурная антропологи я >> , << М ифологи к и >> ,
<< П ервобытное м ы шление>> он провел сравнительный анализ л и н
гвистической структуры языка с о структурой кровного родства и
доказал, что их структуры аналогич н ы .
Например, в системе кровного родства опосредующим факто
ром коммун и кац и и выступает жен щи на, которая подобно словам
в систем е языка циркул и рует между кланами и рода м и . Л е н и
Стросс высказал и нтересную гипотезу, согласно которой общность
этих систем объясняется прежде всего тем , что они обе я вляются
продуктом структур разума: ведь лин гвистическая структуры язы
ка и структура кровного родства сушествуют только в человеческом
сознании 1 •
Леви-Строе провел сравн ительны й анализ первобытного мыш
ления и м ы шления современ ного человека, он раскрыл структуру
мифа и с помощью сравнительного анализа мифов разн ых народов
доказал, что в н и х присутствуют одн и и те же структурн ые еди н и
цы.
Структурны й метод Леви-Строса можно представить в виде сле-
дующего алгоритма:
выделяется некоторое м ножество объектов, в которых
предполагается общность структуры;
определяется фиксация этих объектов во времени : прин
ц и п при мата с инхронных (одновременн ых) исследован и й
над диахро н н ы м и ( последовател ьны м и ) в сфере культуры ;
происходит расчленен ие объектов н а элементарн ые части ,
и х систематизация , выявление типичных функци й , что по
зволяет определить устойчивые структуры , которым отво
дится главное место в сравн ител ьном анализе .
Основные при н ц и пы философи и структурализма сегодня ш и
роко испол ьзуются в современных политических исследованиях,
поскольку они п озволяют несколько упорядоч ить сложные м но
гогранные феномены политической культуры .
2.6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХХ
В.
Во второй половине ХХ в. перед угрозой экологической ка
тастрофы человечество постепенно нач и нает осознавать огромную
цен ность многообразия альтернатив н ых путей развития . Оказа
лось, что запас изменчи вости в культуре ( в том числе и политичес-
Леви-Строе
К.
Указ. соч . С. 7-2 1 .
47
кой ) необычайно важен и nоэтому исследован ия культурологов
с nособствовал и с м е н е n арадигм в n ол итической философ и и .
Содержание <<n остклассической>> nолитическо й методологии во
м ногом оnределил nереход от экономикоцентричной <<Объясня
ющей» к культуроцентричной <<понимающей>> теории. П оиски уни
версал и й <<прогрессивного>> общественно-nол итического развития
уступили место культурологическому анализу и исследованию сnе
цифики цивилизационн о й идентичности . Тем самы м в рамках
nостклассической м етодологии пол итичес кой философии социо
культурная парадигма заняла ведущее место.
Преодолению этноцентр изма и экономи кацентризма в совре
менной nолитической философи и во м ногом способствовала эво
люция теории модернизации. Если nервые теоретики модернизации
утверждали , что западная цивилизация уни версальна и годится для
всех народов ( В.С. Ней nол ) и обосновывали nредставления о том ,
что модернизация и экономическое развитие способствуют укреn
лению однородности различных обществ и nорождают общую сов
рем е н н ую культуру, бли зкую той , что существует на Западе, то
сегодня такие уnроще н н ые представления давно развенчаны .
Л ионеры модерн изац и и всерьез рассчитывали н а то, что пере
ход от традиционного общества к современ ному в странах <<дого
няющего развития>> будет nроисходить по запад н ы м образцам ,
предписанным nол ити ческим и реформами . Однако в модернизи
рующ ихся обществах возникал серьезны й ценностны й конфли кт,
когда внедрен и е зап адных nол итических стандартов приходило в
состоян и е резкой конфронтаци и с традиционн ы ми культурными
ценностя м и . Н ередко это заканч ивалось гражданской войной, как
было в Алжире, Египте, Судане, Тунисе, Лакистане
1 •
Современные исследования в сфере модернизац и и свидетель
ствуют: в тех случаях, когда nол итические действия не санкциони
рованн ы культурой , н е вос п р и н им аются в ней как <<СВОИ» , о н и
могут сnровоцировать в обществе мощное массовое движение nро
теста, стремление уничтожить, с мести с л и ца земл и неnриятные
nолитические и нновации, вернуться к традиционн ы м nол итичес
ким устоям . Достаточно часто ответом на жесткие эксnерименты
с традицион ны м и культурам и становятся этносеnаратизм и рел и
гиозны й фундаментализм.
48
Кии и А. Г. Динамика соuиально-политического действия в традиuионном
обшестве ( ислам ) . М .
.
1 996. С. 40.
В современ ном м ире культурная агрессия Запада, n ытывшегося
искоре н ить социокул ьтурные традиции в странах Востока, nоро
дила мощны й процесс девестернизаuии. На рубеже 1 980- 1 990-х гг.
многие влиятельные западные теоретики модернизации заговори
ли о необходимости nереоценки основных nостулатов модерн иза
ции, среди них был и Ш . Айзенштадт и С. Хантингтон 1 • Это было
сделано весьма своевременно, nоскольку в кон це ХХ в. стало оче
в идно: м н огие новые современные государства Юга- Восточной
Азии - Китай, Гонконг, Тайвань, Сингаnур - начали развиваться
не по nути е вропейских национальных государств, а избрали путь
реи нтерпретаци и нацио нальной традиции в п роцессе модерниза
ции. Успешная nрактика модерн изации с оnорой на ре и нтерnре
тац и ю национал ь н ы х традиций в странах Азиатско-Тихоокеан
с кого региона с nособствовала радикал ьному пересмотру осн о в
самой модернизационной теор и и .
В результате на с м е н у дискредитировавшей себя кон це п ц и и
форсированной модернизации пришли положен ия о защите, со
хранении, возрожден и и и поддержке социокультурного разнооб
разия, о плюрал изме укладов и образов жизни , обесnече н и и и м
свободы существования и развития. Сегодня кон цепция неомодер
низации делает акценты на признани и значимости религии и м и
фологи и в духовн о й сфере, уваже н и и к харизме традиционного
л идерства, испол ьзовании идеи коллективистской с nлоченности
общества.
Современная философия неомодернизации наnравлена на со
хранение цивил изационной идентич ности, развитие и укреnление
традиций в условиях глобализац и и . П ри этом м ногие и сследова
тели подчеркивают, что политическая культура я вляется ключевы м
элементом постижен и я п ол итической жизни в странавам и вре
менном разрезе2. П оэтому современные п олитико-философские
исследован ия направлены на выявление особенностей культурных
различий в условиях глобализации .
П ервоначал ь н ы е достаточно n р и м итивные n редставл е н ия о
том, что п роцесс глобализац и и способствует унификации совре
менного м и ра, сти ранию всех социокультурных разл и ч и й , давно
Eisenstadt Sh . Development M oderпization апd dynamics ot· Civil isations.
E пglewood C l i tTs , 1 98 3 . Р. 2 1 7 ; Huntington S. Т11е Chaпge to Cl1aпge:
moderпizatioп, development and politics 11 comparative Modeгпizatioп. N
.
У
. .
1 976. Р . 1 2 1 .
Алмонd
Г. .
Пауэлл Дж
.
.
Стром
К. .
Далтои Р. Сравнительная политология
сегодня . М и ровой обзор. М .
.
2002. С. 94.
49