Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9121

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А. 

Смит, 

Г. 

Спенсер.  В России - Т . Н .  Грановский,  К. Р.  Кавелин, 

Б. Н. Чичерин. 

Либертаризм 

-

концепция невмешательства государства в социально­

экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. 
Сегодня  настойчиво  пропагандируется  «чикагской  школой>> 
( М .  Фридман ,  Г. Бэккер, 

А. 

Лаффер, П . К.  Робертс) .  

Лизинг - аренда производственного оборудования; благодаря лизин­

гу 

мелкие фирмы могут не тратиться на основные фонды (строи­

тельство  помещения ,  закупку  дорогостоящего  оборудования 

и пр.) и сосредоточить средства на организации избранного про­

филя деятельности. 

Лоббизм - способ давления на процессы  принятия  политических ре­

шений, осуществляемый организованными группами для протас­

кивания  своих интересов. 

Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обо­

значающий  всеобщий закон - логику,  которой  подчиняются и 
объективный мир, и человеческий разум. 

Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, ко­

торые позволяют отсеять голоса, полученные мелкими партиями, 
в  пользу представительства наиболее крупных партий ,  образу­

ющих устойчивое парламентское большинство. 

Макиавелизм - образ политического поведения, при котором ради 

поставленных целей  считается приемлемым и  оправданным ис­
пользовать любые средства,  вплоть до самых вероломных, ковар­

ных и жестких. Термин связан с именем итальянского политиче­
ского деятеля и мыслителя Н .  Макиавелли. 

Манихейство - основанное в 

I I I  в. персом  Мани религиозно-фило­

софское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточ­

ных состояний противопоставленность Света и  Тьмы, Добра и 

Зла. 

Марmнализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социаль­

ном статусе. 

Марксизм - учение К.  Маркса ( 1 8 1 8- 1 883) об обществе и выросшая 

из него идеология, основанная на следующих постулатах: 

• 

базисно-надстроечный  детерминизм  (производственно-эконо­
мические  отношения  - это базис,  определяющий политическо­
юридическую, идеологическую и культурную надстройку) ; 

• 

учение  о  частной  собственности  как  грехопадении  челове­

чества - источнике всех бед и  противоречий общественного раз­

вития ; 

290 

• 

учение о классовой борьбе как движущей силе  истории и об исто­
рической  миссии рабочего класса, освобождающего человечество 
от частнособственнического строя и  связанных с  ним  противоре­
чий. 

Ментальиость  - исторически обусловленная специфика мышления 

представителей разных стран и культур. 

Мессианизм (от слова <<мессия>> - спаситель) - учение о  спасении 

мира какой-то персонифицированной высшей силой. 

Милленаризм (от англ. 

millennium -

тысяча) - система религиозно­

эсхатологических  ожиданий ,  припис ывающая  мистический 
смысл концу тысячелетия - как роковой черты, отделяющей зем­
ную  историю  человечества от  Страшного  суда и  последующего 

тысячелетнего царства святости и справедливости. 

Модернизации теория - теория перехода от традиционного к совре­

менному <<высокоорганизованному» обществу; при этом под тра­

диционным фактически понимается любое общество - от при­

митивных племен, занимающихся собирательством, до рафини­

рованных цивилизаций  Индии,  Китая,  Ирана .. .  Современность 
же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многова­

риантность  и  альтернативность:  другим  народам  не оставляют 

другой перспективы,  кроме самоотказа в пользу западного «эта­

лона>> .  

МоИдИализм (от фр. 

monde -

мир) - особая идеология, предполагаю­

щая  слияние  всех  государств  и  народов  в  единое  планетарное 
образование с установлением М ирового Правительства, уничто­
жением  расовых,  религиозных,  этнических,  национальных  и 
культурных границ. 

Немецкая историческая школа  - философско-историческое направ­

ление  (30-40-е 

rr. 

XIX в.), близкое немецкому романтизму. От­

стаивало органичность исторического процесса и неповторимую 
индивидуальность его национальных проявлений в  противовес 
установкам эпохи Просвещения 

(XVII I  в.) на универсальные схе­

мы развития. 

Неоконсервативная волна - идейно-политическое течение на Западе, 

заявившее о себе на рубеже 1 970- 1 980-х 

rr. 

и связанное с попыт­

ками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, 
консолидировать западные общества на основе идеалов класси­

ческого либерал изма,  преодолеть капитулянтские  настроения 

перед натиском Советского Союза. Оказалась фактором, сыграв­

шим свою роль в победе Запада в <<холодной войне>>. 

291 


background image

Леофрейдизм 

-

направление западной социальной философии и пси­

хологии, связанное с  пересмотром  концепции 

3. 

Фрейда в духе 

реабилитации  человеческого подсознания  и  критики  подавляю­
щих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфлик­
те  подсознания  и  культуры  занимал  преи мущественно сторону 
последней).  Неофрейдизм  дополняет марксистскую  концепцию 
социально-экономического  отчуждения личности  концепцией 
витального  отчуждения  (<<репрессивное  общество>>  посягает на 
нашу чувственность). 

Побили 

(от фр. 

noЫesse) -

благородное сословие, дворянство; в совре­

менном  политическом лексиконе - то же  самое, что истеблиш­
мент - правящие крути общества. 

Номинализм -

течение  в  западной  философской  и  социологической 

мысли,  рассматривающее общество как сумму  индивидов,  а  все 
понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественно­
му благу  и другим  надындивидуальным уровням ,  - <<пустыми>>. 

Противоположная позиция - реализм, настаивающий на прима­

те общего над отдельным (общее существует реально, а не номи­

нально). 

Нонконформизм -

психологическая и социокультурная установка на 

несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авто­
ритетом . 

Онтология -

философское  учение о  бытии  (в  отл ичие от гносеоло­

гии - учения о  нашем  познании). 

<<Открытое общество>) -

понятие, предложенное англо-немецким фи­

лософом  Карлом  П оппером 

( 1 902- 1 985) 

для обозначения либе­

рально-демократических обществ в отличие от <<закрытых>>  - ав­
торитарных.  Это  понятие  сегодня  получает  разные  акценты : 
в  экономике  речь  идет о свободе  торговли  - устранени и  тамо­
женных барьеров, что выгодно странам  с более развитой эконо­

микой,  так как обеспечивает их проникновение  на рынки более 

слабых стран;  в социокультурной и идеологической сферах ·- об 
устранении разного рода  цензуры ,  а  также  ограничений на  пути 
экспорта западной массовой культуры. 

Ориентализация -

уподобление  Востоку, усиление компонентов по­

литики и культуры . 

Парадигма -

устоявшиеся образец  или  модель, создающие осознан­

ную или неосознанную установку мышления видеть  явления  в 
определенном свете  или  исследовать их в соответствующем мето­

дологическом ключе. 

292 

Патернализм -

установка на отцовскую опеку (заботу),  перенесенная 

на все общество,  свобода которого ограничи вается  властью,  вы­
ступающей как благонамеренный опекун народа. 

Патронимня -

община родственников вместе с работниками и слуга­

ми, выступающая  как хозяйственная  единица,  ответственная  в 
фискальном отношении. 

Перцепмент 

(от слова  <<перцепция>> - чувственное  восприятие) - в 

теории коммуникации - воспринимающая сторона, тот, кто при­

нимает сигнал, сообщение или друтие внешние импульсы. 

Плюрализм -

социально-философская  и политическая позиция,  со­

гласно которой существует множество независимых и равноправ­
ных начал  (позиций, и нтересов,  партий ,  идеологий), разнообра­
зие которых продуктивно. 

Постиндустриальное общество 

- понятие, означающее общественный 

порядок, приходящий на смену индустриальному обществу.  Одни 

исследователи 

(Д. 

Белл, 

Ж. 

Фурастье)  связывают его со сферой 

услуг  (в  отличие  от  пром ышленной  экономики  предыдущего 
типа), друтие 

(Г. 

Бэккер, 

А. 

Турен) - с  интеллектуальной сферой 

(наука,  образование, здравоохранение), обслуживающей челове­
ческий  капитал  в  отличие от  промышленных  инвестиций; тре­

тьи - с  постэкономическим человеком,  ориентированным  не 
столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности 

качества жизни. 

Правовое государство -

государство, не только насаждающее универ­

сально действующие юридические  нормы,  но и само подчиняю­

щееся  им - ограничиваюшее  свои действия  конституционно­
правовыми нормами. 

Принцип реальности -

термин неофрейдизма,  означающий жесткие 

внешние ограничения и  нормы. 

Принцип удово

льств

ия 

-

термин неофрейдизма, означающий сидящее 

в  нас  инфантильное начало,  не признающее  норм  и  требующее 
немедленного удовлетворения наших влечений. 

Прометеизм -

установка культуры, восходящая к мифической фигуре 

Прометея - похитителя  небесного огня; означает  неограничен­
ные притязания человека на покорение природы и преобразова­
ние мира. 

Пропорциональная избирательная система 

- система, при которой пар­

тии  получают в  парламенте долю  мест,  равную доле  nолучаемых 

ими  голосов избирателей. 

293 


background image

Психоанализ -

созданный австрийским психологом 

3. 

Фрейдом пси­

хотерапевтический метод,  связанный с расшифровкой неврозов 

как  инфантильных  травм  сознания,  полученных  в  результате 
столкновения  наших природных влечени й  ( «принцип удоволь­
СТВИЯ>>) с общественными нормами и запретами ( <<принцип реаль­
ности>>). 

Радикализм 

- установка на крайние позиции и решительное, ни перед 

чем  не  останавливающееся  претворение  в  жизнь тех  или  иных 
идейно-политических принципов. 

Редукционизм 

- упрощающая трактовка тех или иных явлений и про­

цессов, связанная со сведением  высших форм к низшим (напри­
мер, духовных факторов  - к экономическим, технологическим 
или биологическим). 

Релятивизм 

- учение об относительности условности и проблематич­

ности всех законов и норм - от научных, связанных с познанием, 

до культурных и  нравственных. 

Реформация -

религиозно-политическое движение XVI  в. в  Европе, 

породившее  протестантизм.  Ознаменовалось национализацией 
религии,  избавившейся от опеки папского  престола,  и  новыми, 
более независимыми отношениями верующих с клиром. 

Сартр Ж.П. ( 1905- 1 980) -

французский философ и  писатель, пред­

ставитель атеистического экзистенциализма - философии суще­
ствования, обучающей тому,  как  вырваться  из  плена необходи­
мости  и  противопоставить давлению обстоятельств нашу реш и ­
мость и  нашу свободу. 

В 

конце жизни сблизился с  молодежным 

движением «новых левых» и другими диссидентами Запада. 

Секуляризация 

- .освобождение общества,  различных сфер социаль­

ной жизни и  институтов от опеки церкви. 

Синкретизм 

-

слитность, внутренняя недифференцированность,  со­

путствующая ранним стадиям развития биологических или куль­

турных явлений. 

Синкретика -

отрасль современного методологического знания, свя­

занная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных 

начал, вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного 
в пользу другого. 

Синод -

учрежденный Петром 

административный орган, ведавший 

церковными делами. Это означало устранение автономии церкви, 
прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой 

Патриарха. 

294 

Синолоmя 

-

комплекс научных дисциплин, посвященных изучению 

Китая. 

Системно-функциональный подход в социальных науках 

-

рассмотре­

ние общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как 
взаимозависимых элементов,  каждый  из которых действует как 
функция  целого.  Этот  метод  противостоит,  с  одной  стороны ,  
Представлениям об обществе как механической сумме или конг­

ломерате элементов,  с другой - Представлениям о безыскусном 

органическом  единстве,  которое  не  нуждается  в  умышленном 
упорядочении со стороны власти .  Система есть такой тип  со­
циальной  целостности,  который представляет собой  проблему 
власти и управления. 

Скепrицизм 

- зародившая с я  в Греции вместе с движением скептиков 

(У 

в. до н.э.) философия.  Установка на сомнение в  надежности 

наших знаний и  наших верований. <<П одвергай  все сомнению и 
воздерживайся от категорических суждений>>  - вот кредо скеп­
тицизма. 

Соборность  -

концепция общественного устройства,  восходящая  к 

русскому философу А.С. Хомякову 

( 1 804- 1 860) , 

который  опре­

делил его так: <<Соборное единство есть единство свободное и ор­

ганическое, живое начало которого есть Божественная благодать 
взаимной любви>> .  

В 

отличие от тоталитарной коллективности, 

модель которой 

В. И. 

Ленин определял в виде общества, <<органи­

зованного как единая фабрика» , соборное единство имеет в виду 
модель общества,  организованного как храмовая община. 

Социализация  -

процесс усвоения личностью  в ходе  взроспения со­

циальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она 
при надлежит. 

Социальное государство 

- государство,  ответственное за состояние 

социально  незащищенных граждан, имеющее  соответствующие 
социальные программы и  и нституты, смягчающие последствия 

рыночной  конкуренции .  

Софизм 

- сознательная подмена тезисов в споре или при доказатель­

стве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от 
школы софистов в Древней  Греции, расшатывавших не  только 
идеалы  и достоверные объективные знания,  но  и  многие нрав­
ственные ценности. 

Социал-дарвинизм -

перенесение на общество биологической теории 

естественного отбора и  выживания сильнейших. 

Сциентизм 

- мировоззренческая позиция, считающая научное знание 

высшей ценностью, а науку - центральны м, нормаобразующим 

295 


background image

элементом  общества,  с  рекомендациями  которого  все должны 

сверять свое поведение.  Сциентизм,  с одной стороны, преувели­

чивает социальные  возможности  науки  и  ее самостоятельность, 
с другой - недооценивает другие формы общественного сознания 
и связанные с ними социальные институты. 

Тапатое 

- персонифицированный образ  смерти  или  сил ,  несущих 

смерть. 

Телеолоrия -

религиозно-философское учение о  высших целях ми­

роздания, которым подчинена его видимая историческая дина­
мика. 

Теократия -

форма правления, при которой  глава духовенства,  церк­

ви одновременно является  и  фактическим  правителем  государ­
ства. 

Теория элиты -

обосновывает  идею  исключительной  миссии, соци­

ально-политической и  интеллектуальной активности привилеги ­
рованных слоев общества  (элит)  и пассивности остальных людей 

(масс). 

Тирания 

- система правления, отличающаяся особой жестокостью и 

бесконтрольностью власти.  У Аристотеля - режим ,  связанный с 
вырождением демократии в диктатуру,  опирающуюся на одобре­
ние и  поддержку охлоса (черни). 

Тоталитаризм 

(от лат. 

totus -

весь, целый, совокупный) - система на­

сильственного  политического  господства,  характеризующаяся 
полным подчинением общества, его экономической, социальной, 
идеологической, духовной и даже бытовой жизни, власти господс­
твующей элиты ,  возглавляемой лидером  (фюрером, вождем,  ка­

удильо). 

Унитарное государство 

- государство, не предоставляющее автономии 

входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в цен­

тре как единственном носителе суверенитета. 

Утопия 

(от греч. 

topos -

место и и - нет:  место,  которого  нет) - тер­

мин введен  английским писателем  и  государственным деятелем 
Т.  Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, 
где создано «идеальное общество>>. В современной политической 

лексике - несбыточные мечты об <<идеальном обществе>>. 

Фатализм 

- учение о царстве непреложной  необходимости  или  пре­

допределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, 

ни альтернативам и связанной с ними свободе человека. 

296 

«Фаустовский>> человек -

сформировавшийся в недрах западной куль­

туры тип человека, ориентированный на выпытывание последних 
тайн  природы с целью ее окончательного покорения. 

Формацяоиная теория -

теория о закономерной смене фаз обществен­

ного развития, представляюших своего рода лестницу восхожде­

ния  человечества от низших ступеней к высшим. 

Хариэма 

(греч. - божественный дар,  благодать) - термин введен  в 

социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем 

и  М .  Вебером.  Харизматическое л идерство  основано на исклю­
чительных качествах  избранной личности ,  способной  внушить 
веру и энтузиазм массам. 

Хартленд 

(от англ. 

heartland) -

разработанное в геополитике понятие 

<<центральной землИ>>, несущего континента планеты,  овладение 
которым открывает возможность господствовать над миром. 

Центризм 

- политическая установка на то, чтобы избегать крайностей 

левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций 

различных политических сил на основе реформистской умерен­

ности. 

Эвристика -

отрасль  научного знания, изучающая пути и  методы ре­

шения различных познавательных задач  и  пытающаяся оптими­
зировать процесс познания. 

Эзотерический 

- тайный, предназначенный для  посвященных. 

Экзотерический 

-

явный, открытый,  предназначаемый для общего 

использования. 

Экоцид -

убивание природы,  Земли как геобиосистемы - носитель­

ницы жизни. 

Экономикоцентризм 

- воззрен ие,  согласно  которому высшей  цен­

ностью  и  центром  общественной жизни  является  эконом ика, 
предопределяющая все остальные характеристики человеческого 

бытия. Характеризуется  недооценкой  автономной  роли  других 
факторов:  моральных,  культурных, политических и т.п. 

Экуменизм 

- движение за объединение церквей. 

Эмпиризм -

установка на наблюдаемые факты , на чувственный опыт, 

а не на умозрительные концепции и  поспешные обобщения. 

Эндоrенный 

-

внутренний, внутренне обусловленный (в противопо­

ложность экзогенному - вызванному внешними явлениями). 

297 


background image

Энтропия -

понятие, заимствованное из термодинамики и означаю­

щее  характерный для  замкнутых систем  процесс  превращения 

всех видов энергии в тепловую;  в более общем виде - стихийный 

процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния. 

Эсхатолоrия -

религиозное учение о конечных судьбах мира и чело­

вечества, о конце света и Страшном суде. 

Этатизм -

превознесение  государства как высшей ценности, стрем­

ление  подчинить его контролю  и  вмешательству во все  сферы 

общественной жизни. 

Язычество  -

религиозные верования, характеризующиеся обожест­

влением сил природы.  Впоследствии были вытеснены монотеис­

тическими  религиями  (христианство,  магометанство,  буддизм), 

н о  сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизаци­

ей и одухотворением природного начала. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1 .  

Антология  мировой политической  мысли: В 

т.  М . ,  

1 997. 

2. 

Арендт 

Х. 

Истоки тоталитаризма.  М . ,  

1 996. 

3. 

Аристотель. 

Политика // Соч.  М . ,  

1 993. 

Т. 

4. 

4. 

Арнольд В. И. 

Теория  катастроф.  М . ,  

1 990. 

5. 

Арон Р. 

Эссе о свободах: «Универсальной и единственной форму­

лы свободы  не существует>> // П олитические исследования. 

1 996. 

NQ  1 .  

6. 

Ахиезер А. 

С. 

Россия: критика исторического опыта М . ,  

1 997. 

7. 

Ахиезер 

А.С.  Социокультурная динамика.  России: к методологии 

исследования/ 1 П олитические исследования. 

1 99 1 .  

NQ  3. 

8 .  

А шин 

Г. К. 

Элитизм и демократия 11 Об шественные науки  и совре­

менность. 

1 996. 

NQ  5. 

9. 

Баталов 

Э.Я. 

П олитическая  культура  современного американ­

ского общества.  М . ,  

1 990. 

1 0. 

Бахтин М. М. 

К методологии гуманитарных наук // Эстетика сло­

весного творчества.  М . ,  

1 979. 

1 1 .  

Бердяев НА. 

Истоки  и смысл русского коммунизма.  М . ,  

1 990. 

1 2. 

Бердяев НА. 

Самопознание (Опыт философской автобиографии). 

М., 

1 99 1 .  

1 3 . 

Бердяев Н.А. 

Судьба России. М . ,  

1 990. 

1 4. 

Бердяев НА. 

Философия неравенства.  Берлин, 

1 923. 

1 5 . 

Бердяев  НА. 

Философия свободного духа.  М . ,  

1 994. 

1 6. 

Берндт Р.М., Берндт 

К.Х. 

М ир первых австралийцев.  М . ,  

1 98 1 .  

1 7. 

Блондель 

Ж 

Политическое лидерство.  М . ,  

1 992. 

1 8. 

Богданов А.А. 

Всеобщая  организационная  наука  (Тектология ) :  

В 

ч. М . -Л . ,  

1 925- 1 929. 

1 9. 

Бурдье П. 

Социология политики М . :  Прогресс, 

1 993. 

20. 

Бэкон Ф. 

Новый органон. Л., 

1 935. 

2 1 .  

ВасW/енко И.А. 

Диалог цивилизаций. Социокультурные проблемы 

политического партнерства.  М . ,  

1 999. 

22. 

ВасW/енко  И.А .  

П олитические процессы на рубеже  культур.  М . ,  

1 998. 

23. 

Вебер М. 

Избранные произведения.  М . ,  

1 990. 

24. 

Веблен 

Т. 

Теория праздного класса.  М . ,  

1 984. 

25. 

Вернадский  В. И. 

Н аучная  мысль  как  планетное  явление.  М . ,  

1 99 1 .  

26. 

Винер Н. 

Кибернетика и общество.  М . ,  

1 958. 

27. 

Выготский Л.С. 

М ы шление и речь.  М . -Л. ,  

1 934. 

299