Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9639
Скачиваний: 18
вились в изумлени, разочарованные и растерянные: они предпо
лагали застать великого человека, поrруженного в глубокие разду
мья о судьбах мира. В место этого они застали Гераклита в обьщен
ном и неприглядном месте , у печ и . Заметив разочарование на
лицах чужеземцев, Гераклит произносит известные слова: « Боги
присутствуют и здесь тоже>> .
Каждый исследователь, стремясь проникнуrь в истину бытия
другой политической культуры, чтобы осуществить сравнительный
анализ, не должен разочаровываться, сталкиваясь с сам ыми обы
денными фактам и и обстоятельствами , поступками и помысла
ми - здесь, в среде обьщенного, тоже присутствуют Боги. Однако
согласие процесса интерпретации с фактами - это скорее поста
новка проблемы, а не ее решение. Да, интерпретация политиче
ских процессов начинается с фактов, но что такое политический
факт?
Объективность политического факта не дана исследователю :
она неизменно включает действие и сложны й процесс суждения о
нем. И нтерпретация факта - это не столько и нтерпретация эмпи
рИ'ческого наблюдения, сколько идеальное воссоздание, рекон
струкция минувшего политического события. И если мир полити
ческой культуры - это символический универсум, то интерпрета
ция каждого политического события происходит в соответствии с
этой общей символической картиной. В этом смысле реальное бы
тие политических фактов не физическое, а символическое , а сле
довательно, интерпретируемое. Категория значения здесь не сво
дится к категории бытия. П оэтому в политике интерпретация сим
волов предшествует собиранию фактов, и без такой интерпретации
приблизиться к картине политического мира нельзя . Факты поли
тической истори и непрерывно включены в герменевтическое
поле.
То, к чему обращен взор политика, - это материализация по
литического духа Современности. Он ищет этот дух в политических
законах, институтах, хартиях, биллях о правах и конституциях.
Для
подлин ного политика все это не просто факты, а живые политиче
ские формы. Он воссоздает политическую картину цивилизации в
процессе непрерывного истолкования и переистолкования собы
тий и фактов. Известно, что многие политические события обна
руживают свою полную силу спустя многие годы после того, как
они свершились. Сколько в течение
ХХ
в. бьmо написано о Вели
кой октябрьской революции в России! Самый объективный иссле
дователь в
1 9 1 7, 1 937, 1 967
и
1 997
rr.
действительно имел все осно-
270
вания по-разному истолковывать обытия, поскольку его величес
тво Время освещало их в разных ракурсах Современности.
Выход из столь сложной ситуации многие ученые пытались най
ти в применении объективных статистических выкладок. Казалось,
именно статистика призвана стать лучшим опровержением идола
<<свободы воли» в процессе интерпретаци и . Сегодня существует
обширнейшая информация не только из области политических
институтов, но и из сферы политической культуры разных циви
лизаций: мы осведомлены о формах политического участия и ре
зул ьтатах политических выборов, об идеалах и интересах в про
центнам соотношении по группам населения , о сторонниках и
противниках разных идеологий и политических партий.
Если в самом деле можно было описывать политическую жизнь
цивилизации исключительно в статистических терминах, это про
извело бы колоссальный переворот в политическом прогнозиро
вании: мощные Э В М смогли бы полностью заменить человека в
исследовании политических процессов. Можно бьmо бы даже рас
считывать на построение математики политической культуры . Но
статистические методы огран ичены массовы м и явлениями, а в
кул ьтуре индивидуальное действие всегда обладает эвристическим
значением, что статистике заведомо отразить не под силу. К тому
же каждое политическое событие неразрывно связано с предшес
твующими и последующими процессами тысячами невидимых
нитей, а материальные и духовные факторы настолько взаимообус
ловлены, что в большинстве случаев их совершенно невозможно
разделить на статистические составляющие.
Да и в самой политической жизни цивилизации мы хотим по
нять не столько политические факты и процессы, сколько то, что
стоит за ними; не столько поступки людей, сколько их мотивы;
не столько <<ЧТО происходит?>>, сколько «почему?>>. И это снова
требует непрерывной интерпретации , причем далеко не всегда
мы можем объяснить политический процесс рационально: доста
точно часто он несет на себе отпечаток таких вулканических энер
ги й , которые разуму хотелось бы видеть давно потухш ими. Во
времена революций нерациональные экстраординарные властные
силы погружают м иллионы людей в мир коллективных полити
ческих иллюзий . Макс Вебер назы вал эти силы «Харизмой>>, от
мечая что в политической истори и разных цивилизаций им дава
ли особые и мена, такие как <<мана», «аренда» и иранское «мага>>
(отсюда магия).
271
Но и в мирное время мы не можем интерпретировать полити
ческую жизнь цивилизации последовательно рационально. Л юбой
институг политической власти нуждается в легитимности, которую
весьма трудно рационализировать: ведь она измеряется верой во
власть тех, кто подчиняется ее господству. История учит нас, что
зерно сомнений у миллионов людей приводит к свержению само
го
могущественного тирана.
М ир политической культуры формируют разнонаправлен ные
потоки рациональных и нерациональных представлений людей,
и достаточно часто умение интерпетировать именно нерациональ
ное делает политика вьщающимся деятелем своего времени. Это
прекрасно ощущал Н аполеон. <<Я строю свою планы из снов моих
уснувших солдат» - говорил великий полководец. В тех редких
случаях, когда на поворотах политической истории возникало
вдруг сильное нерациональное чувство сопричастности индивиду
альной судьбы политического лидера с судьбой своего народа, -
это всегда казывалось решаюшим в перепетиях политической
борьбы. Не взирая на колебания своих сподвижников Цезарь пе
решел Рубикон , Жанна д'Арк встала во главе французской армии,
а В. Ленин начал революцию. Все эти факты политической исто
рии нельзя рассматривать объективно и беспристрастно: они тре
буют понимания глубинных нерациональных мотивов людей.
Н аше представление о политических событиях во многом за
висит от нашей концепции политических лидеров, которые в них
вовлечены: и как редко мы можем объяснить их поведение логикой
и здравым смыслом , но как часто - эмоциями и аффектами . Био
графия Сталина существует сегодня в нескольких десятках вари
антов в России и за рубежом , события его жизни хорошо известны ,
но все это разные интерпретации одной и той ж е политической
эпохи через разное понимание лич ности политического вождя .
Какая палитра эмоций сопровождает эти биографические иссле
дования: от восторженного поклонения , почти обожествления -
до презрительного осуждения и даже ненависти. Нам никогда не
измерить языком беспристрастной политической статистики эн
тузиазм, веру и эмоциональные аффекты: но вне этой сферы нера
циональных мотиваций л юдей нам не понять и политического
мира цивилизации.
Если исследователь, всматриваясь в политическую картину
мира другой культуры, хочет быть не просто летописцем, доволь
ствуясь политическими хрониками и статистическими выкладка
ми, ему всегда предстоит сложная творческая задача: найти сим-
272
волическое единство среди многоч исленных и противоречи вых
политических процессов. Очень многие выдающиеся ученые сом
не вались в том , что такому познанию можно научить или научить
ся. Ироничный Теодор Моммзен заметил: <<Усмотрение рычагов,
движимых тысячами нитей, проникновение в и ндивидуальность
людей и народов - все это дары гения , который не поддается ни
обучению, ни научению>>
1 •
И все-таки именно благодаря тому, что люди ставят перед собой
цели, которых никто не смог бы достичь, и п ытаются решить про
блемы, которь1е никто не смог бы одолеть, общество продолжает
развиваться. Поэтому политическая герменевтика - это стиль ис
следования: дорогу осилит идущий.
Итак, подчеркнем еще раз несколько основных принцилов ме
тодологии политической герменевтики:
•
в процессе и нтерпретации использование метода диалога
равноправных субъектов исходя из идеи мировоззренчес
кой терпимости;
•
любое притязание на всеобщность и универсальность цен
ностных эталонов в процессе интерпретации является ис
точником заблуждений и ошибок;
•
все социокультурные ценностные системы истинны - каж
дая в своем роде, поэтому политические ценности разных
цивилизаций не противоречат, а дополняют друг друга;
•
логика исследования должна быть построена по принцилу
дополнительности, никто не навязывает своего мнения, но
приглашает к обсуждению;
•
в процессе интерпретации необходимо использовать гипо
тетические и условные рассуждения , обсуждать все воз
можные гипотетические альтернативы, которые предпола
гают ценностные принцилы политических культур разных
цивилизаций;
•
в процессе и нтерпретации важно учитывать не только при
сутствующие качества объектов, но и их отсутствующие ка
чества: чем другая культура не я вляется или что она не есть;
•
целое следует понимать исходя из частного, а частное - ис
ходя из целого;
Mommsen
Тh.
Rektoratsrede 11 Reden und Aufsatze. Berlin, 1 9 1 2. S. 2 1 . Одна
ко такая позиция не помешала самому
Т.
Моммзену занять пост ректора
Берлинского университета, посвятив свою жизнь подготовке профессио
нальных исследователей в Германии.
273
•
прежде чем интерпретировать ценности разных политиче
ских культур, мы должны прийти к осознанию глубинных
архетипов и кодов, формирующих политические традиции
этих культур;
•
в процессе интерпретации важно придерживаться фактов,
вопреки всем искажающим воздействиям, которые исходят
от самого исследователя и сбивают его с верного пути.
1 3.2.
КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА:
«ВРЕМЯ КАРТИНЫ МИРА»
Космос культуры никогда не был для человека прозрачным
миром ясных и отчетливЬ1х идей - он неизменно представал пе
ред ним как таинство свершившихся форм. В этом один из вели
ких парадоксов культуры: являясь творением человека, она оста
ется для него чудом и тайной. Поэтому проблема интерпретации
символов культуры всегда была в высшей степени актуальной .
Древние люди вообще отказывались считать себя создателями
собственных творений: они истолковывали творческий процесс
мистически , видя в нем проявление Божественного вмешатель
ства. Э. Кассирер пишет о том, что у некоторых диких народов,
таких как Эве в Южном Того, во время сезонных праздников уро
жая даже в настоящее время приносятся м истические жертвы
топору, рубанку, пиле 1 •
Еще более таинственными казались человеку духовные инстру
менты, которые он сам создал, - язык и письменность. Богу, из
рук которого бьша получена письменность, всегда подобало осо
бое, привилегированное место в божественной иерархии. Египет
ский лунный бог Тот бьш одновременно <<писцом богов>> и небес
ным судьей. Именно он указывал богам и людям, что им подобает,
так как он определял меру вещей2.
Впервые человек попытался понять космос культуры как некую
целостность уже в античности.
У
Платона космос или объективный
порядок культуры появляются там, где разные личности относятся
к общему миру и сознательно принимают в нем участие. Однако
то, что человек пытался определить как <<смысл» этого общего мира
противилось ему всякий раз, когда он обращался к надындивиду
альному, универсальному для всех, пытаясь выйти за пределы соб-
274
Кассирер Э.
Логика наук о культуре 11 Избранное: Опыт о человеке. М . ,
1 998.
с .
8-9.
Там же. С. 9.
ственных представлений. Проблема понимания целостности куль
туры и интерпретации ее ценностных значений со всей отчетли
востью обнаружилась уже тогда и предстала как необходимость
прорыва через индивидуальную ограниченность в пространство
общего смысла.
Арнетотель в его труде <<Об истол кованиИ>> связывает интер
претацию
(Hermeneia)
в строгом смысле как истолкование текста,
с пониманием, трактуемым в широком смысле как постижение
знаков или символов культуры .
Hermeneia
у Аритотеля относится
ко всему значащему дискурсу, точнее, сам значащий дискурс и
есть
Hermeneia,
поскольку он интерпретирует реальность даже
тогда, когда в нем сообщается <<что-то о чем-то>>. Аристотелевская
Hermeneia
необходима, поскольку каждая интерпертация являет
ся овладением реальностью с помощью значащих выражений,
а не сущностью так называемых впечатлений, исходящих из са
мих вещей.
Для античных философов понятия и символы культуры уже ни
когда не были простыми копиями впечатлений: они объясняли их
появление как результат напряженной работы духа, в которой че
ловеку открывались все новые грани действительности. И мя не
просто присоединялось к готовому образу как некий внешний
знак, в нем отр
ажал
ся определенный способ познания мира. Имен
но символика культуры у Аристотеля объясняет особый этап ду
ховной жизни цивилизации - этап созидания общего духовного
космоса каждым народом. В ходе освоения своего космоса культу
ры человек не только знакомился с существующим порядком, но
отчасти достраивал и развивал этот порядок: не включался в него
как некий винтик, но подчинял себе каждое отдельное явление
культуры. Так посредством подчинения человек сохранял и непре
рывно обновлял свою культурную символику.
Одновременно античные авторы особое значение придавали
пониманию отличий культурных традиций и символов у разных
народов. Арнетотель в <<Политике>> обращает внимание на то, что
для человека как <<существа политического>> умение интерпрети
ровать действия и символы разных культурных традиций играет
особую роль: именно благодаря этому искусству возможны поли
тические соглашения между народами . В «Политике>> он исследо
вал и описал
1 5 8
греческих и варварских государственных
устройств, пытаясь интерпретировать их политические особенно
сти в широком контексте культуры. И менно поэтому его фунда
ментальный труд и сегодня не потерял своего эвристического зна-
275
чения в политической науке: он учит пониманию целостности
политического космоса через интерпретацию отдельных уникаль
ных явлений как особен ностей культуры .
Арнетотель блестяще владел искусством политической герме
невтики, понимая ее прежде всего как определенный способ по
знания политического мира посредством интерпретации. И нте
ресно, что современная философская герменевтика считает такой
путь чересчур простым . П оль Рикер отказывается от дебатов о ме
тоде, сразу перешагивая в план онтологии, чтобы здесь найти по
нимание уже не как способ познания, а как способ бытия. По его
мнению, герменевтика открывает способ существования, который
остается от начала до конца интерпретированным бытием, где одна
только рефлексия, уничтожая себя как рефлексию, может привес
ти к онтологическим корням понимания. Но как раз это и проис
ходит в языке и движении рефлексии ' .
Признавая возможности этой «онтологии пониманиЯ>>, к ко
торой склоняется сегодня лингвистический и семантический ана
лиз, отметим , что в политике трудно вывести рефлексию на уро
вень онтологи и . П оэтому политическая герменевтика должна
следовать по первому <<аристотелевскому>> пути , где понимание
м ира политического - это способ познания. Обратимся к мето
дологии М . Хайдеггера, постараясь использовать его метафору
<<картин ы мира>> в качестве ключевой для политической герме
невтики.
Если предположить, что каждая политическая культура - это
определенная картина м ира политического, то следует уточнить,
какой смысл мы будем вкладывать в эту категорию. В начале пре
достави м слово Хайдеггеру: <<Что это такое - картина мира? По
видимому, изображение мира. Но что называется тут миром? Что
значит картина? Мир выступает здесь как обозначение сущего в
целом . . . При слове "картина" м ы думаем прежде всего об изобра
жении чего-то. Картина м ира будет тогда соответственно как бы
полотно сущего в целом . Картина мира, однако, говорит о боль
шем. М ы подразумеваем тут сам мир, его сущее в целом, как оно
2
является определяющим и обязывающим для нас» .
Итак, составить себе картину политического мира другой ци
вилизации - значит не только нарисовать образ мира другой по
литической культуры, но и представить себе этот мир как целост-
276
Рикер П.
Конфликт интерпртаций. Очерки о герменевтике. М . ,
1 995.
с.
\6.
Хайдеггер М.
Время картины мира // Время и бытие. М . ,
1993.
С.
49.
ность, как самость. В этом принциле целостного восприятия со
стоит основное отл и ч и е герменевтического понимания от
аналитически-научного, дифференцирующего. Одним из первых
особенности этого принцила культурологического понимания рас
ш ифровал Гете, решительно заявивший, что математика не спо
собна оказывать влияние на сферу нравственного. Поэтому м ы
многое бы знали лучше, если бы не стремились слишком точно
знать. Ведь постижимым для нас предмет становится только под
углом сорок пять градусов
1 •
Если аналитические принцилы направлены н а то, чтобы сде
лать явления исчисляемыми, то культурологические стремятся
представить их полностью зримыми. Аналитическое восприятие,
препарируя целостность и утверждая исчисляемость, может зна
ч ительно повредить, уничтожая зримость культуры . Гете пояснил
эту мысль на примере восприятия феномена красоты. В его <<Кни
ге песен» есть стихотворение о юноше, которы й хочет поймать
стрекозу, чтобы посмотреть вблизи на игру ее красок; но поймав,
разочарованно замечает, что эти переливы исчезают перед его взо
ром:
<<Я поймал ее! Поймал ее! Теперь я рассмотрю ее!
Но вижу только темную синеву.
б
v
2
Такова твоя участь - расчленитель со стве нных радостен>> .
П роблема в том, что аналитический инструментари й появился
3
в арсенале науки достаточно поздно , когда основные принцилы
развития культуры бьmи уже сформированы : поэтому аналитичес
кие идеи не имеют эвристического значения ни в мире культуры
вообще, н и в мире политической культуры в частности . Метод ин
дукции может только помешать пониманию картины политиче-
Maximen und Reflexionen 11 Handschriften des Goethe- und Schiller- Archivs.
Wiema,
1907.
N2
608, 50 1 .
Цит. по:
Кассирер Э .
Гете и математическая физика // И збранное: Опыт о
человеке. М . ,
1 998.
С.
3 19.
Впервые аналитические принцилы научного исследования достаточно
ясно бьши изложены Галилеем и Кеплером: они основаны на анализе бес
конечно малого, понятии функции и переменной величины. Любой пред
мет или процесс для того чтобы стать доступным объяснению, должен
вначале превратиться в некий дифферанцированный комплекс взаимо
связанных малых величин, которые обусловливают друr друга с помощью
функциональных законов. Другими словами , функциональное мышление
науки превращает проu.есс познания в бесконечную задачу разложения
бытия на элементы.
277
ского мира. Опасность индукции как метода восхождения от части
к целому в мире политической культуры состоит в том , что она
сводит воедино разрозненные элементы, стирая и ни велируя их
разнообразие в «убийственной всеобщности>> ( Гете).
Поэтому современные политические аналитики - профессио
налы и ндуктивного метода - так беспомощны в своих прогнозах,
хотя в отличие от Аристотеля в их распоряжении огромные базы
данных и сверхсложная вычислительная техника. П одобно Саль
ери, который пытался «музыку разъять как труп», они препариру
ют политический мир на бесконечные составляющие и тем самым
убивают его образ: исчезает картина мира и прогноз замыкается на
примитивных банальностях «убийственной всеобщностИ>>.
На самом деле мышление политической культуры развивается
в ярком, многоцветном мире образов, которые нельзя разложить
на составляющие элементы без потери содержания. Мир полити
ческих образов синтетичен и требует целостного восприятия: он
предлагает нам «
иллю
зию политического бытия>>, прелесть которой
в том, что она несет <<Цветной отблеск» души самого народа, ее со
здавшего. Само понятие культурной рефлексии (отражения) в по
литике говорит уже о тех особенностях, которые ей присуши. По
литический образ не может быть тождествен политическому про
цессу, он лишь определенным образом отражает процесс, и это
символическое отражение невозможно разложить на символ и объ
ект, поскольку функция символического изначально синтетичес
кая. В образах политической культуры объективное и субъективное
сливаются воедино, создавая неповторимый символический син
тез. Этим и объясняется парадокс восприятия в сфере политиче
ского: когда <<Цветной отблеск» социокультурной идентичности
исчезает, образ разрушается и картина «Гаснет>> .
Еще одной важной особенностью политической символики яв
ляется ее вторичность по отношению к общим образам культуры .
Эту черту современная политология особенно часто игнорирует,
пытаясь целиком
оста
ваться в контексте Современности. Задаваясь
вечным вопросом: почему политические процессы развиваются
сегодня именно так, аналитический разум не выходит из круга со
временных представлений , описывая и упорядочивая простое на
личное бытие. Между тем современные антропологи доказали, что
политическая структура человеческого общества является самым
последним делением, на которое опирается человеческое мышле
ние в своих символических классификациях. Формируя символи
ческий мир культуры от эпохи к эпохе, человек не просто творил
278
некий набор образов, а разрабатывал универсальный принцип де
ления мИра, что предполагало выработку определенных законо
мерностей человеческого мышления. П олитическая символика
возникла на заключительном этапе формирования общего космо
са культуры , и законы развития политического мира подчиняются
общим векторам развития цивилизации . Поэтому понимание кар
тины политического мира возможно только в более широком кон
тексте культуры цивилизации .
Эмиль Дюркгейм ввел в социальные науки понятие <<коллектив
ного сознаниЯ>> и доказал, что первоначально логическое и соци
ально- политическое были слиты друг с другом без всяких разли
чий. Согласно Дюркгейму, совокупность верований и чувств, об
щих в среднем членам одного и того же общества, образует
определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее
можно назвать коллективным или «общим сознанием>>
1 •
Это диф
фузно рассеянная в мире кул ьтуры особая реальность. Общее со
знание не зависит от отдельных индивидов, от смены поколений,
напротив, оно связывает поколения друг с другом : оно психичес
кий тип общества, подобный индивидуальным типам, хотя и в дру
гой форме, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои
условия сушествования .
.
В своей известной работе «Элементарные формы религиозной
жизни>> Дюркгейм проследил, как мышление человека развивалось
в направлении все большей конкретизации: от наиболее общих
представлений - к социально-политическим . В первобытных об
ществах члены племени и вся Вселенная разделялись на опреде
ленные групп ы в соответствии со своими особыми тотемами.
В широком смысле универсальный тотемизм включал в себя все
существующее в представлении человека: даже силы природы -
солнце, гром, молния, дождь - наделялись особыми тотемными
знаками. Разделение труда и профессий, вся социальная структура
также скрупулезно следовали этому принципу: кланы одного то
тема занимались исключительно войной, другого - охотой , треть
его - магией и религией. На всех праздниках, церемониях и обще
ственных собраниях саблюдался определенный незыблемый по
рядок, детал ь н о соответствова в ш и й общей с и м вол ической
картине мира.
Все это позволило Дюркгейму сделать вывод о том , что соци
ально-политическое деление занимает подчиненное место в общей
Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда. М . ,
1990.
С.
80-8 1 .
279