Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9638

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

символической  картине  мира и  исследовать его  можно  только  в 

неразрывной связи  с общей эволюцией общественного сознан ия. 

Впоследствии работы других культурных антропологов - П. Вит­

ца, Ф.  Кашин га, А. Кребера 

1, 

подтвердили эти выводы Дюркгейма. 

И менно культурная  антропология  первой  пришла к выводу,  что 
мир культуры развивается по особым духовным законам, которые 
не поддаются аналитическому восприятию. Понимание этих зако­
нов вплотную приближает нас к тому, как можно интерпретировать 
картину политического мира в каждой  цивилизации. 

Основным законом развития культуры (известным всем миро­

вым религиям) является  принцип единства микрокосма и  макро­
косма.  И  в этом смысле картина политического мира представляет 
собой  кристалл:  если даже попробовать разбить кристалл на мель­

чайшие осколки ,  то в  них  всегда  можно распознать одну и ту же 
форму организации.  Что же  выступает  в виде  «Кристаллической 
решетки» политической культуры? 

Современная  наука предлагает множество  гипотез: <<архетипы 

коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), <<типы духовных ук­

ладов>>  ( Г . Г.  Ш пет) ,  <<пред-мнение», «пред-понимание» ( М .  Хай­
деггер) ,  <<предрассудки как условие пониманиЯ>> (Х. Г. Гадамер). По 

образному замечанию английского этносоциолога В. Тэрнера, все 
эти  культурологических категории содержат «Постулат  или  поло­
жение - явное или подразумеваемое,  обычно контролирующее 
поведение или стимулирующее деятельность,  которая  молчаливо 
одобряется  или открыто поощряется в обществе>>2. 

280 

Фрэнк Кашинг, исследоваваший мифо-социологическую организацию 
индейского  племен и  Зунья  в  Н ью- Мексико,  был  поражен детальной 
структуризацией всей общественной жизни этого племени в соответствии 
с общей  мифологической  картиной мира. Он писал в заключение своего 
исследования: «При таклй системе классификации - а это все можно рас­
сматривать  именно как  классификацию,  - при таком легком способе 
символизации 

порядка 

(не только по числу областей и их делению в соот­

ветствующей  последовательности  и  последовательности  их элементов и 
времен  года,  но также  и  по  принадлежности  и м  определенных цветов 
и т.д.) и, наконец, при такой выстроенной соответствующим образом клас­
сификации имен и отношений родства,  которые означают скорее место в 
ряду,  чем кровно-родственную связь,  ошибка в порядке проведения цере­
моний, процессий или собраний просто невозможна, и о народе, исполь­

зующем такой способ жизнеустройства, можно сказать, что он должен был 

бы иметь и вести запись своего гражданского состояния и законов во всех 
своих повседневных взаимоотношениях и публичных выступленИЯХ>>. См.: 

Cushing 

F. 

Outline of Zuni Creation Myths. Washington , 

1 896.  Р. 367. 

Тэрнер В. 

Символ и ритуал.  М . ,  

1983. 

С. 

34, 40. 

Архетипы или темы политической культуры - это по сути дела 

социально передаваемые типовые образцы поведения, характери­

зующие управление и  политику в определенном обществе.  Куль­
турный код - своеобразный алгоритм, задающий пространствен­

ные и временные конфигурации основных архетипов культуры. 

Передача политической символики характерна для  всех циви­

лизаций, и культурологи давно отметили, что политическая куль­
тура тяготеет к моносимволизму. Символы  в политической куль­

туре  приобретают абстрактную форму,  идеологизируются  и тем 
самым повышают свое самостоятельное  влияние  в  культурном 

поле.  В.  Тэрнер доказал ,  что выявление  подлинных архетипов 
культуры  возможно лишь при обращении к древним пластам об­
щественного сознания, к архаическому прошлому, в котором гос­
подствовал  ритуал .  Именно ритуал  формирует  культурный  код 
цивилизации, передавая  культурные темы через ритуальные сим­
волы, а сам ритуал  обесf!ечивает условия для выражения архети­
пов. 

На более поздних этапах развития культуры роль ритуала начи­

нают выполнять традиции и  нормы культуры .  И  сегодня каждый 
современный символ политической культуры в своих тайных под­

текстах  содержит  основные архетипы и  коды  цивилизации ,  что 
создает  скрытое  единство сквозного содержания  политической 

картины мира.  П оэтому современный образ этой  картины может 
быть понят только  исходя  из его древних п ервоистоков: тех архе­

типов и кодов цивилизации, которые задают его культурную про­
грамму.  В  этом  социокультурный парадокс  политического  мира: 
он динамично меняется от эпохи к эпохе,  но древние архетипы и 

коды культуры  неизменно вплетены  в нашу чувственную Совре­
менность. 

Точно так же человек политический в каждой цивилизации под­

чиняется  законам  своей  культуры, даже если  не испытывает с  ее 
стороны никаких новых воздействий: он сам в уменьшенном виде 
несет в себе космос культуры ,  он <<напитан>> этой культурой с ран­
него детства.  Вот ключ к разгадке закона социокультурной иден ­
тичности, которы й  так трудно дается современным политикам . 

Еще одним  законом  развития  мира культуры является сформу­

лированное  Гете правило континуальности:  истинно единым яв­
ляется только то, что происходит из общего образующего  прин­

ципа и  может мыслиться  как рожденное из него.  В  культуре дей ­
ствует <<метод развертываниЯ>> и з  единого архетипа всей картины 
мира  по правилам  <<точной  чувственной  фантази и>> .  Этот  метод 

281 


background image

прямо  противоположен  индуктивному:  развертывание идет по мо­

дели «роста  кристалла»,  а  не  по  пути  простой  интеграции суммы 

первоначальных элементов.  Символический мир культуры расцве­

тает, как весеннее дерево:  каждый цветок яблони является  непов­

торимым,  но мы  не  спутаем  его  с  цветами других деревьев  - он 
несет свой  особый  <<архетип>>  яблони.  И менно так формируется 
феномен целостности и  уникальности каждой цивиJiизации .  

Эта  идея  разделялась  многим и  известны м и   культурологам и .  

Н .  Данилевский  писал  о  том,  что  все  цивилизации  (<<культурно­
исторические  типы>>  в  авторской терминологии)  нарождаются, 

достигают различных ступеней развития, стареют, дряхлеют и уми­

рают,  развивая  самобытные,  неповторимые идеи.  Римская  циви­

лизация развивала  идею права;  греческая  - идею  прекрасного; 

германо-романская  - <<идею  единого  истинного  Бога>> .   Особая 

миссия  у славянской культуры  - справедливое устройство обще­

ственно-экономической жизни людей1 • 

Отто  Ш пенглер  рассматривал  развитие  культуры  как  пробуж­

дение  великой  душ и   из  <<прасимвола>>  или  идеальной  фор м ы .  

В  своей книге <<Закат  Европы>> он блестяще,  глубоко и  тонко про­
анал изировал  особенности  <<аполлонической  душ и >>  античной 
культуры ,   «магической души»  арабской  культуры ,   «фаустовской 

души>> западной культуры .  С присущей ему экспрессией  О.  Шпен­

глер  писал  о том,  что  каждой  из великих культур  присущ особый 
«тайный язык мирочувствования>>, вполне понятный только тому, 
чья душа принадлежит этой культуре. Когда мы переводим на род­

ной  язык знаковые  символы других народов,  мы делаем лишь вя­

лую попытку проникнуть в мир чувствований других цивилизаций, 

наиболее утонченные и  глубинные срезы которых все же остаются 
немыми.  Эти  попытки  перевода  равносильны  намерениям  пере­

ложить скульптуры  Парфенона  на струнную музыку или отлить 

бога Вольтера из бронзы2. 

Ярки й ,  увлекающийся художник,  Шпенглер  в  своих  высказы­

ваниях чересчур категоричен.  Но он хорошо обозначил проблему: 
целостность и уникальность каждой цивилизации ставят естествен­

ные  барьеры на пути  к диалогу.  Символический  мир  культуры  на­

делен  особой  функцией  - творческого саморазвития и  самосози­
дания. Человек не может вырваться за пределы  природы, разорвать 

или разрушить ее органические барьеры,  но  внутри  них он свобо-

282 

Данилевский 

Н. 

Россия и Европа. М . ,  

199 1 .  

С.  87. 

Шпенглер  О. 

Закат  Европы. 

Т.  1: 

Образ и  действительность.  М . ,  

1993. 

С. 

344-345. 

ден - свободен  созидать  свой  особый  мир  по особым  законам, 

непрерывно его расширяя и  совершенствуя. 

Каждый человек живет в символическом мире своей культуры, 

и  этот мир, по остроумному замечанию Э. Кассирера, окружает его 

так же  тесно,  как стены тюрьмы.  Из  этой тюрьмы он может осво­
бодиться  не тогда,  когда снесет ее стены, а когда их осознает. Раз­

мы

шляя 

над этим,  Г. Гегель заметил, что знающий об ограничении 

уже  превзошел его. Герменевтическая методология понимания дает 

нам  возможность осмыслить социокультурные ограничения в сфе­

ре  политики  и  тем  самым  превзойти  их,  обретая долгожданную 
свободу творческого диалога с другими цивилизациями. 

М етафора  карт и н ы   политического  мира  как  у н и кального 

кристалла поможет  нам  представить  диалог  цивилизаций  в  виде 
неповторимой мозаики  символических форм,  в  которых  осуще­
ствляется  политическая  жизнь  людей. 

И 

хотя  эти  формы  беско­

нечно разнообразны, за ними  опредленно просматривается  некий 
единый  стержень,  что  формирует  глобальны й   мир  как универ­
сальную целостность.  Путешествуя по разным историческим эпо­
хам,  обозревая  страны  и  континенты,  м ы  везде  встречаем  «зна­
комого  незнакомца»  - аристотелевского  <<политического  чело­
века>> ,   которы й   с м отрит  на  нас  через  тысячи  разных  масок. 

Поэтому  политическая  наука  в диалоге  цивизаций  призвана ут­

вердить особый  познавательный идеал  - понимания и  интерпре­
тации  тотальности  политических  форм  в  их  социокультурной 
неповторимости. 

Нерациональная интерсубъективная логика понимания друго­

го  в  политическом  диалоге  способна  стать логикой подлинного 
гуманизма.  Благодаря  ей  универсалии  глобального  мира должны 

наконец наполниться <<цветущей сложностью>> планетарного бытия 

(К. Леонтьев): ибо только тогда человек свободен ,  когда он может 

жить  согласно  тому  пониманию свободы,  которое  принято  в  его 
обществе.  В  современном  диалоге  цивил изаций  должно  быть 
столько  ипостасей  свободы,  сколько  равноправных партнеров  в 
нем участвуют. 

И 

каждая  из политических универсалий  глобаль­

ного мира должна иметь столько необходимых граней понимания, 
сколько  сегодня  существует  цивилизаций на Земле.  Глобальный 
мир и единое информационное пространство необходимо созидать 
в диалоге цивилизаций как общее  пространство м ногогранной ду­

ховности  - всегда открытое  и  вечно совершенствующееся  в  про­

цессе понимания другого. 

283 


background image

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1 .   В 

чем значение политической герменевтики как метода полити­

ческого исследования? 

2 .  

Какие культурные барьеры приходится преодолевать политику, 

когда он встречается с представителями других культур? Какие 

из этих барьеров представляются вам наиболее сложными? 

3. 

Какие методы интерпретации использует политическая герме­

невтика? Каковы творческие возможности и пределы этих ме­

тодов в процессе научных исследований и политической прак­

тике? 

4. 

Как можно преодолеть герменевтический круг в процессе по­

нимания другого в диалоге? 

5. 

Почему герменевтика  использует  метафору  «картина  мира»? 

Какие еще метафоры можно использовать в герменевтической 

методологии? 

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ 

Авторитарно-подданническая традиция 

-

в отличие от традиций демо­

кратического гражданства предполагает не взаимообязательные 

(договорные) отношения граждан с государством, а односторон­

ние обязательства подданных. 

Агностицизм 

-

первоначально - позиция неведения относительно 

существования или несуществования Бога; в современном фило­

софском смысле - неверие в возможность познания мира, дости­

жения объективной истины. 

Алармизм 

(от фр. 

alarmer -

бить тревогу) - современное идейное те­

чение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупрежда­

ющих по поводу грозящих глобальных опасностей и угроз - ядер­

ной, экологической и т.п. 

Антиномия 

- столкновение двух противоречивых, но одинаково об­

основанных суждений. Антиномии посягают на логический закон 

исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются 

педантичной рассудочностью. 

В 

то же время в них могут отра­

жаться реальные противоречия человеческого бытия и созна­

ния. 

Антропология 

- первоначально - наука о происхождении и биологи­

ческих свойствах человека, сегодня - совокупность наук, в цен­

тре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в 

биологическом и социокультурном измерениях. 

Антрополоrия культурная 

- наука, изучающая доцивилизационные 

(примитивные) и архаические (традиционные) общества преиму­

щественно в �овном измерении - верования, ценности, нравы. 

Сегодня наметилась тенденция расширить предмет исследования 

национальной культурной специфики как таковой применитель­

но к любым обществам. 

Апrропоцентризм 

- установка на то, чтобы поставить человека в центр 

мироздания в качестве <<венца творения» и меры всех вещей. 

Апокалипсис -

одна из книг Нового Завета - Откровение Иоанна 

Богослова, в которой содержится пророчество о конце света, 

Страшном суде и последующем наступлении Царства Небесного 

на земле. 

Арабистика -

комплекс научных дисциплин, посвященных изучению 

арабского мира. 

Архаизация 

- вытеснение из культуры и повседневных практик ново­

обретенных (современных) элементов и активизация более тра­

диционных, прежде подавленных или прятавшихся в тени. 

285 


background image

Архетип - скрытый в коллективном подсознании культурный стерео­

тип, косвенным образом  влияющий на наше поведение, наши 

предпочтения и выбор. 

Аскетизм 

-

религиозный принцип поведения, связанный с умерщвле­

нием  плоти и воздержанием от всего потакающего личным удо­
вольствиям  и радостям. 

Атомизм социальный, атомарность - картина общес:гва,  в рамках ко­

торой  индивиды выступают как изолированные друг от друга 
атомы. 

Бихевиоризм - направление в американской психологии и социоло­

гии, призывающее не интересоваться внутренним миром челове­

ка, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполага­
лось,  что тем самым общественные науки преодолеют свою «гу­
манитарную  ограниченность>>  и  уподобятся  по  точности  и 

доказательности естественным. 

Буддизм - одна из мировых религий, основанная Буддой - великим 

религиозным реформатором  и духовным учителем в  Индии на 
рубеже VI-У вв. до н.э. 

Вестернизация - распространение западных ценностей, институтов и 

образа жизни во всем  мире частично в  результате товарного и 
культурно-информационного обмена, частично - в результате 
западной гегемонии ,  а также деятельности местных «западни­
ков». 

Витальный - относящийся к жизни, к органическому началу, к био­

логическим стихиям. 

Волюнтаризм - апологетика свободной и  иррациональной воли, не 

ограниченной ни космическим, ни нравственным законом. 

Гедонизм - тип психологической или социокультурной установки на 

получение удовольствий и избегание страданий любой ценой. 

Геобиоценозы  - естественно сложившиеся эволюционные  звенья, 

объединяющие геологические и биологические элементы нашей 
планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую 
систему. 

Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспре­

деления сфер влияния различных государств в пространстве. Тер­

мин  введен  в  оборот  шведским  политиком  Челленом  ( 1 846-

1 922). 

286 

Гетероrенный - разнородный, состоящий из качественно различных 

начал. 

Гражданское общество 

-

совокупность неполитических отношений 

(экономических, духовно-нравственных, религиозных, культур­

ных) граждан и их ассоциаций, основанная на принципах само­

деятельности,  неподопечности и  автономии по отношению к 

государству. 

Даосизм - учение о дао,  или  пути  бытия  (человека и  всего сущего), 

связанное с такими принципами, как <<цзы жанЬ» (естественность, 
соблюдение законов и ритмов природы) и <<у-вэй>> (воздержание 

от нетерпеливого вмешательства в естественный ход вещей). Ос­

нователь - китайский мудрец Лао-цзы (VI-V в. до н.э.). 

Девиация - отклонение; девиантное поведение - отклоняющееся от 

норм морали и культуры. 

Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия 

для рационально-прагматического поведения в политике, ориен­

тированного на реальные интересы и провернемые факты, а не на 

ценности  и утопические прожекты.  На самом деле  концепция 

деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеоло­

гии может быть только частично условным; чаще всего речь фак­

тически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, всту­

пающей в моду. 

Демократия свободы - понятие, означающее одну из двух разновид­

ностей  постrрадиционного  общества. 

В 

частности,  согласно 

французскому политическому мыслителю 

А. 

Токвилю ( 1 805-

\ 859), демократическими являются все постфеодальные общества, 

в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из 

них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной со­

ревновательности людей,  неизбежно  приводящей  к  неравным 
результатам ,  к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по 

пути демократии равенства - ограничений свободной соревно­

вательности и  втискивания неравных по  природе людей в про­

крустово ложе равенства. 

Десублимация 

-

противоположность сублимации. Если последняя 

согласно автору понятия 3. Фрейду означает облагораживание 

ваших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь 

постольку, поскольку они обретают реабилитированные культу­

рой возвышенные формы, то десублимация есть высвобождение 

инстинкта из «ОКОВ>> культуры. 

Дихотомия - деление на две части. 

287 


background image

Европоцентризм -

концепция, согласно которой западно-европейский 

тип культуры является  образцовым для всего человечества, а За­
падная Европа - центром  мирового развития. 

«Золотоrо миллиарда)) теория  -

современная европацентристская вер­

сия  концепции <<избранного народа», согласно которой  обеспе­

ченное  существование  на планете  может  быть гарантировано 
только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, 
в то  время как остальным странам  уготована участь сырьевого 
придатка и  поставщика дешевого человеческого  материала для 
обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно 
адептам данной теории в противном случае планета <<Взорвется>> 
от экологических перегрузок. 

Идентичность 

(в социокультурном смысле) - совокупность устойчи­

вых черт,  позволяющая той  или иной группе (этнической  или 
социальной) отличать себя от других. 

Имманентный -

внутренне присущий, а не привнесенный или заим­

ствованный извне. 

Инверсия 

-

резкий переход в противоположное качество. 

Инволюция -

(в социокультурном смысле) - утрата достигнутых за­

воеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство. 

Индология  -

комплекс научных дисциплин, посвященных изучению 

Индии. 

Интенция -

направленность внимания, духовный настрой. 

Интровертный тип -

предложенный австрийским социальным психо­

логом 

К. 

Лоренсом термин, означающий одну из двух психологи­

ческих разновидностей:  интровертов,  живущих  внутренними 
переживаниями, и экстравертов - нацеленных на внешний мир, 
общительных жизнелюбов. 

Истеблишмент -

правящие круги общества, доминирующие элиты (не 

только политические) .  

Космоrония -

философское учение о происхождении Вселенной. Со­

ответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне  про­
блему первоначала, называются космогоническими. 

Космологня  -

философское учение о строении мира. 

Космоцентризм 

-

установка на осмысление любых наших действий и 

перспектин в контексте великого космического целого. 

288 

Консенсус 

-

согласие; в  политике означает готовность  к взаимным 

компромиссам и уважение прав другой стороны. 

Консерватизм  -

идейно-политическое течение, ориентированное на 

сохранение (консервацию) старых общественных порядков и нра­
вов или их реставрацию, если они оказались порушенными. Тер­

мин был введен французским писателем Ф.Г. Шатобрианом для 

обозначения феодально-аристократической идеологии. 

Контрреформация 

-

попытка папской церкви и консервативных кле­

рикальных  кругов  выкорчевать  гнезда  Реформации  в  Европ е .  

Привела к религиозным войнам 

XVI -XVII вв. в Европе и рожде­

нию инквизиции. 

Конформизм -

установка на пассивно-приспособительный, соглаша­

тельский тип поведения в социальной жизни и в политике. 

Конфуций 

(55 1 -479 до н.э.) - знаменитый древнекитайский философ 

и  этико-религиозный реформатор,  основатель  конфуцианства. 

Пропаведавал идеал государственного устройства,  при котором 

власть принадлежала бы мудрецам - носителям высшего знания 

и добродетели .  

Ксенофобия 

-

неприязнь к <<чужакам» - и ностранцам, представите­

лям другой расы и т.п. 

Коэволюция 

- термин, означающий понимание развития как возрас­

тания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности ­
целей человека  и  внутренних гармоний природы ,  вместо  былых 
установок на ее <<nокорение>> и завоевание. 

Лапческий  -

светский. 

Латентный 

-

скрытый ,  не обнаруживающий (до поры до  времени) 

видимых признаков. 

Леrизм 

-

школа <<законников>> в Древнем Китае,  отстаивающая идею 

высшего юридического закона в государстве,  подчинявшего все 
сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу. 

Легитимность -

законность власти, исторически выступающая в раз­

ных формах: традиционной монархической (законный наследник 
престола) , демократической (законно избранный глава государ­
ства) ,  харизматической (законный продолжатель великого дела 
первооснователя, великого задания, миссии). 

Либерализм -

идейно-политическое течение, ставящее целью освобож­

дение общества от оков государства, личности - от давления авто­
ритарной коллективности. Основатели:  И .  Бентам, Дж. С.  Милль, 

289