Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9638
Скачиваний: 18
символической картине мира и исследовать его можно только в
неразрывной связи с общей эволюцией общественного сознан ия.
Впоследствии работы других культурных антропологов - П. Вит
ца, Ф. Кашин га, А. Кребера
1,
подтвердили эти выводы Дюркгейма.
И менно культурная антропология первой пришла к выводу, что
мир культуры развивается по особым духовным законам, которые
не поддаются аналитическому восприятию. Понимание этих зако
нов вплотную приближает нас к тому, как можно интерпретировать
картину политического мира в каждой цивилизации.
Основным законом развития культуры (известным всем миро
вым религиям) является принцип единства микрокосма и макро
косма. И в этом смысле картина политического мира представляет
собой кристалл: если даже попробовать разбить кристалл на мель
чайшие осколки , то в них всегда можно распознать одну и ту же
форму организации. Что же выступает в виде «Кристаллической
решетки» политической культуры?
Современная наука предлагает множество гипотез: <<архетипы
коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), <<типы духовных ук
ладов>> ( Г . Г. Ш пет) , <<пред-мнение», «пред-понимание» ( М . Хай
деггер) , <<предрассудки как условие пониманиЯ>> (Х. Г. Гадамер). По
образному замечанию английского этносоциолога В. Тэрнера, все
эти культурологических категории содержат «Постулат или поло
жение - явное или подразумеваемое, обычно контролирующее
поведение или стимулирующее деятельность, которая молчаливо
одобряется или открыто поощряется в обществе>>2.
280
Фрэнк Кашинг, исследоваваший мифо-социологическую организацию
индейского племен и Зунья в Н ью- Мексико, был поражен детальной
структуризацией всей общественной жизни этого племени в соответствии
с общей мифологической картиной мира. Он писал в заключение своего
исследования: «При таклй системе классификации - а это все можно рас
сматривать именно как классификацию, - при таком легком способе
символизации
порядка
(не только по числу областей и их делению в соот
ветствующей последовательности и последовательности их элементов и
времен года, но также и по принадлежности и м определенных цветов
и т.д.) и, наконец, при такой выстроенной соответствующим образом клас
сификации имен и отношений родства, которые означают скорее место в
ряду, чем кровно-родственную связь, ошибка в порядке проведения цере
моний, процессий или собраний просто невозможна, и о народе, исполь
зующем такой способ жизнеустройства, можно сказать, что он должен был
бы иметь и вести запись своего гражданского состояния и законов во всех
своих повседневных взаимоотношениях и публичных выступленИЯХ>>. См.:
Cushing
F.
Outline of Zuni Creation Myths. Washington ,
1 896. Р. 367.
Тэрнер В.
Символ и ритуал. М . ,
1983.
С.
34, 40.
Архетипы или темы политической культуры - это по сути дела
социально передаваемые типовые образцы поведения, характери
зующие управление и политику в определенном обществе. Куль
турный код - своеобразный алгоритм, задающий пространствен
ные и временные конфигурации основных архетипов культуры.
Передача политической символики характерна для всех циви
лизаций, и культурологи давно отметили, что политическая куль
тура тяготеет к моносимволизму. Символы в политической куль
туре приобретают абстрактную форму, идеологизируются и тем
самым повышают свое самостоятельное влияние в культурном
поле. В. Тэрнер доказал , что выявление подлинных архетипов
культуры возможно лишь при обращении к древним пластам об
щественного сознания, к архаическому прошлому, в котором гос
подствовал ритуал . Именно ритуал формирует культурный код
цивилизации, передавая культурные темы через ритуальные сим
волы, а сам ритуал обесf!ечивает условия для выражения архети
пов.
На более поздних этапах развития культуры роль ритуала начи
нают выполнять традиции и нормы культуры . И сегодня каждый
современный символ политической культуры в своих тайных под
текстах содержит основные архетипы и коды цивилизации , что
создает скрытое единство сквозного содержания политической
картины мира. П оэтому современный образ этой картины может
быть понят только исходя из его древних п ервоистоков: тех архе
типов и кодов цивилизации, которые задают его культурную про
грамму. В этом социокультурный парадокс политического мира:
он динамично меняется от эпохи к эпохе, но древние архетипы и
коды культуры неизменно вплетены в нашу чувственную Совре
менность.
Точно так же человек политический в каждой цивилизации под
чиняется законам своей культуры, даже если не испытывает с ее
стороны никаких новых воздействий: он сам в уменьшенном виде
несет в себе космос культуры , он <<напитан>> этой культурой с ран
него детства. Вот ключ к разгадке закона социокультурной иден
тичности, которы й так трудно дается современным политикам .
Еще одним законом развития мира культуры является сформу
лированное Гете правило континуальности: истинно единым яв
ляется только то, что происходит из общего образующего прин
ципа и может мыслиться как рожденное из него. В культуре дей
ствует <<метод развертываниЯ>> и з единого архетипа всей картины
мира по правилам <<точной чувственной фантази и>> . Этот метод
281
прямо противоположен индуктивному: развертывание идет по мо
дели «роста кристалла», а не по пути простой интеграции суммы
первоначальных элементов. Символический мир культуры расцве
тает, как весеннее дерево: каждый цветок яблони является непов
торимым, но мы не спутаем его с цветами других деревьев - он
несет свой особый <<архетип>> яблони. И менно так формируется
феномен целостности и уникальности каждой цивиJiизации .
Эта идея разделялась многим и известны м и культурологам и .
Н . Данилевский писал о том, что все цивилизации (<<культурно
исторические типы>> в авторской терминологии) нарождаются,
достигают различных ступеней развития, стареют, дряхлеют и уми
рают, развивая самобытные, неповторимые идеи. Римская циви
лизация развивала идею права; греческая - идею прекрасного;
германо-романская - <<идею единого истинного Бога>> . Особая
миссия у славянской культуры - справедливое устройство обще
ственно-экономической жизни людей1 •
Отто Ш пенглер рассматривал развитие культуры как пробуж
дение великой душ и из <<прасимвола>> или идеальной фор м ы .
В своей книге <<Закат Европы>> он блестяще, глубоко и тонко про
анал изировал особенности <<аполлонической душ и >> античной
культуры , «магической души» арабской культуры , «фаустовской
души>> западной культуры . С присущей ему экспрессией О. Шпен
глер писал о том, что каждой из великих культур присущ особый
«тайный язык мирочувствования>>, вполне понятный только тому,
чья душа принадлежит этой культуре. Когда мы переводим на род
ной язык знаковые символы других народов, мы делаем лишь вя
лую попытку проникнуть в мир чувствований других цивилизаций,
наиболее утонченные и глубинные срезы которых все же остаются
немыми. Эти попытки перевода равносильны намерениям пере
ложить скульптуры Парфенона на струнную музыку или отлить
бога Вольтера из бронзы2.
Ярки й , увлекающийся художник, Шпенглер в своих высказы
ваниях чересчур категоричен. Но он хорошо обозначил проблему:
целостность и уникальность каждой цивилизации ставят естествен
ные барьеры на пути к диалогу. Символический мир культуры на
делен особой функцией - творческого саморазвития и самосози
дания. Человек не может вырваться за пределы природы, разорвать
или разрушить ее органические барьеры, но внутри них он свобо-
282
Данилевский
Н.
Россия и Европа. М . ,
199 1 .
С. 87.
Шпенглер О.
Закат Европы.
Т. 1:
Образ и действительность. М . ,
1993.
С.
344-345.
ден - свободен созидать свой особый мир по особым законам,
непрерывно его расширяя и совершенствуя.
Каждый человек живет в символическом мире своей культуры,
и этот мир, по остроумному замечанию Э. Кассирера, окружает его
так же тесно, как стены тюрьмы. Из этой тюрьмы он может осво
бодиться не тогда, когда снесет ее стены, а когда их осознает. Раз
мы
шляя
над этим, Г. Гегель заметил, что знающий об ограничении
уже превзошел его. Герменевтическая методология понимания дает
нам возможность осмыслить социокультурные ограничения в сфе
ре политики и тем самым превзойти их, обретая долгожданную
свободу творческого диалога с другими цивилизациями.
М етафора карт и н ы политического мира как у н и кального
кристалла поможет нам представить диалог цивилизаций в виде
неповторимой мозаики символических форм, в которых осуще
ствляется политическая жизнь людей.
И
хотя эти формы беско
нечно разнообразны, за ними опредленно просматривается некий
единый стержень, что формирует глобальны й мир как универ
сальную целостность. Путешествуя по разным историческим эпо
хам, обозревая страны и континенты, м ы везде встречаем «зна
комого незнакомца» - аристотелевского <<политического чело
века>> , которы й с м отрит на нас через тысячи разных масок.
Поэтому политическая наука в диалоге цивизаций призвана ут
вердить особый познавательный идеал - понимания и интерпре
тации тотальности политических форм в их социокультурной
неповторимости.
Нерациональная интерсубъективная логика понимания друго
го в политическом диалоге способна стать логикой подлинного
гуманизма. Благодаря ей универсалии глобального мира должны
наконец наполниться <<цветущей сложностью>> планетарного бытия
(К. Леонтьев): ибо только тогда человек свободен , когда он может
жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его
обществе. В современном диалоге цивил изаций должно быть
столько ипостасей свободы, сколько равноправных партнеров в
нем участвуют.
И
каждая из политических универсалий глобаль
ного мира должна иметь столько необходимых граней понимания,
сколько сегодня существует цивилизаций на Земле. Глобальный
мир и единое информационное пространство необходимо созидать
в диалоге цивилизаций как общее пространство м ногогранной ду
ховности - всегда открытое и вечно совершенствующееся в про
цессе понимания другого.
283
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 . В
чем значение политической герменевтики как метода полити
ческого исследования?
2 .
Какие культурные барьеры приходится преодолевать политику,
когда он встречается с представителями других культур? Какие
из этих барьеров представляются вам наиболее сложными?
3.
Какие методы интерпретации использует политическая герме
невтика? Каковы творческие возможности и пределы этих ме
тодов в процессе научных исследований и политической прак
тике?
4.
Как можно преодолеть герменевтический круг в процессе по
нимания другого в диалоге?
5.
Почему герменевтика использует метафору «картина мира»?
Какие еще метафоры можно использовать в герменевтической
методологии?
СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ
Авторитарно-подданническая традиция
-
в отличие от традиций демо
кратического гражданства предполагает не взаимообязательные
(договорные) отношения граждан с государством, а односторон
ние обязательства подданных.
Агностицизм
-
первоначально - позиция неведения относительно
существования или несуществования Бога; в современном фило
софском смысле - неверие в возможность познания мира, дости
жения объективной истины.
Алармизм
(от фр.
alarmer -
бить тревогу) - современное идейное те
чение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупрежда
ющих по поводу грозящих глобальных опасностей и угроз - ядер
ной, экологической и т.п.
Антиномия
- столкновение двух противоречивых, но одинаково об
основанных суждений. Антиномии посягают на логический закон
исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются
педантичной рассудочностью.
В
то же время в них могут отра
жаться реальные противоречия человеческого бытия и созна
ния.
Антропология
- первоначально - наука о происхождении и биологи
ческих свойствах человека, сегодня - совокупность наук, в цен
тре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в
биологическом и социокультурном измерениях.
Антрополоrия культурная
- наука, изучающая доцивилизационные
(примитивные) и архаические (традиционные) общества преиму
щественно в �овном измерении - верования, ценности, нравы.
Сегодня наметилась тенденция расширить предмет исследования
национальной культурной специфики как таковой применитель
но к любым обществам.
Апrропоцентризм
- установка на то, чтобы поставить человека в центр
мироздания в качестве <<венца творения» и меры всех вещей.
Апокалипсис -
одна из книг Нового Завета - Откровение Иоанна
Богослова, в которой содержится пророчество о конце света,
Страшном суде и последующем наступлении Царства Небесного
на земле.
Арабистика -
комплекс научных дисциплин, посвященных изучению
арабского мира.
Архаизация
- вытеснение из культуры и повседневных практик ново
обретенных (современных) элементов и активизация более тра
диционных, прежде подавленных или прятавшихся в тени.
285
Архетип - скрытый в коллективном подсознании культурный стерео
тип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши
предпочтения и выбор.
Аскетизм
-
религиозный принцип поведения, связанный с умерщвле
нием плоти и воздержанием от всего потакающего личным удо
вольствиям и радостям.
Атомизм социальный, атомарность - картина общес:гва, в рамках ко
торой индивиды выступают как изолированные друг от друга
атомы.
Бихевиоризм - направление в американской психологии и социоло
гии, призывающее не интересоваться внутренним миром челове
ка, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполага
лось, что тем самым общественные науки преодолеют свою «гу
манитарную ограниченность>> и уподобятся по точности и
доказательности естественным.
Буддизм - одна из мировых религий, основанная Буддой - великим
религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на
рубеже VI-У вв. до н.э.
Вестернизация - распространение западных ценностей, институтов и
образа жизни во всем мире частично в результате товарного и
культурно-информационного обмена, частично - в результате
западной гегемонии , а также деятельности местных «западни
ков».
Витальный - относящийся к жизни, к органическому началу, к био
логическим стихиям.
Волюнтаризм - апологетика свободной и иррациональной воли, не
ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.
Гедонизм - тип психологической или социокультурной установки на
получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.
Геобиоценозы - естественно сложившиеся эволюционные звенья,
объединяющие геологические и биологические элементы нашей
планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую
систему.
Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспре
деления сфер влияния различных государств в пространстве. Тер
мин введен в оборот шведским политиком Челленом ( 1 846-
1 922).
286
Гетероrенный - разнородный, состоящий из качественно различных
начал.
Гражданское общество
-
совокупность неполитических отношений
(экономических, духовно-нравственных, религиозных, культур
ных) граждан и их ассоциаций, основанная на принципах само
деятельности, неподопечности и автономии по отношению к
государству.
Даосизм - учение о дао, или пути бытия (человека и всего сущего),
связанное с такими принципами, как <<цзы жанЬ» (естественность,
соблюдение законов и ритмов природы) и <<у-вэй>> (воздержание
от нетерпеливого вмешательства в естественный ход вещей). Ос
нователь - китайский мудрец Лао-цзы (VI-V в. до н.э.).
Девиация - отклонение; девиантное поведение - отклоняющееся от
норм морали и культуры.
Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия
для рационально-прагматического поведения в политике, ориен
тированного на реальные интересы и провернемые факты, а не на
ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция
деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеоло
гии может быть только частично условным; чаще всего речь фак
тически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, всту
пающей в моду.
Демократия свободы - понятие, означающее одну из двух разновид
ностей постrрадиционного общества.
В
частности, согласно
французскому политическому мыслителю
А.
Токвилю ( 1 805-
\ 859), демократическими являются все постфеодальные общества,
в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из
них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной со
ревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным
результатам , к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по
пути демократии равенства - ограничений свободной соревно
вательности и втискивания неравных по природе людей в про
крустово ложе равенства.
Десублимация
-
противоположность сублимации. Если последняя
согласно автору понятия 3. Фрейду означает облагораживание
ваших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь
постольку, поскольку они обретают реабилитированные культу
рой возвышенные формы, то десублимация есть высвобождение
инстинкта из «ОКОВ>> культуры.
Дихотомия - деление на две части.
287
Европоцентризм -
концепция, согласно которой западно-европейский
тип культуры является образцовым для всего человечества, а За
падная Европа - центром мирового развития.
«Золотоrо миллиарда)) теория -
современная европацентристская вер
сия концепции <<избранного народа», согласно которой обеспе
ченное существование на планете может быть гарантировано
только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран,
в то время как остальным странам уготована участь сырьевого
придатка и поставщика дешевого человеческого материала для
обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно
адептам данной теории в противном случае планета <<Взорвется>>
от экологических перегрузок.
Идентичность
(в социокультурном смысле) - совокупность устойчи
вых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или
социальной) отличать себя от других.
Имманентный -
внутренне присущий, а не привнесенный или заим
ствованный извне.
Инверсия
-
резкий переход в противоположное качество.
Инволюция -
(в социокультурном смысле) - утрата достигнутых за
воеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.
Индология -
комплекс научных дисциплин, посвященных изучению
Индии.
Интенция -
направленность внимания, духовный настрой.
Интровертный тип -
предложенный австрийским социальным психо
логом
К.
Лоренсом термин, означающий одну из двух психологи
ческих разновидностей: интровертов, живущих внутренними
переживаниями, и экстравертов - нацеленных на внешний мир,
общительных жизнелюбов.
Истеблишмент -
правящие круги общества, доминирующие элиты (не
только политические) .
Космоrония -
философское учение о происхождении Вселенной. Со
ответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне про
блему первоначала, называются космогоническими.
Космологня -
философское учение о строении мира.
Космоцентризм
-
установка на осмысление любых наших действий и
перспектин в контексте великого космического целого.
288
Консенсус
-
согласие; в политике означает готовность к взаимным
компромиссам и уважение прав другой стороны.
Консерватизм -
идейно-политическое течение, ориентированное на
сохранение (консервацию) старых общественных порядков и нра
вов или их реставрацию, если они оказались порушенными. Тер
мин был введен французским писателем Ф.Г. Шатобрианом для
обозначения феодально-аристократической идеологии.
Контрреформация
-
попытка папской церкви и консервативных кле
рикальных кругов выкорчевать гнезда Реформации в Европ е .
Привела к религиозным войнам
XVI -XVII вв. в Европе и рожде
нию инквизиции.
Конформизм -
установка на пассивно-приспособительный, соглаша
тельский тип поведения в социальной жизни и в политике.
Конфуций
(55 1 -479 до н.э.) - знаменитый древнекитайский философ
и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства.
Пропаведавал идеал государственного устройства, при котором
власть принадлежала бы мудрецам - носителям высшего знания
и добродетели .
Ксенофобия
-
неприязнь к <<чужакам» - и ностранцам, представите
лям другой расы и т.п.
Коэволюция
- термин, означающий понимание развития как возрас
тания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности
целей человека и внутренних гармоний природы , вместо былых
установок на ее <<nокорение>> и завоевание.
Лапческий -
светский.
Латентный
-
скрытый , не обнаруживающий (до поры до времени)
видимых признаков.
Леrизм
-
школа <<законников>> в Древнем Китае, отстаивающая идею
высшего юридического закона в государстве, подчинявшего все
сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.
Легитимность -
законность власти, исторически выступающая в раз
ных формах: традиционной монархической (законный наследник
престола) , демократической (законно избранный глава государ
ства) , харизматической (законный продолжатель великого дела
первооснователя, великого задания, миссии).
Либерализм -
идейно-политическое течение, ставящее целью освобож
дение общества от оков государства, личности - от давления авто
ритарной коллективности. Основатели: И . Бентам, Дж. С. Милль,
289