Файл: Правовая характеристика пособий, предоставляемых гражданам 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений – это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрены следующие виды пособий гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Наряду с указанными видами пособий существует еще немало видов государственной материальной поддержки семей с детьми, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (субъекты РФ могут как увеличивать установленные законом размеры пособий, так и устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми).

Прежде всего, это дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» («закон о материнском (семейном) капитале») в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (согласно ч. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные (по отношению к установленным данным законом) меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.


Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»39 предусмотрен ряд гарантий женщинам, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Эти гарантии распространяется и на женщин, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда России государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей; она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в т.ч. предусмотренные законодательством РФ о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума.

Таким образом, одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Система существующих социальных пособий распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России.

Необходимо отметить, что современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски, улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал). Данная тенденция должна быть продолжена, поскольку социальная защита материнства и детства является первостепенной задачей государства.


Глава 3. Проблемы обеспечения граждан пособиями на территории Российской Федерации



В Российской Федерации проблема обеспечения граждан пособиями и компенсациями является одной из самых острых в сфере социального обеспечения.

Большинство проблем связано с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Современная система обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством основана на трехзвенном принципе: застрахованное лицо (работник) – страхователь (работодатель) – страховщик (Фонд социального страхования России). Суть её в том, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается за назначением и выплатой пособия к страхователю, страхователь выплачивает пособие из собственных средств, а затем выплаченная сумма зачитывается в счёт уплаты страховых взносов.

Анализ практики функционирования этой системы позволяет сделать вывод, что застрахованные лица в настоящее время нередко сталкиваются с проблемами при получении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как правило, эти проблемы вызваны либо недобросовестным поведением работодателей, либо отсутствием у них достаточного для выплаты пособий количества денежных средств на момент обращения застрахованного лица.

Можно выделить следующую распространённую проблему: отсутствие у работодателя денежных средств. Предприятие действительно существует, располагается по месту нахождения и принимает корреспонденцию. Однако у такой организации на счете отсутствуют денежные средства (например, временно не ведётся деятельность). Соответственно, выплата пособий обратившемуся за ними застрахованному лицу не производится. Согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатель в этом случае «обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации». Работодатели, как правило, воспринимают эту норму как предоставленное им законом право обратиться в территориальный орган ФСС России, и потому не предпринимают никаких действий. Решение суда о взыскании пособий с работодателя невозможно исполнить в связи с отсутствием у него денежных средств, а обязать работодателя обратиться в территориальный орган ФСС России суды не считают возможным.


Сложившиеся проблема обеспечения граждан пособиями и компенсационными выплатами требуют проведения определённой политики государства в социальной сфере.

Реформирование существующей системы социальных пособий с целью повышения их адресности - один из возможных путей повышения эффективности социальной защиты. Однако этот путь требует значительных издержек, связанных с изменением порядка предоставления каждой выплаты, с переходом к принципу учёта нуждаемости по каждой выплате отдельно.

Значительная часть решений, формирующих обязательства по выплатам различных социальных пособий и компенсаций, сосредоточена на федеральном уровне и оформлена в виде федеральных законов. Между тем, подавляющее большинство этих выплат возложено на субъекты РФ. При этом на региональном уровне на практике остаются очень ограниченные возможности изменить эти выплаты и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере социальных пособий и компенсаций требуется расширение самостоятельности субъектов РФ в принятии решений относительно того, какие выплаты на территории субъекта действительно нужны, в каких объемах и в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.

Переход к предоставлению адресных социальных выплат нуждающимся требует постепенности и соблюдения принципа социальной справедливости. Непродуманные и поспешные действия в этой области могут вызвать отрицательную реакцию населения.

Кроме того необходимо устранить зависимость порядка выплаты страхового обеспечения от наличия у работодателя денежных средств.

Второй проблемой является существенный дефект регионального законодательства - отсутствие единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, что порождает разный уровень социальной защищенности семей, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Устранение расхождений между базовыми понятиями в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми чрезвычайно важно, учитывая отнесение этой сферы законотворческой деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

С момента принятия Закона о государственных пособиях условия получения детского пособия и его размеры не единожды менялись. Первоначально пособие назначалось всем семьям, независимо от уровня среднедушевого дохода в составе семьи, или одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого ребенка до достижения им 16 лет (на учащиеся общеобразовательные
учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).40

Размер пособия составлял семьдесят процентов федерального МРОТ. Матерям одиночкам и детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в иных случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также детей военнослужащих срочной службы пособие увеличивалось на пятьдесят процентов.

Среди наиболее важных проблем можно обозначить следующее:

1) периодичность назначения пособия на ребенка в разных субъектах отличается (ежемесячно или раз в квартал);

2) круг обеспечиваемых лиц, в разных регионах индивидуальный, что ставит в неравное положение граждан, проживающих в разных субъектах РФ с различными финансовыми возможностями (во многих субъектах детское пособие назначается на ребенка одинокой матери, на ребенка, родители которого не уплачивают алиментов, либо в случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также на ребенка из многодетной семьи и на ребенка военнослужащего по призыву, в то время как в других субъектах обеспечиваются пособием только одинокие матери, или только многодетные семьи;

3) установленный базовый и повышенных размеров пособия, зачастую не является объективным значением.

Величина прожиточного минимума в субъекте РФ, исходя из которой определяется уровень нуждаемости семьи в пособии на ребенка, как и величина прожиточного минимума в целом по РФ, представляет собой физиологический минимум, разработанный в свое время для жителей блокадного Ленинграда и способный только на поддержание человека как биологического существа, не допуская и мысли заниматься трудовой деятельностью, восстанавливать трудоспособность, обучаться несложным профессиям.

В этой связи приобретают поддержку идеи российских ученых о важности разработки такого критерия определения право на пособие, как минимальный покупательский бюджет семьи, состав которого должен формироваться на основе продовольственной группы товаров, а также непродовольственных расходов на отдельные услуги (медицинские, образовательные, транспортные, коммунальные, культурно-оздоровительные). Такой бюджет даст возможность реализовать адресный подход.