Файл: Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 Менеджмент магистранта группы 12учр (магистерская программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом такие факторы, как потребность в вознаграждении (фактор 1) и потребность во власти и влиятельности (фактор 8) оказались практически не выраженными. Среднее значение фактора 1 (вознаграждение) составило 10,3±0,65 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение этого фактора составляет 27 и его среднее значение – 19). Среднее значение фактора 8 (власть) составило 8,3±0,84 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение и среднее значение этого фактора составляет 31).
Только у одного преподавателя фактор 1 – потребность в вознаграждении – имело второе по величине значение после потребности в интересной общественно-полезной работе и составило 44. Усредненный мотивационный профиль преподавателя теоретической кафедры представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Усредненный мотивационный профиль преподавателя теоретической кафедры
Анализируя полученные данные, можно отметить, что у преподавателей теоретических кафедр высоко развита внутренняя мотивация. В их мотивационном профиле преобладает такая потребность, как потребность в интересной общественно значимой работе. При этом не выражена потребность в материальном вознаграждении, что свидетельствует о готовности преподавателей теоретических кафедр работать «за идею». Также хочется отметить высокую значимость для них разнообразия в работе, наличия сложных и творческих задач, также стремление к самосовершенствованию и развитию как личности.
У большинства преподавателей клинических кафедр в мотивационном профиле наивысшее значение имел первый фактор – потребность в вознаграждении и высокой заработной плате. Его среднее значение составило 68,5±12,2 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение этого фактора составляет 27 и его среднее значение – 19). Вторым по величине фактором оказался фактор 2 – потребность в хороших условиях работы. Его среднее значение составило 53,3±3,18 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение и среднее значение этого фактора составляет 17).
Наименьшее значение имели факторы 10 – потребность в креативности, 11 – потребность в самосовершенствовании и 12 – потребность в интересной общественно-полезной работе. Среднее значение фактора 10 (креативность) составило 8,4±0,59 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение этого фактора составляет 32 и его среднее значение – 33). Среднее значение фактора 11 (самосовершенствование) также составило 8,4±1,95 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение этого фактора составляет 35 и его среднее значение – 32). Среднее значение фактора 12 (интересная работа) составило 9,3±3,35 (по Ш. Ричи и П. Мартину, наиболее часто встречающееся значение этого фактора составляет 34 и его среднее значение – 35).
Усредненный мотивационный профиль преподавателя клинической кафедры представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Усредненный мотивационный профиль преподавателя клинической кафедры
Исходя из полученных данных, наибольшую значимость для преподавателей клинических кафедр имеет достойная заработная плата, наличие различных льгот и материальных поощрений. При этом при наличии высокой заработной платы содержание работы и общественная полезность уходит на второй план. Кроме того, для преподавателей клинических кафедр особую значимость имеют хорошие условия работы и комфортная окружающая обстановка.
Факторы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||||
| Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | ||||
Наиболее часто встречающееся значение | 7 | 65 | 27 | 19 | 51 | 17 | 24 | 20 | 26 | 27 | 39 | 27 | 17 | 39 | 18 | 18 | 24 | 35 | ||||
Среднее значение | 10,3 | 68,5* | 19 | 20,5 | 53,3* | 17 | 24,2 | 23,9 | 25 | 25,9 | 39,4* | 25 | 17 | 39,2* | 19 | 18,4 | 24,3* | 36 | ||||
Минимальное значение | 3 | 28 | 0 | 16 | 24 | 0 | 23 | 19 | 0 | 25 | 32 | 0 | 15 | 28 | 0 | 12 | 18 | 0 | ||||
Максимальное значение | 44 | 81 | 96 | 33 | 62 | 83 | 27 | 30 | 69 | 34 | 45 | 81 | 19 | 42 | 45 | 23 | 27 | 88 |
Таблица 1
Факторы мотивационного профиля преподавателей теоретических и клинических кафедр в сравнении с факторами мотивационного профиля, полученными Ш. Ричи и П. Мартином
Примечание: * - статистически значимые различия между результатами преподавателей теоретических и клинических кафедр (р<0,01).
Таблица 2
Факторы мотивационного профиля преподавателей теоретических и клинических кафедр в сравнении с факторами мотивационного профиля, полученными Ш. Ричи и П. Мартином (продолжение)
Факторы | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||
| Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | Теор. каф | Клин.каф. | Ричи и Мартин | |
Наиболее часто встречающееся значение | 41 | 13 | 36 | 7 | 19 | 31 | 40 | 30 | 34 | 42 | 8 | 32 | 42 | 8 | 35 | 68 | 9 | 41 | |
Среднее значение | 38,9 | 13,6* | 36 | 8,3 | 20,4* | 31 | 40,9 | 30,3* | 35 | 42,3 | 8,4* | 33 | 42,4 | 8,4* | 32 | 69,6 | 9,3* | 43 | |
Минимальное значение | 35 | 12 | 2 | 4 | 17 | 0 | 36 | 27 | 0 | 31 | 7 | 5 | 31 | 8 | 7 | 50 | 7 | 15 | |
Максимальное значение | 44 | 16 | 81 | 14 | 24 | 79 | 45 | 33 | 78 | 46 | 18 | 81 | 46 | 12 | 84 | 76 | 14 | 97 |
Примечание: * - статистически значимые различия между результатами преподавателей теоретических и клинических кафедр (р<0,01).
3.3. Сравнительный анализ характеристик профессиональной мотивации преподавателей теоретических и клинических кафедр медицинской академии
Проведенный статистический анализ результатов показал наличие статистически значимых отличий между показателями преподавателей теоретических и клинических кафедр по всем факторам мотивации, кроме фактора 3 (структурирование работы). Результаты сравнения представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Усредненные мотивационные профили преподавателя теоретической и клинической кафедры
Примечание: * - статистически значимые различия между результатами преподавателей теоретических и клинических кафедр (р<0,01).
В результате корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции Пирсона были выявлены специфические взаимосвязи факторов мотивации. В группе преподавателей теоретических кафедр существует сильная положительная корреляция (0, 940) между факторами 10-11(креативность и самосовершенствование). В отличие от группы преподавателей клинических кафедр, в данной группе факторы 10 и 11 представлены достаточно высокими цифрами: 42,3±9,25 и 42,4±10,06, соответственно. Исходя из вышесказанного, можно говорить о наличии у преподавателей теоретических кафедр открытости для новых идей и нетривиального мышления, которые тесно связаны со стремлением к саморазвитию и росту как личности. Кроме того, положительная корреляция средней силы выявлена между факторами 10 - 12 и 11-12 (0,70 и 0,79, соответственно). В группе преподавателей теоретических кафедр фактор 12 (интересная работа) имеет наивысшее значение среди других факторов (69,6±26,2). Этот преобладающий фактор положительно связан с желанием творчества и независимости в трудовой деятельности. Таким образом, желанная и интересная работа преподавателя представляется как деятельность, наполненная смыслом и значением, с элементом общественной полезности и при этом не лишенная креативности и анализа, а также самосовершенствования.
Интересно отметить, что в процессе анализа была выявлена сильная отрицательная корреляция между факторами 1-10, 1-11 и 1-12 (-0,873, -0,859 и -0,866, соответственно). Фактор 1 (потребность в вознаграждении) является одним из наименее выраженных факторов усредненном мотивационном профиле преподавателя теоретической кафедры и составляет 10,3±0,65.