Файл: Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 Менеджмент магистранта группы 12учр (магистерская программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, при стимуляции профессиональной деятельности преподавателей клинических кафедр необходимо преобладание материальной мотивации, а также для мотивации может быть использовано улучшение условий труда. Нематериальная мотивация для преподавателей клинических кафедр будет иметь меньшее значение. Для стимуляции профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр возможно применение нематериальной мотивации в большей степени. При этом материальная мотивация для преподавателей теоретических кафедр будет иметь меньшее значение.
Заключение.
В настоящее время происходит постоянное повышение требований к качеству профессиональной деятельности преподавателям вузов. Это также относится к такому узкоспециализированному вузу, как Ничегородская государственная медицинская академия. За последние два года произошло кардинальное изменение системы подготовки врачей в медицинских вузах. Преподаватели должны перестраивать свою деятельность под новые учебные программы; вместе с этим произошло сокращение ставок практически на всех кафедрах медицинской академии. Данные изменения послужили причиной повышения требований к качеству работы профессорско-преподавательского состава. Говоря о подобных изменениях, необходимо отметить отсутствие роста заработной платы, она по-прежнему остается низкой. Это служит причиной пассивности преподавателей в различных сферах их профессиональной деятельности и оттока высококвалифицированных кадров в другие организации.
Исходя из вышесказанного, для повышения активности преподавателей в разработке новых учебных программ, в участии в научно-исследовательской работе и других видах деятельности, а также для повышения лояльности к организации, необходима разработка системы мотивации профессорско-преподавательского состава. При этом необходимо отметить, что в медицинской академии существует два вида кафедр – теоретические кафедры и клинические кафедры. Профессиональная деятельность преподавателей на данных типах кафедр является многогранной и имеет ряд отличий.
Основным в работе преподавателей теоретических кафедр является учебный процесс, т.е. работа со студентами начальных курсов, включающая не только обучение, но и активную воспитательную и кураторскую работу. Кроме того, немаловажным в работе преподавателя теоретической кафедры является научно-исследовательская работа. Преподаватели клинических кафедр имеют лечебную нагрузку, которая часто выходит на первый план. Процесс преподавания сводится к обучения студентов «у постели больного».
В нашем исследовании мы высказали гипотезу, что мотивационные профили преподавателей разных типов кафедр имеют специфические характеристики и принципиальные отличия, что может послужить основой для разработки различных систем мотивации в медицинской академии для преподавателей теоретических и клинических кафедр.
В результате проведенного исследования были выявлены различия в иерархии и взаимосвязях мотивов профессиональной деятельности преподавателей теоретических и клинических кафедр.
Среди мотивов профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр преобладают следующие: потребность в интересной, общественно значимой работе; потребность в выполнении сложных разнообразных задач, при этом они предпочитают творческий подход в их выполнении. Эти данные свидетельствуют о наличии у преподавателей теоретических кафедр высокоразвитой внутренней мотивации. Также в мотивационном профиле преподавателей теоретических кафедр снижены потребности в материальном вознаграждении за их труд, что говорит о их готовности выполнять свою работу «за идею».
У преподавателей клинических кафедр преобладают потребности в достойном материальном вознаграждении и наличии хороших условий труда; кроме того, у них снижены потребности в творческом подходе к работе, желании самостоятельности и в ощущении востребованности.
Эти данные свидетельствуют о существенной разнице в мотивах профессиональной деятельности преподавателей теоретических и клинических кафедр.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что при стимуляции профессиональной деятельности преподавателей клинических кафедр необходимо преобладание материальной мотивации (премий, дополнительных льгот, льготного кредитования и т.д.); кроме того, для мотивации может быть использовано улучшение условий труда (получение личного кабинета, нового компьютера и т.д.). Нематериальная мотивация для преподавателей клинических кафедр будет иметь меньшее значение. Для стимуляции профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр возможно применение нематериальной мотивации в большей степени (вручение грамот, личная благодарность им т.д.). Кроме того, учитывая преобладающие факторы в мотивационном профиле, в качестве мотивации возможно поручение сложных творческих задач при снижении контроля со стороны руководства. При этом материальная мотивация для преподавателей теоретических кафедр будет иметь меньшее значение.
Список литературы
-
Акулина Е. Е. Изучение мотивационного потенциала профессиональной деятельности преподавателя в вузе // Инноватика-2007 : труды междунар. конф. Ульяновск: УлГУ, 2007. С. 183–184. -
Акулина Е. Е., Шмелева Н. Б. Мотивационный потенциал профессиональной деятельности преподавателя в вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2008., №4. С. 148–151. -
Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) // Университетское управление: практика и анализ. 2004. N 3. С. 89-97. -
Бажанова, С. В. Акмеологические факторы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы. Дис. канд. психол. наук: 19.00.13. Ульян, гос. ун-т. Ульяновск, 2004. - 211 с. -
Бибик И.А. Формирование качеств конкурентоспособной личности профессионала в условиях профессиональной подготовки // Журнал теоретических и прикладных исследований, 2009, №11. С.41-48. -
Блинов А.А. Мотивация корпоративных структур // Маркетинг, 2001, №1. С. 88-100. -
Богдан, H. Н., Могилёвкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа) // Университетское управление: практика и анализ, 2004, №3. С. 89-97. -
Бойцова Н.В. К вопросу о внутренней и внешней мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Вестник ТвГУ. Серия: психология и педогогика. 2008, с.42-51. -
Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Москва: ЭКСМО, 2008. 160 с. -
Бусыгина А.Л. Профессор — профессия. Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 1999. 276 с. -
Василенко О. Ю., Вельц Е. В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (обзор социологического исследования) // Вестник Омского университета, 1999, №4. С. 134-136. -
Григорьева М.В. Психология труда. Конспект лекций.М.: Высшее образование, 2006. 192 с. -
Грудзинский А.О, Петрова О.В. Мотивационная готовность научно-педагогических работников университета к предпринимательству в научно-образовательной сфере // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №2(1). С.11-16. -
Давыдова С.Б. Типология профессиональной деятельности в реализации образовательной программы 080507 «Менеджмент организации» // Вестник МГУКИ, 2007, №3. С. 362-365. -
Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология : учеб. пособие. / Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 224 с. -
Дряхлова Н.И. Социология труда. М.:Изд-во МГУ, 1993. 368 с. -
Дубицкий В. В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социологические исследования, 2004, №1. С. 119-124. -
Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 112 с. -
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.:Политиздат, 1986. 221 с. -
Иванова С. А. Возможности коррекции мотивационного потенциала // Персонал-Микс: научно-практический журнал по вопросам управления персоналом, 2004, №5. С. 89-92. -
Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. М.: Белгород, 1992. 187 с. -
Клещевский Ю. Н. Оценка мотивации труда преподавателей. Электронный ресурс. allrusbank.ru, 2009. Режим доступа: http://www.allrusbank.ru/49.html, свободный. -
Кольтинова В.В. Мотивация профессиональной деятельности педагога физкультурного вуза как фактор оптимизации учебного процесса // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М., 2001. С. 151-153. -
Коржуев A.B., Попков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика, 2002, № 1. С. 18-22. -
Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. 2002. № 2. С. 82. -
Красинская Л.Ф. Профессиональная мотивация преподавателя как фактор, влияющий на инновационные преобразования в высшей школе // Педагогика и психология. №1, 2008. С.153-159. -
Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицина А.П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России. СПб.: СПбГУ, 2006. 168 с. -
Лобанов А. А. «Охота за головами», или игры для начальников. Кострома, 2002. 495 с. -
Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Известия алтайского государственного университета, № 2(28), 2003. С. 75-80. -
Матушанский Г.У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. Казань: Новое знание, 1999. 180 с. -
Машаров И. М. Система формирования профессиональной мотивации у преподавателей негосударственных вузов. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва: РГБ, 2003. - 370 с. -
Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3 изд.: Пер. с англ. М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 704 c. -
Михалева О. М. Совершенствование системы мотивации труда профессорско-преподавательского состава вузов (на примере Брянской области). Автореф дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Московский гуманитар. ун-т. М., 2009. 22 с. -
Мудрова Е. Б. Совершенствование методов управления кадровым потенциалом высшей школы. Автореф дис. канд. экон. наук : 08.00.05. Санкт-Петербург, гос. политех, ун-т. СПб., 2007. 17 с. -
Назарова И. Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М.: МАКС Пресс, 2005. 278 с. -
Петровский А.В., Ярошееский М. Г., Брушлипский А. В., Петровский В. А. Общая психология. М.: Издательский центр Академия, 1998. 512 с. -
Пономарев И. П. Мотивация работой в организации. М.: Едиториал УРСС, 2004. 224 с. -
Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2004. 192 с. -
Римская О.Н. Труд преподавателя вуза в системе менеджмента качества // Вестник Томского государственного университета, 2006, №12. С. 119-131. -
Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. Учеб. Пособие для вузов. Пер. с англ. М.:Юнити-Дана, 2009, 400 с. -
Романенко В.И., Безносов Д.С. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников университета государственной противопожарной службы МЧС России // Вестник Санкт-петербургского университета государственной противопожарной службы, №1, 2011. С. 72-76. -
Романкова Л. И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и концепции развития. М.: ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), 2004. 239 с. -
Сафонова О. М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156. -
Скрауч О.Н. , Мехришвили Л.Л. Специфика научно мотивации молодыз преподавателей ВУЗов: по материалам социологического исследования. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал ISSN 2070-7428. 2013, №2. -
Тряпицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 240 с. -
Чернилевский, Д.В. Дидактическая технология в высшей школе Текст. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. 437 с. -
Ядов В. А. Отношение к труду, концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования, 1983, №3. С. 50-62. -
Maslow A. Motivation and personality. Harper and Row, New York, 1954.