Файл: Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 Менеджмент магистранта группы 12учр (магистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, при стимуляции профессиональной деятельности преподавателей клинических кафедр необходимо преобладание материальной мотивации, а также для мотивации может быть использовано улучшение условий труда. Нематериальная мотивация для преподавателей клинических кафедр будет иметь меньшее значение. Для стимуляции профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр возможно применение нематериальной мотивации в большей степени. При этом материальная мотивация для преподавателей теоретических кафедр будет иметь меньшее значение.


Заключение.

В настоящее время происходит постоянное повышение требований к качеству профессиональной деятельности преподавателям вузов. Это также относится к такому узкоспециализированному вузу, как Ничегородская государственная медицинская академия. За последние два года произошло кардинальное изменение системы подготовки врачей в медицинских вузах. Преподаватели должны перестраивать свою деятельность под новые учебные программы; вместе с этим произошло сокращение ставок практически на всех кафедрах медицинской академии. Данные изменения послужили причиной повышения требований к качеству работы профессорско-преподавательского состава. Говоря о подобных изменениях, необходимо отметить отсутствие роста заработной платы, она по-прежнему остается низкой. Это служит причиной пассивности преподавателей в различных сферах их профессиональной деятельности и оттока высококвалифицированных кадров в другие организации.

Исходя из вышесказанного, для повышения активности преподавателей в разработке новых учебных программ, в участии в научно-исследовательской работе и других видах деятельности, а также для повышения лояльности к организации, необходима разработка системы мотивации профессорско-преподавательского состава. При этом необходимо отметить, что в медицинской академии существует два вида кафедр – теоретические кафедры и клинические кафедры. Профессиональная деятельность преподавателей на данных типах кафедр является многогранной и имеет ряд отличий.

Основным в работе преподавателей теоретических кафедр является учебный процесс, т.е. работа со студентами начальных курсов, включающая не только обучение, но и активную воспитательную и кураторскую работу. Кроме того, немаловажным в работе преподавателя теоретической кафедры является научно-исследовательская работа. Преподаватели клинических кафедр имеют лечебную нагрузку, которая часто выходит на первый план. Процесс преподавания сводится к обучения студентов «у постели больного».

В нашем исследовании мы высказали гипотезу, что мотивационные профили преподавателей разных типов кафедр имеют специфические характеристики и принципиальные отличия, что может послужить основой для разработки различных систем мотивации в медицинской академии для преподавателей теоретических и клинических кафедр.



В результате проведенного исследования были выявлены различия в иерархии и взаимосвязях мотивов профессиональной деятельности преподавателей теоретических и клинических кафедр.

Среди мотивов профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр преобладают следующие: потребность в интересной, общественно значимой работе; потребность в выполнении сложных разнообразных задач, при этом они предпочитают творческий подход в их выполнении. Эти данные свидетельствуют о наличии у преподавателей теоретических кафедр высокоразвитой внутренней мотивации. Также в мотивационном профиле преподавателей теоретических кафедр снижены потребности в материальном вознаграждении за их труд, что говорит о их готовности выполнять свою работу «за идею».

У преподавателей клинических кафедр преобладают потребности в достойном материальном вознаграждении и наличии хороших условий труда; кроме того, у них снижены потребности в творческом подходе к работе, желании самостоятельности и в ощущении востребованности.

Эти данные свидетельствуют о существенной разнице в мотивах профессиональной деятельности преподавателей теоретических и клинических кафедр.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что при стимуляции профессиональной деятельности преподавателей клинических кафедр необходимо преобладание материальной мотивации (премий, дополнительных льгот, льготного кредитования и т.д.); кроме того, для мотивации может быть использовано улучшение условий труда (получение личного кабинета, нового компьютера и т.д.). Нематериальная мотивация для преподавателей клинических кафедр будет иметь меньшее значение. Для стимуляции профессиональной деятельности преподавателей теоретических кафедр возможно применение нематериальной мотивации в большей степени (вручение грамот, личная благодарность им т.д.). Кроме того, учитывая преобладающие факторы в мотивационном профиле, в качестве мотивации возможно поручение сложных творческих задач при снижении контроля со стороны руководства. При этом материальная мотивация для преподавателей теоретических кафедр будет иметь меньшее значение.

Список литературы

  1. Акулина Е. Е. Изучение мотивационного потенциала профессиональной деятельности преподавателя в вузе // Инноватика-2007 : труды междунар. конф. Ульяновск: УлГУ, 2007. С. 183–184.

  2. Акулина Е. Е., Шмелева Н. Б. Мотивационный потенциал профессиональной деятельности преподавателя в вузе // Вестник Казанского технологического университета, 2008., №4. С. 148–151.

  3. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного федерального округа) // Университетское управление: практика и анализ. 2004. N 3. С. 89-97.

  4. Бажанова, С. В. Акмеологические факторы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы. Дис. канд. психол. наук: 19.00.13. Ульян, гос. ун-т. Ульяновск, 2004. - 211 с.

  5. Бибик И.А. Формирование качеств конкурентоспособной личности профессионала в условиях профессиональной подготовки // Журнал теоретических и прикладных исследований, 2009, №11. С.41-48.

  6. Блинов А.А. Мотивация корпоративных структур // Маркетинг, 2001, №1. С. 88-100.

  7. Богдан, H. Н., Могилёвкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа) // Университетское управление: практика и анализ, 2004, №3. С. 89-97.

  8. Бойцова Н.В. К вопросу о внутренней и внешней мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Вестник ТвГУ. Серия: психология и педогогика. 2008, с.42-51.

  9. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Москва: ЭКСМО, 2008. 160 с.

  10. Бусыгина А.Л. Профессор — профессия. Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 1999. 276 с.

  11. Василенко О. Ю., Вельц Е. В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (обзор социологического исследования) // Вестник Омского университета, 1999, №4. С. 134-136.

  12. Григорьева М.В. Психология труда. Конспект лекций.М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

  13. Грудзинский А.О, Петрова О.В. Мотивационная готовность научно-педагогических работников университета к предпринимательству в научно-образовательной сфере // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №2(1). С.11-16.

  14. Давыдова С.Б. Типология профессиональной деятельности в реализации образовательной программы 080507 «Менеджмент организации» // Вестник МГУКИ, 2007, №3. С. 362-365.

  15. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология : учеб. пособие. / Под ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 224 с.

  16. Дряхлова Н.И. Социология труда. М.:Изд-во МГУ, 1993. 368 с.

  17. Дубицкий В. В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социологические исследования, 2004, №1. С. 119-124.

  18. Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 112 с.

  19. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.:Политиздат, 1986. 221 с.

  20. Иванова С. А. Возможности коррекции мотивационного потенциала // Персонал-Микс: научно-практический журнал по вопросам управления персоналом, 2004, №5. С. 89-92.

  21. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. М.: Белгород, 1992. 187 с.

  22. Клещевский Ю. Н. Оценка мотивации труда преподавателей. Электронный ресурс. allrusbank.ru, 2009. Режим доступа: http://www.allrusbank.ru/49.html, свободный.

  23. Кольтинова В.В. Мотивация профессиональной деятельности педагога физкультурного вуза как фактор оптимизации учебного процесса // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. М., 2001. С. 151-153.

  24. Коржуев A.B., Попков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика, 2002, № 1. С. 18-22.

  25. Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. 2002. № 2. С. 82.

  26. Красинская Л.Ф. Профессиональная мотивация преподавателя как фактор, влияющий на инновационные преобразования в высшей школе // Педагогика и психология. №1, 2008. С.153-159.

  27. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицина А.П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России. СПб.: СПбГУ, 2006. 168 с.

  28. Лобанов А. А. «Охота за головами», или игры для начальников. Кострома, 2002. 495 с.

  29. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Известия алтайского государственного университета, № 2(28), 2003. С. 75-80.

  30. Матушанский Г.У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. Казань: Новое знание, 1999. 180 с.

  31. Машаров И. М. Система формирования профессиональной мотивации у преподавателей негосударственных вузов. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва: РГБ, 2003. - 370 с.

  32. Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3 изд.: Пер. с англ. М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 704 c.

  33. Михалева О. М. Совершенствование системы мотивации труда профессорско-преподавательского состава вузов (на примере Брянской области). Автореф дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Московский гуманитар. ун-т. М., 2009. 22 с.

  34. Мудрова Е. Б. Совершенствование методов управления кадровым потенциалом высшей школы. Автореф дис. канд. экон. наук : 08.00.05. Санкт-Петербург, гос. политех, ун-т. СПб., 2007. 17 с.

  35. Назарова И. Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М.: МАКС Пресс, 2005. 278 с.

  36. Петровский А.В., Ярошееский М. Г., Брушлипский А. В., Петровский В. А. Общая психология. М.: Издательский центр Академия, 1998. 512 с.

  37. Пономарев И. П. Мотивация работой в организации. М.: Едиториал УРСС, 2004. 224 с.

  38. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2004. 192 с.

  39. Римская О.Н. Труд преподавателя вуза в системе менеджмента качества // Вестник Томского государственного университета, 2006, №12. С. 119-131.

  40. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. Учеб. Пособие для вузов. Пер. с англ. М.:Юнити-Дана, 2009, 400 с.

  41. Романенко В.И., Безносов Д.С. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников университета государственной противопожарной службы МЧС России // Вестник Санкт-петербургского университета государственной противопожарной службы, №1, 2011. С. 72-76.

  42. Романкова Л. И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и концепции развития. М.: ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), 2004. 239 с.

  43. Сафонова О. М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 152-156.

  44. Скрауч О.Н. , Мехришвили Л.Л. Специфика научно мотивации молодыз преподавателей ВУЗов: по материалам социологического исследования. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал ISSN 2070-7428. 2013, №2.

  45. Тряпицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 240 с.

  46. Чернилевский, Д.В. Дидактическая технология в высшей школе Текст. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. 437 с.

  47. Ядов В. А. Отношение к труду, концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования, 1983, №3. С. 50-62.

  48. Maslow A. Motivation and personality. Harper and Row, New York, 1954.