Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обе названные функции совместно, выполняют важную задачу закрепления и ох­раны прав личности, содействуя развитию и укреплению общест­венных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем, она: характеризует право как особый способ (угроза санкцией, установление запрета) воз­действия на волю и поведение людей; служит источником информации о охраняемых социальных ценностях; является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Отдельно необходимо сказать о функции права как пра­вового стимулятора (поощрение, льгота, дозволение, рекоменда­ция), которые в современной юридической литературе справедливо рассматриваются А.В. Малько и также оказывают регулятивное воздействие на общественные отношения.

Функции права могут рассматриваться как системное явление, непосредственным образом свя­занное с системой права. В этом случае в соответствии с элементами системы права, можно выделить пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем от­раслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институ­ту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Характерные особенности функций права: 1. Вытекают из его сущности и определяется назначением права в обществе; 2. Определяют направление его воздействия на общественные отношения; 3. Направлены на осуществление основных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития; 4. Представляют собой активное упорядочивающее воздействие на обще­ственные отношения (функции динамичны); 5. Непрерывны в своем действии, постоянно сопровождают право.

Функции права - понятие собирательное и отражает настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, следует отличать от «функ­ционирования права» отражающего действие права только в настоящем, как элемента социальной системы наряду с государствен­ным механизмом, моралью, политикой, иными социальными ре­гуляторами.


Раздел 3. Основные проблемы теории государства и права
Лекция 10. Основные теории происхождения государства и права
Вопросы:

1. Причины множества теорий

2. Характеристика теорий
1. Причины множества теорий

Существует множество различных теорий (прошлых и современных), по-разному объясняющих условия и причины возникновения права и государства. Разнообразие теорий обусловлено сложностью данной проблемы, пробелами знаний о эпохе генезиса права и государства, существенным различием мировоззренческих позиций авторов и конкретной социально-политической и идеологической ситуацией в период формирования соответствующей теории. Наличие множества, в том числе противоположных теорий происхождения государства характеризуют относительный характер познания, невозможность получения абсолютного знания осуществляемого человеком. Недопустимо полностью игнорировать познавательную ценность и истинность определенной теории, каждая из них обладает как достоинствами, так и недостатками.

В связи с большим количеством мнений по поводу теорий происхождения государства, приведем цитату Протагора: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Поэтому человек – конкретный исследователь имеет личност­ный подход при изучении определенной проблемы, отсюда и многообразие мнений, позиций, отстаиваемых теорий, тем бо­лее что в философском понимании первичным элементом сис­темы познания считается человек, сущность которого – биологическое существо, наделенное разумом.

Однако и в отношении этого первичного элемента познания – человека, мы должны высказать следующее утверждение – оценка окружающих явлений не может производиться произвольно, она должна проходить с учетом взаимосвязи объекта изучения и субъекта познания. Проще говоря, с критикой самого исследователя к способностям получать достоверные знания являющиеся истиной для всего окружающего мира, а не только верные для отдельного ученого или группы людей. По этой причине множество теорий правильно толковать как личные и групповые взгляды ученых на проблему происхождения государства и права, которые

не являются абсолютно истинными!

2. Характеристика теорий

Существуют следующие основные теории возникно­вения государства: теологическая, патриархальная, патримональная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, либертарно-бридическая.

Теологическая теория получила широкое распространение в ХII-ХIII в. Основные представители: ААвгустин, Ф.Аквинский, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье). В рамках данной теории существуют некоторые ее разновидности, например мифологическая теория или теория «двух мечей» - утверждающая, что один меч находится в ножнах у церкви, а другой передан государственной власти как слуге церкви, для осуществления своих полномочий.

Ранее эти представления нашли свое воплощение в разработанном Платоном диалоге «Государство» о проекте идеального государственного строя, где правят философы (земной аналогии «божьего царства»). Во втором по достоинству государственном строе правят законы, соответствующую аргументацию он изложил в работе «Законы».

Древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят происхождение своих законов, форм правления и институтов власти непосредственно богам или их избранникам (ставленникам). Например: индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея, мусульманского Мухаммеда, православного Иисуса и др.

По древнеиндийской мифологии «Риту» - общекосмический и земной порядок, его законы и обычаи установил Индра. Основные положения, священные гимны, обозначены в «Ригведе». Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (в Китае), включая организацию власти и правила поведения порожден волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба». Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители (например, в законах XVIII в. до н.э. царя Хаммурапи). Древние евреи, согласно ветхозаветным преданиям, состояли с Богом в особых договорных отношениях. Еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обет (клятву) умножить их род и сделать потомство из­бранным народом, если они, со своей стороны, будут строго
выполнять «скрижали завета», содержавшие заповеди и законы, по которым долж­ны жить евреи. Шиитская теология (от членов тайной исламской организа­ции «Братья чистоты» в X в. вплоть до современных исламских фундаменталистов) трактуют шариат (мусульманское право) и имамат (государство - опора ислама, форма его защиты и реализации земной жизни) как проявление воли, добра и мудрости Аллаха, которые выражены в Коране и в пророческих словах и делах Мухаммеда. Идеи божественного происхождения всякой власти характерны и христианской теологии. Апостол Павел утвер­ждал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; и потому надобно повиноваться не только из страха нака­зания, но и по совести». Крупнейший автори­тет христианской теологии Ф.Аквинский утверждал: «всякая власть именно по своей сущнос­ти божественна; по способу же своего приобре­тения и использования власть может быть богопротивной и тиранической». В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Сходные мысли в XX в. развивал Ж.Маритэн, А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст.

По мнению представителей теологической концепции, государст­во - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, причем само государство зависимо от божественной воли, которая проявляется через церковь, ее деятелей и другие религиозные организации. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем как власти от Бога. Церковь - посред­ник между богом и государственной властью. Существующее социально-эко­номическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Ока­зание сопротивления, непослушания государственной власти расценивается как непо­слушание власти бога. Правители в государстве окружены ореолом святости, престижа.

Недостатки данной теории в том, что она слабо учитывает влияние социально-экономических и иных причин на государство, не позволяет определить, как совершенствовать форму госу­дарства, государственное устройство. К тому же теологическая теория с научной точки зрения недоказуема и построена в основном построена на
вере.

Патриархальная теория происхождения государства. Основныепредставители: Аристотель, Конфуций, Филмер, Михайловский. Конфуций уже в VI-V вв. до н.э. трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, считал власть императора – аналогом власти главы семейства, а государство - большой семьей. Управление государством должно строится на основе норм добродетели, заботы старших о младших, преданности и почтительности.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различает три формы человеческого общения - семью, селение и государство (полисное общение). Семья включает в себя отношения мужа и жены, отца и детей, господина и раба, селение - это колония нескольких семей, их множество, а государство - наиболее развитая, завершенная и высшая по своим целям форма общения ради благой жизни. Поскольку цель полиса наивысшая, то оно представляет собой более высокую ступень полисного общения свободных и равных граждан сумевших развить свою политическую природу.

В развернутом виде, патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера (XVII в.), основанная на положениях Библии о божественном сотворении Адама, как родоначаль­ника всего человечества. Он первый отец и первый монарх, поэтому исходная форма правления, установленная Богом – монархия, всякое выступление против абсо­лютной власти монарха - греховное нарушение божествен­ного порядка. В России патриархальные концепции являлись традиционным ком­понентом жизни общества (от «пома­занника божьего» Ивана Грозного до «отца народов» Сталина) и использовались в основном для обоснования и оправдания различных форм деспотической, тиранической власти.

Общим признаком теории, является утверждение о возникновении общества из разрастающейся из поколения в поколение семьи, ее укрупнения. Рост семей и все увеличивающееся число людей, приводит, в конечном счете к образованию государства, во главе которого стоит патриарх, опирающийся на власть как продолжение власти отца всего семейства. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть неограниченна и основывается на мудрости, добродеятели и авторитете как власти отца. Лишь отеческая забота царя (короля) способна обеспе­чить достойные для человека условия жизни