Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вании государственности полностью отвергать нельзя элементы насилия сопровож­дали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского), но важно отметить, что степень влияния оказанного насилия на образование государств оказалась разной и в ряде регионов иг­рали в основном второстепенную роль, уступая приоритет со­циально-экономическим факторам. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве сопутствующей причины возникновения государства наряду с иными.

Отдельно стоит сказать о Ницше Ф. критикующего лживые порядки в обществе выдаваемые за истину (работы: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Нет равенства, нет права – они исчерпали себя. В основе порядка лежит приказание и вынуждение. Человек не цель, а средство на пути к сверхчеловеку и прогрессу общества. Государство – холодное чудовище, которое лжет на всех языках. Демократизация ведет к кровосмешательству (господ и рабов). Отвергает доброту за отсутствие созидательного начала, христианство за сострадание к слабым, поскольку оно разрушает «почву» для формирования сверхчеловека. Любая война священна, она позволяет определить лидера и осуществить прогресс (долгого мира не должно быть).

Недостатки: не учитываются индивидуальные эволюционные процессы общества, государство не итог внутреннего разви­тия общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Именно в то время все научные направления, в том числе гума­нитарные, испытали на себе мощное влияние идеи естественно­го отбора, высказанной Ч.Дарвином. Государст­во - это организм, где происходят постоянные отношения между его частями по аналогии взаимосвязям частей живого существа. Государство представляется продуктом социальной эволюции - разновидностью эволюции биологической. В государстве органы управления – аналог мозга, законы – импульсы, подаваемые к частям тела для выполнения принятых решений. Место, значение каж­дого института государства определяется функцией и ролью соответствующего органа в живом организ­ме. Более важному органу в организме соответствует более высокий статус и власть органа в государстве.

Соответствие свойств отдельного человека и го­
сударства Платон трактовал следующим образом. В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами (яростным и вожделеющим), им соответствует организация управления в государстве - совещательное, защитное и деловое, и определенные сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Т.Гоббс (1588-1679) рассматривал государство как могущественное и всесильное животное, именуемое в Библии Левиафаном. При, этом суверенная власть - душа государства, властвующая над телом. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Государство -политический организм «условное коллективное целое», каждый член превращается в нераздельную часть целого. Обосновывая всевластие целого, отвергает принцип разделение властей по причине недопустимости расчленения единого организма государства, отрицает гарантии против злоупотребления властью со стороны органического целого, поскольку абсурдна идея о нанесении вреда организмом своим собственным частям. Гегель (1770-1831) характеризует «политическое государство» как субстанциальное единство и идеальность его составных моментов, отдельные власти и функции государства независимы лишь в той мере, в какой «это определено в идее целого, поскольку они исходят из его власти». В отдельности каждая часть «мертва» и не может существовать сама для себя вне целого, критикует представления об абсолютной самостоятельности различных властей и их взаимных ограничениях, противове­сах. Такое соотношение властей ведет, к установлению «всеобщего равновесия, но не живого единства».

Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса». Он выдвинул проект религии с культом человечества (Великого общества), только в этом аспекте раскрывается подлинная природа человека как зоологического вида. Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что общество - часть природы, развивающаяся как зародыш животного, причем во

всей истории человеческой цивилизации животное начало (биологическая наследственность и др.) доминирует над началом социальным и политическим. Социальный организм, как и животный растет, развивается, усложняется и выживает наибо­лее приспособленный. Спенсер видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. А.Шеффле - экономические отношения – это обмен веществ в живом организме, Р.Вормс изучал социальную гигиену у различных социальных органов и организмов, П.Ф.Лилиенфельд - правительство осуществляет функции головного мозга, торговля - функ­ции кровообращения. Представители органической школы в социологии идейно наращивали биологизацию социальных и политических явлений.

Полностью исключать влияние биологических факторов на процесс про­исхождения государственности было бы неверно, ведь человек – первично биологическое существо, а вторично – социальное.

Недостатки: подмена проблем социальных, проблемами биологическими, они хотя и взаимосвязаны, но являются разными уровнями жизнедеятельности человека, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права - путь к коммунистическому обществу как более высокой ступени исторического развития. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, классической формой, является воз­никновение Афинского государства: здесь государство возни­кает непосредственно и преимущественно из классовых про
тивоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между ари­стократией родового общества и бесправными плебеями, победа плебеев изменяет родовой строй. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания и господства над обширными чужими территориями. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов. «Насколько цель «фун­даментальнее» средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая». Однако, по-нашему мнению, практика современных межгосударственных отношений доказывает обратное. Ради политических выгод, часто допускается прямой экономический ущерб (например, вложение огромных средств в избирательные кампании, проведение «нужного» кандидата на избираемую должность, списание государственных долгов, передача спорной части территории государства другому государству, поставка политическим и военным единомышленникам продовольствия, газа, нефти и др. по заниженным ценам, доставка гуманитарной помощи иным нациям и государствам, в то время как своя является остро нуждающейся, оказание долгосрочного кредитования под низкий процент. Такие действия сейчас не редкость.

Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия: «Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, становится, однако, немыслимым без той планомерной организации и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство». В.И. Ленин делал акцент на антагонизме классов и на классовой природе государ­ства: «Государство, есть продукт и про­явление непримиримостиклассовых противоречий. Государ­ство возникает там, тогда и постольку, где, когда и посколь­ку классовые противоречия объективно не могутбыть примирены... И наоборот: существование государства доказыва­ет, что классовые противоречия непримиримы».

Существует два подхода в теории. Первый, господствовал в советской науке - государство возникает как продукт непримиримости классовой борьбы, второй подход – государство возникает в результате экономического развития и усложнения самого общества, его производительной и распределительной сфер, что требует обособления управления, его специализации, совершенствования, т.е. возникновения государства. Государство - естественный результат развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет социальные изменения общества
. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом) и совершенствова­ние орудий производства, что в совокупности дали толчок росту производительности и увеличению экономических выгод. Избыточный продукт доставался людям в разном количестве и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых. Как следствие - появление различных интересов в распределении благ и соответствующее выделение публичной власти для урегулирования противоборствующих интересов. Для защиты своих эко­номических интересов организуется новая политическая структура - государство, которое первично выражает интересы и волю богатых. Власть переходит к богатым, превращающимся в категорию управляющих. Государство продукт сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также гарантия существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Недостатки: преувеличено значение силовых, экономических и классовых факторов, занижено национальных, религиозных, психо­логических, военно-политических.

Психологическая теория происхождения государства. Получила распространение в XIX веке, основные представители: Л.Петражицкий, Г.Тард, Фрейд. Основа теории - индивидуальная и коллективная психика людей. Т.Тард - вся история человечества, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание успеху других, основанные на приспособлении как способе разрешения социальных противоречий (желаний, убеждений, знаний). Благодаря разрешению конфликтов происходит пе­реход от наличного конфликта к согласованию соответствующих общественных и политико-правовых форм, институтов и порядков. В результате процесса гармонизации появилась грамматика, религия, нравственность, искусство, система законов, пра­вительство и др. Ф.Гиддинг был убежден, что первичным социальным фактом является сознание своей породы. Поведение субъектов внутри одной породы инстинктивно и рассудочно схоже, и отличается от поведения субъектов другой породы. Внутри