ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вании государственности полностью отвергать нельзя элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского), но важно отметить, что степень влияния оказанного насилия на образование государств оказалась разной и в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая приоритет социально-экономическим факторам. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве сопутствующей причины возникновения государства наряду с иными.
Отдельно стоит сказать о Ницше Ф. критикующего лживые порядки в обществе выдаваемые за истину (работы: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Нет равенства, нет права – они исчерпали себя. В основе порядка лежит приказание и вынуждение. Человек не цель, а средство на пути к сверхчеловеку и прогрессу общества. Государство – холодное чудовище, которое лжет на всех языках. Демократизация ведет к кровосмешательству (господ и рабов). Отвергает доброту за отсутствие созидательного начала, христианство за сострадание к слабым, поскольку оно разрушает «почву» для формирования сверхчеловека. Любая война священна, она позволяет определить лидера и осуществить прогресс (долгого мира не должно быть).
Недостатки: не учитываются индивидуальные эволюционные процессы общества, государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Именно в то время все научные направления, в том числе гуманитарные, испытали на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч.Дарвином. Государство - это организм, где происходят постоянные отношения между его частями по аналогии взаимосвязям частей живого существа. Государство представляется продуктом социальной эволюции - разновидностью эволюции биологической. В государстве органы управления – аналог мозга, законы – импульсы, подаваемые к частям тела для выполнения принятых решений. Место, значение каждого института государства определяется функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. Более важному органу в организме соответствует более высокий статус и власть органа в государстве.
Соответствие свойств отдельного человека и го
сударства Платон трактовал следующим образом. В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами (яростным и вожделеющим), им соответствует организация управления в государстве - совещательное, защитное и деловое, и определенные сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Т.Гоббс (1588-1679) рассматривал государство как могущественное и всесильное животное, именуемое в Библии Левиафаном. При, этом суверенная власть - душа государства, властвующая над телом. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Государство -политический организм «условное коллективное целое», каждый член превращается в нераздельную часть целого. Обосновывая всевластие целого, отвергает принцип разделение властей по причине недопустимости расчленения единого организма государства, отрицает гарантии против злоупотребления властью со стороны органического целого, поскольку абсурдна идея о нанесении вреда организмом своим собственным частям. Гегель (1770-1831) характеризует «политическое государство» как субстанциальное единство и идеальность его составных моментов, отдельные власти и функции государства независимы лишь в той мере, в какой «это определено в идее целого, поскольку они исходят из его власти». В отдельности каждая часть «мертва» и не может существовать сама для себя вне целого, критикует представления об абсолютной самостоятельности различных властей и их взаимных ограничениях, противовесах. Такое соотношение властей ведет, к установлению «всеобщего равновесия, но не живого единства».
Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса». Он выдвинул проект религии с культом человечества (Великого общества), только в этом аспекте раскрывается подлинная природа человека как зоологического вида. Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что общество - часть природы, развивающаяся как зародыш животного, причем во
всей истории человеческой цивилизации животное начало (биологическая наследственность и др.) доминирует над началом социальным и политическим. Социальный организм, как и животный растет, развивается, усложняется и выживает наиболее приспособленный. Спенсер видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. А.Шеффле - экономические отношения – это обмен веществ в живом организме, Р.Вормс изучал социальную гигиену у различных социальных органов и организмов, П.Ф.Лилиенфельд - правительство осуществляет функции головного мозга, торговля - функции кровообращения. Представители органической школы в социологии идейно наращивали биологизацию социальных и политических явлений.
Полностью исключать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неверно, ведь человек – первично биологическое существо, а вторично – социальное.
Недостатки: подмена проблем социальных, проблемами биологическими, они хотя и взаимосвязаны, но являются разными уровнями жизнедеятельности человека, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права - путь к коммунистическому обществу как более высокой ступени исторического развития. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, классической формой, является возникновение Афинского государства: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых про
тивоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправными плебеями, победа плебеев изменяет родовой строй. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания и господства над обширными чужими территориями. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов. «Насколько цель «фундаментальнее» средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая». Однако, по-нашему мнению, практика современных межгосударственных отношений доказывает обратное. Ради политических выгод, часто допускается прямой экономический ущерб (например, вложение огромных средств в избирательные кампании, проведение «нужного» кандидата на избираемую должность, списание государственных долгов, передача спорной части территории государства другому государству, поставка политическим и военным единомышленникам продовольствия, газа, нефти и др. по заниженным ценам, доставка гуманитарной помощи иным нациям и государствам, в то время как своя является остро нуждающейся, оказание долгосрочного кредитования под низкий процент. Такие действия сейчас не редкость.
Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия: «Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, становится, однако, немыслимым без той планомерной организации и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство». В.И. Ленин делал акцент на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство, есть продукт и проявление непримиримостиклассовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могутбыть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Существует два подхода в теории. Первый, господствовал в советской науке - государство возникает как продукт непримиримости классовой борьбы, второй подход – государство возникает в результате экономического развития и усложнения самого общества, его производительной и распределительной сфер, что требует обособления управления, его специализации, совершенствования, т.е. возникновения государства. Государство - естественный результат развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет социальные изменения общества
. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом) и совершенствование орудий производства, что в совокупности дали толчок росту производительности и увеличению экономических выгод. Избыточный продукт доставался людям в разном количестве и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Как следствие - появление различных интересов в распределении благ и соответствующее выделение публичной власти для урегулирования противоборствующих интересов. Для защиты своих экономических интересов организуется новая политическая структура - государство, которое первично выражает интересы и волю богатых. Власть переходит к богатым, превращающимся в категорию управляющих. Государство продукт сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также гарантия существования и функционирования общества как целостного организма.
Недостатки: преувеличено значение силовых, экономических и классовых факторов, занижено национальных, религиозных, психологических, военно-политических.
Психологическая теория происхождения государства. Получила распространение в XIX веке, основные представители: Л.Петражицкий, Г.Тард, Фрейд. Основа теории - индивидуальная и коллективная психика людей. Т.Тард - вся история человечества, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание успеху других, основанные на приспособлении как способе разрешения социальных противоречий (желаний, убеждений, знаний). Благодаря разрешению конфликтов происходит переход от наличного конфликта к согласованию соответствующих общественных и политико-правовых форм, институтов и порядков. В результате процесса гармонизации появилась грамматика, религия, нравственность, искусство, система законов, правительство и др. Ф.Гиддинг был убежден, что первичным социальным фактом является сознание своей породы. Поведение субъектов внутри одной породы инстинктивно и рассудочно схоже, и отличается от поведения субъектов другой породы. Внутри
Отдельно стоит сказать о Ницше Ф. критикующего лживые порядки в обществе выдаваемые за истину (работы: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Нет равенства, нет права – они исчерпали себя. В основе порядка лежит приказание и вынуждение. Человек не цель, а средство на пути к сверхчеловеку и прогрессу общества. Государство – холодное чудовище, которое лжет на всех языках. Демократизация ведет к кровосмешательству (господ и рабов). Отвергает доброту за отсутствие созидательного начала, христианство за сострадание к слабым, поскольку оно разрушает «почву» для формирования сверхчеловека. Любая война священна, она позволяет определить лидера и осуществить прогресс (долгого мира не должно быть).
Недостатки: не учитываются индивидуальные эволюционные процессы общества, государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
Органическая теория происхождения государства. Широкое распространение получила во второй половине XIX в., основные представители: Спенсер, Вормс, Прейс. Именно в то время все научные направления, в том числе гуманитарные, испытали на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч.Дарвином. Государство - это организм, где происходят постоянные отношения между его частями по аналогии взаимосвязям частей живого существа. Государство представляется продуктом социальной эволюции - разновидностью эволюции биологической. В государстве органы управления – аналог мозга, законы – импульсы, подаваемые к частям тела для выполнения принятых решений. Место, значение каждого института государства определяется функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. Более важному органу в организме соответствует более высокий статус и власть органа в государстве.
Соответствие свойств отдельного человека и го
сударства Платон трактовал следующим образом. В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами (яростным и вожделеющим), им соответствует организация управления в государстве - совещательное, защитное и деловое, и определенные сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Т.Гоббс (1588-1679) рассматривал государство как могущественное и всесильное животное, именуемое в Библии Левиафаном. При, этом суверенная власть - душа государства, властвующая над телом. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778). Государство -политический организм «условное коллективное целое», каждый член превращается в нераздельную часть целого. Обосновывая всевластие целого, отвергает принцип разделение властей по причине недопустимости расчленения единого организма государства, отрицает гарантии против злоупотребления властью со стороны органического целого, поскольку абсурдна идея о нанесении вреда организмом своим собственным частям. Гегель (1770-1831) характеризует «политическое государство» как субстанциальное единство и идеальность его составных моментов, отдельные власти и функции государства независимы лишь в той мере, в какой «это определено в идее целого, поскольку они исходят из его власти». В отдельности каждая часть «мертва» и не может существовать сама для себя вне целого, критикует представления об абсолютной самостоятельности различных властей и их взаимных ограничениях, противовесах. Такое соотношение властей ведет, к установлению «всеобщего равновесия, но не живого единства».
Органические идеи получили разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О.Конта и Г.Спенсера). Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма. О.Конт (1798-1857) рассматривал общество как органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология, опирающаяся на законы биологи и обосновывающая средства гармонизации общества для совместного существования «порядка» и «прогресса». Он выдвинул проект религии с культом человечества (Великого общества), только в этом аспекте раскрывается подлинная природа человека как зоологического вида. Г.Спенсер (1820-1903) утверждал, что общество - часть природы, развивающаяся как зародыш животного, причем во
всей истории человеческой цивилизации животное начало (биологическая наследственность и др.) доминирует над началом социальным и политическим. Социальный организм, как и животный растет, развивается, усложняется и выживает наиболее приспособленный. Спенсер видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. А.Шеффле - экономические отношения – это обмен веществ в живом организме, Р.Вормс изучал социальную гигиену у различных социальных органов и организмов, П.Ф.Лилиенфельд - правительство осуществляет функции головного мозга, торговля - функции кровообращения. Представители органической школы в социологии идейно наращивали биологизацию социальных и политических явлений.
Полностью исключать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неверно, ведь человек – первично биологическое существо, а вторично – социальное.
Недостатки: подмена проблем социальных, проблемами биологическими, они хотя и взаимосвязаны, но являются разными уровнями жизнедеятельности человека, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
Материалистическая теория происхождения государства. Сформировалась в конце 19 века. Представители: Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя, постепенного развития производительных сил, разделения труда, появления частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества, раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Уничтожение путем пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права - путь к коммунистическому обществу как более высокой ступени исторического развития. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, классической формой, является возникновение Афинского государства: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых про
тивоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправными плебеями, победа плебеев изменяет родовой строй. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания и господства над обширными чужими территориями. Таким образом, государство возникло из необходимости держать под контролем противоположность классов. «Насколько цель «фундаментальнее» средства, применяемого для ее достижения, настолько же экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая». Однако, по-нашему мнению, практика современных межгосударственных отношений доказывает обратное. Ради политических выгод, часто допускается прямой экономический ущерб (например, вложение огромных средств в избирательные кампании, проведение «нужного» кандидата на избираемую должность, списание государственных долгов, передача спорной части территории государства другому государству, поставка политическим и военным единомышленникам продовольствия, газа, нефти и др. по заниженным ценам, доставка гуманитарной помощи иным нациям и государствам, в то время как своя является остро нуждающейся, оказание долгосрочного кредитования под низкий процент. Такие действия сейчас не редкость.
Г.В. Плеханов усматривал корни деспотизма центральной власти на Востоке в ее деятельности по организации системы орошаемого земледелия: «Земледелие, продолжая щедро вознаграждать усилия человека, становится, однако, немыслимым без той планомерной организации и дисциплины труда, которые, создав древние цивилизации, создали также и древнее деспотическое государство». В.И. Ленин делал акцент на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство, есть продукт и проявление непримиримостиклассовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могутбыть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Существует два подхода в теории. Первый, господствовал в советской науке - государство возникает как продукт непримиримости классовой борьбы, второй подход – государство возникает в результате экономического развития и усложнения самого общества, его производительной и распределительной сфер, что требует обособления управления, его специализации, совершенствования, т.е. возникновения государства. Государство - естественный результат развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет социальные изменения общества
. Первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имело разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом) и совершенствование орудий производства, что в совокупности дали толчок росту производительности и увеличению экономических выгод. Избыточный продукт доставался людям в разном количестве и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Как следствие - появление различных интересов в распределении благ и соответствующее выделение публичной власти для урегулирования противоборствующих интересов. Для защиты своих экономических интересов организуется новая политическая структура - государство, которое первично выражает интересы и волю богатых. Власть переходит к богатым, превращающимся в категорию управляющих. Государство продукт сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также гарантия существования и функционирования общества как целостного организма.
Недостатки: преувеличено значение силовых, экономических и классовых факторов, занижено национальных, религиозных, психологических, военно-политических.
Психологическая теория происхождения государства. Получила распространение в XIX веке, основные представители: Л.Петражицкий, Г.Тард, Фрейд. Основа теории - индивидуальная и коллективная психика людей. Т.Тард - вся история человечества, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание успеху других, основанные на приспособлении как способе разрешения социальных противоречий (желаний, убеждений, знаний). Благодаря разрешению конфликтов происходит переход от наличного конфликта к согласованию соответствующих общественных и политико-правовых форм, институтов и порядков. В результате процесса гармонизации появилась грамматика, религия, нравственность, искусство, система законов, правительство и др. Ф.Гиддинг был убежден, что первичным социальным фактом является сознание своей породы. Поведение субъектов внутри одной породы инстинктивно и рассудочно схоже, и отличается от поведения субъектов другой породы. Внутри