Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
бесправность раба практически закреплялась и поддерживалась нормативно (собствен­ность раба является собственностью его владельца).

Характеристика рабовладельческого права. Признавалось неравенство мужчины и женщины, отца и детей. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни. Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, ее ох­рана сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права - классической формой права, основанной на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право), и это привело к его заимствованию буржуазными государствами, например кодекс Наполеона.

Недостатки: С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай, преимущественно неписаный.

Достоинства: Развитие рабовладельческого об­щества побудило ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Важное значение имел судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству была известна и такая форма правотворчества как издание общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами. Однако, рабовладельческое право было систематизировано. Например, различалось: цивильное право, устанавливаемое отдельным «народом» для себя и естествен­ное право, установленное природой, аргументирующее существование рабства во всех формах. Цивильное право по формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства (включает святыни, деятельность жре­цов), а частное отдель­ных лиц (делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства). Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­
вания, семейное право.

Феодальное право. Характеристика. Это право, основано на привилегиях, для которого характерно формальное неравенство: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию. Право носило партикулярный (местный) характер. Соответствующие особенности принадлежали феодальному типу государств: хозяйственная разобщен­ность, неразвитая техника, медленное развитие сельского хозяйства, политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладельцев и личности феодалов, закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность является основой для отношений господ­ства и порабощения.

Недостатки: Феодальному праву не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников. Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь являлась крупным земельным собственником, независимым от светской власти, которая имела свое каноническое право, свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической, мировоззренческой силой, носившей теологический характер. Авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Ответственность и санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось в результате правотворческой деятельности буржуазного государства в целях укрепления капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип священности, неприкосновенности част­ной собственности, идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и другие, которые выступили как идеологический прорыв по сравнению с феодальным и рабовладельческим правом.

Однако, ввиду недосягаемости построения коммунизма, идеологи данной типологии стали выделять промежуточный, социа­листический тип государства и права, что фактически подтверждало

отсутствие и несостоятельность планируемого перехода к полному коммунизму без государства и права.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, принадлежит власти народа. Однако, на первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество только пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Кроме того, с учетом специфики «азиатского способа производства» стали выделять особый восточный (азиатский, деспотический) тип государства и права, что размывало стройную типологию основополож­ников марксизма об исторически сменяющих друг друга экономических формациях. Недостатки: негативный подход к государству и праву, их рассмотрение как ин­струментов классового насилия и угнетения. Различные типы государства и права - это лишь разные, сменяющие друг друга, формы организованно­го насилия одного класса (господствующего) над другим (угне­таемым и эксплуатируемым). Игнорирование естественных прав и свобод человека.

Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравст­венных и культурных факторов. Цивилизационный подход к типологии государства и права развивал основной его представитель - А.Дж. Тойнби (1889-1975), который отрицал единую общечеловеческую куль­туру и говорил о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций с отрицанием цивилизационного единства в человеческой истории. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохрани­лись лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирий­ская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах челове­ческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общ­
ность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Недостатком является то, что на основе подобного учения о различных автономных цивилизациях можно, в лучшем случае, говорить о разновидностях организации власти и нормативной ре­гуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но не­возможнообосновать некую целостную типологию государства и права. Кроме того, в данной типологии и идеологическом учении Тойнби нет како­го-то специального исследования проблем государства и пра­ва, на основе которого в юриспруденции можно наращивать теоретические знания.

Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Теоретически значимых типологий может быть столько, сколько теоретически значимых понятий (концепций) права и государства существует. Каждая из концепций, например, происхождения государства и права подразумевает определенный, отличный от другой концепции смысл и сущность, закладываемые в право и государство. Не умаляя значения различных, часто противоречивых теоретических концепций, стоит отметить, что необходимо стремиться к единому пониманию государства и права.

Имея в научном арсенале многообразие существующих концепций можно построить новую логически последовательную и непротиворечивую типологию права и государства, если сама типология будет проводиться в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без сущностного единства исследуемой матери вообще нелогично рассматривать какие-либо ее типы, в противном случае каждая типология говорит не о типах одного явления, а об абсолютно разных исследуемых явлениях (материях). Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства различает основные исторические формы признания, организации свободы людей, выражающие этапы прогрессивного развития общества.
Принципиальное зна­чение имеет критерий, определяющий специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти). Основные типы права и государства: этнический, сословный, индивидуальный, гуманитарно-право­вой, унификационный. Они представляют собой исторически сменявшие друг дру­га формы и ступени прогресса в развитии свободы от древности до современности. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе.

Этнический тип государства и права.В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию. Например, афинскими граждана­ми и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а римскими гражданами и субъектами римского права (юс цивиле), лишь квириты (исконные римляне). Плебеи не имели прав. По своему типу государство и право древности было этническим.Этот исходный тип государства и права выступает в каче­стве первичной формы признания и закрепления факта де­ления людей на свободных и несвободных по этническому основанию. Основное отличие в том, что свобод­ные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это объекты права и государства.

Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. Прогресс свободы (как основа типологии) отчетливо проявляется в том, что этнический критерий свободы людей уступает место сословному критерию. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, в этом смысле все свободны независимо от этнического происхождения, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Следовательно, объем прав и обязанностей разный, но в зависимости не от этнического признака а от сословного. Причем сословный титул можно купить, приобретая и большие права. Здесь каждый является субъектом права и субъектом государства (в качестве члена определенного сословия), однако внутрисословное равен