Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возражая против теории естественного права, утверждал, что никакого иного права, кроме опирающегося на авторитет государства нет. Фактически он отождествляет государство и право, право – «совокуп­ность норм абстрактного долженствования», государство – «установившийся правопорядок», сам правопорядок – «система норм». Основные идеи: 1) Право – иерархичная система норм, на самом верху которой находится одна основная, суверенная норма, приня­тая законодателем, низшие нормы черпают свою силу из высших. В основании пирамиды норм находятся решения судов, договоры, предписания администра­ции (Кельзен); 2) Право – совокупность норм абстрактного долженствования, поэтому юридическая наука должна изучать право в абстрагированном, очищенном виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и другими явлениями. Достоинства: акцент на нормативности – объективном признаке права; юридическая сила норм зависит от положения в иерархичной системе; проводится связь с формальной определенностью права; государство устанавливает и обеспечивает реализацию основной, наивысшей нормы. Недостатки:акцент на формальных характеристиках права пренебрегает его содержательными характеристиками, что отрицательно сказывается на соответствии права объективным потребностям общественного развития (социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами); преувеличено значение государства в установлении эффективных юридических норм, эффективность зависит не только от воли государства.

Марксистская теория права в целом, основывается на материалистической философии и получила наиболее завершенный вид в XIX-XX вв. Основные представи­тели: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и др. Основные идеи: 1) право - классовое явление, возведенная в закон воля господ­ствующего класса; 2) право - часть надстройки над экономическим базисом общества, обусловленная материальными условиями жизни; 3) классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Достоинства: четко выделены критерии правомерного и противоправного; отмечается зависимость права от социально-экономических факторов; подчеркнута тесная связь права и государством.
Недостатки: в праве преувеличена роль классовых начал в ущерб об­щечеловеческим; право поставлено в прямую зависимость от материальных факторов, при игнорировании других.

Психологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи: 1) психика определяет развитие об­щества, права, государства: 2) право обусловлено правовыми эмоциями людей, представлениями, чув­ствами какого-либо правомочия; 3) все правовые переживания делятся на два вида: эмо­ции позитивного права - установленного государством и интуитивного права - личного, автономного. Подлинным регулятором поведения является интуитивное право и поэтому должно рассматриваться как «действительное». Достоинства: акцент на учете психологических процессов в законодательной деятельности. Любая норма оценивается и воспринимается психически; увеличение значимости правосознания, правовой культуры в правовом регулировании общественных отношений. Недостатки: отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного; переоценка психологических факто­ров, недооценка социально-экономических, политических факторов; реально действующее (интуитивное) право абстрагируется от государства и не имеет формально опреде­ленного характера.

Социологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев вы­ступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на административном и судебном усмотрении. Представители этого направления, пронизан­ы философией прагматизма, право – это деятельность по его применению. Характерные черты: 1) право и закон неравнозначны друг другу. Закон находится в сфере должного, право - в сфере сущего. Право воплощается не в есте­ственных правах и законах, а в реализации последних. Происходит разделение на формально установленное и фактически осуществленное, идейно задуманное и реально, практически воплощенное. 2) Право обретает жизнь в юридических действиях, правопорядке, реальном поведении субъектов пра­воотношений. 3) большое значение имеет судебная практика. Достоинства: акцент на практическую реализа­цию права, объективирование в общественных отношениях

; идея ограничения государствен­ного власти. Недостатки: подмена понятий право и реализация законов, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, ведь реализация тоже может быть законной и противозаконной; опасность подмены «духа закона» «буквой», допустимость произвольного применения закона со стороны судебных органов, должностных лиц.

Рассовая теория, основные представители: А.Гитлер и др., утверждающие, что некоторые расы призваны господствовать, а некоторые подчиняться.

Лекция 12. Основные типы государства и права
Вопросы:

1. Понятие типологии государства и права

2. Виды типологий и их характеристика
1. Понятие типологии государства и права

Типология права и государства - это классификация разновидностей государства и права по единому критерию, подразумевающему их деление на однотипные группы. Типология позволяет выявить в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества, особенности его возникновения и функционирования. Тип государства - взятая в единстве система наиболее общих свойств и признаков, которые имеют схожее проявление в различных государствах. Несмотря на постоянное развитие можно установить некоторые признаки, придающие определенной группе государств нечто общее и объединяющее их на всем протяжении истории эволюции. Необходимо учитывать, что катего­рия «тип государства» абстрагируется от конкретных особенностей и географических, исторических условий того или иного общества и берет во внима­ние наиболее общие черты их возникновения, функционирования и развития. Отдельные шаги в типологии государств были предприняты различными авторами. Г. Еллинек выделяет идеальный и эмпирический типы государств. Идеальный тип – государство как замысел, которого нет в реальной жизни, а эмпирический тип - результат сравнения реально существующих государств меду собой: древневосточное, греческое, римское, средневековое, совре­менное. Г.Кельзен выде­ляет два типа государственности: демократия и автократия. В основе типизации лежит идея политической свободы. Р.Макайвер – демократические и династические. Отличия основаны на степени
отражения государственной властью воли общества. Р.Дарендорф – демократические (результат эволюции общества классовой борьбы в демократическое общество граждан) и антидемократические. Данный вопрос является дискуссионным, а потому имеются разные варианты такой классификации. Наиболее общими выступают следующие.

2. Виды типологий и их характеристика

Античная типология. Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Платон выделял три разновидности правильных форм:

царскую власть (законную монархию - правление одного лица на основе законов),

аристократию (законную власть знати в общих интересах)

законную демократию (власть демоса на основе законов)

и соответственно три разновидности неправильных форм:

тиранию (незаконную власть одного),

олигархию (незаконную власть немногих)

незаконную демократию (анархию - власть демоса не на основе законов). Аристотель утверждал, что тремя правиль­ными формами являются царская власть, аристократия и полития (правление большинства на основе законов), а тремя не­правильными формами выступают тирания, олигархия и демократия (правление одного, нескольких или всего народа-демоса, большинства не на основе законов).

Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объектив­но-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих царств, происходит смена соответствующих форм го­сударства. Восточному царству соответствует теократия (свобо­да одного, верховного правителя – Монголия в 1911 г.), греческому и римскому цар­ствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Под «герман
ским миром» Гегель имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Недостатки: некото­рые из приводимых форм (например демократия, рес­публика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Искомый идеал формообразования - представительная монархия, еще и во времена самого Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.

Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе еще нет государства и права, а при коммунизме уже нет государства и права, так как эти классовые явления за ненадобностью исчезнут.

Рабо­владельческое право рождается вместе с соответствующим государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Такому типу права присущи особенности: 1) открытое закрепление неравен­ства людей; 2) рабы не рассматривались в качестве субъектов права, а скорее выступали его объектами; 3) разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину; 4)