ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основаниям. По юридической силе, на Конституцию, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта федерации. По субъектам законотворчества, на принятые законодательным органом и принятые народом путем непосредственного волеизъявления. По предмету правового регулирования, на конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и др. По сроку действия, на постоянные, временные и др.
4. Понятие и признаки подзаконных актов
Подзаконный нормативно-правовой акт – принятый в соответствии с законом юридический документ, устанавливаемый компетентным органом или должностным лицом для регулирования конкретных общественных отношений. Учитывая его второстепенную роль по отношению к законам, подзаконные акты все же имеют достаточно важное значение в регулировании отношений. Они более конкретны по содержанию и играют дополнительную роль, детально регламентируя общественные отношения. Признаки подзаконных актов: основаны на законе, издаются в пределах компетенции должностного лица, дополняют, развивают и конкретизируют закон, имеют строгую процедуру принятия.
Подзаконные нормативно-правовые акты классифицируются в зависимости от места должностного лица, занимаемого в иерархии органов государственной власти и местного самоуправления. Наибольшей силой обладают Указы и распоряжения Президента, как главы исполнительной власти государства. Они обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Нормативные указы Президента издаются обычно для оперативного устранения пробелов в праве, своевременного регулирования быстроразвивающихся отношений. Указы о введении военного, чрезвычайного положения непременно подлежат утверждению верхней палатой Федерального Собрания России. Распоряжения главы государства менее значительны в сравнении с Указами Президента, и принимаются чаще по текущим, процедурным делам. Стоит отметить, что ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но носящий направляющий характер и не содержащий общеобязательных норм права.
Постановления и распоряжения Правительства издаются в соответствии с законами и нормативными актами Президента России. Постановление – наиболее важная форма нормативной деятельности правительства. Распоряжения имеют значение как оперативное регулирование текущих вопросов в жизнедеятельности общества. Все нормативные акты Правительства обязательны к исполнению. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства и подлежат официальному опубликованию.
Приказы, инструкции, положения (Министерств, ведомств, государственных комитетов), устанавливаются в соответствии с вышестоящими нормативно-правовыми актами и регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции конкретной исполнительной структуры. Однако есть исключения. Например, нормативные решения Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Государственного банка и др.
Решения и постановления местных органов государственной власти. Например, областных представительных, законодательных структур: Законодательного собрания Тверской области, Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. Например, Губернатора тверской области.
Нормативные акты муниципальных органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции (территориальной) и действуют в соответствующем городе, районе, селе поселке, микрорайоне.
Локальные нормативные акты принимаются на уровне отдельно взятого предприятия, учреждения, организации и регулируют внутренние отношения на производстве.
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативно-правовые акты имеют пределы своего функционирования. Они ограничены в своем действии во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени обусловлено вступлением акта в силу и утратой его юридической значимости. Например, закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу. Вступивший в силу закон распространяет свое действие только на те отношения, которые следуют за ним, на отношения предшествующие ему во времени он не распространяется - «обратной силы не имеет». Существует только два исключения из этого правила. Если в самом законе об этом прямо указано, или закон смягчает, вовсе устраняет какую-либо ответственность. Нормативно-правовые акты утрачивают свою юридическую силу в случае окончания срока действия, на который он был принят, в связи с изданием нового документа, заменившего ранее действующий или на основании конкретной официальной его отмены.
Действие нормативного акта в пространстве определено территорией. Например, федеральный закон действует на территории всей федерации, а закон субъекта РФ действует только в пределах конкретного субъекта и не распространяет свое действие на соседние области. Необходимо учитывать, что под территорией Российской Федерации понимается не только земельный участок, но и водное пространство внутри государственных границ (в определенной мере за ним), воздушное пространство над территорией, недра, территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации.
По кругу лиц нормативно правовые акты действуют равным образом в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Однако есть исключения, обусловленные правовым статусом конкретного субъекта, выражающиеся в материальных и процессуальных особенностях действия акта. Например, в отношении: дипломатических представителей, некоторых государственных должностей, работников силовых ведомств, прокуратуры,
суда, ветераны войны, труда, многодетные матери и др.
Лекция 23. Механизм государства, система государственных органов
Вопросы:
1. Понятие механизма государства и его структура
2. Государственные органы: признаки и характеристика
3. Местное самоуправление
1. Понятие механизма государства и его структура
Для воплощения в жизнь целей и задач, стоящих перед государством необходимо существование и функционирование органов которые будут это осуществлять. Государственные цели глобальны по своему постановочному характеру, а их исполнение – длительный и трудный процесс, поэтому необходимо существование сложнейшего механизма, который был бы способен к решению не только долговременных целей, но и повседневных государственных забот (взимание налогов, распределение доходов, поддержание правопорядка, пресечение правонарушений, правовое регулирование отношений и др.). Структура государственных органов, их компетенция в существенной мере зависят от типа, формы государства.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти. Однако, в современной России существуют органы не входящие в названные три ветви, например: Центральный банк Российской Федерации, Центральная Избирательная комиссия, Счетная Палата Российской Федерации, органы Прокуратуры и др. Государственные предприятия могут действовать также в области производства, распределения и управления материальными и нематериальными благами. Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется в компетенции. Одностороннее ослабление, например, законодательной деятельности неизбежно ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов является разделением не власти, а специализации труда. Поэтому власть остается единой.
Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная
власть. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными органами. Каждый государственный орган выступает частью целого - механизма. Для обеспечения реализации власти государства механизм и соответствующая система государственных органов наделена:
1. властными, обязательными для всех полномочиями,
2. материальными ресурсами
3. организационными ресурсами
Благодаря их наличию исполнение воли государства происходит законно, системно. Государственный орган выступает от собственного имени, однако выражает интересы целого – всего государства. Государственные организации тесно связаны между собой и действуют согласованно, в единой системе. Однако есть органы, действующие обособленно, например органы прокуратуры действуют на основе принципа независимости от каких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.
Все государственные органы, учреждения и должности, составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации полномочий определяются и регламентируются нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения единства власти государства в виде соподчиненных компетенций. В иерархической системе каждый орган наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов. Компетенция - это совокупность государственно-властных правомочий (прав и обязанностей) государственных органов, учреждений и должностных лиц. Причем права и обязанности обладают признаком активной их реализации в действиях, в отличии от признака пассивности в отношении прав «простого человека» - не должностного лица государственного органа.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть. Механизм государственной власти, каждое его звено создает для осуществления своих нужд государственные учреждения
4. Понятие и признаки подзаконных актов
Подзаконный нормативно-правовой акт – принятый в соответствии с законом юридический документ, устанавливаемый компетентным органом или должностным лицом для регулирования конкретных общественных отношений. Учитывая его второстепенную роль по отношению к законам, подзаконные акты все же имеют достаточно важное значение в регулировании отношений. Они более конкретны по содержанию и играют дополнительную роль, детально регламентируя общественные отношения. Признаки подзаконных актов: основаны на законе, издаются в пределах компетенции должностного лица, дополняют, развивают и конкретизируют закон, имеют строгую процедуру принятия.
Подзаконные нормативно-правовые акты классифицируются в зависимости от места должностного лица, занимаемого в иерархии органов государственной власти и местного самоуправления. Наибольшей силой обладают Указы и распоряжения Президента, как главы исполнительной власти государства. Они обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Нормативные указы Президента издаются обычно для оперативного устранения пробелов в праве, своевременного регулирования быстроразвивающихся отношений. Указы о введении военного, чрезвычайного положения непременно подлежат утверждению верхней палатой Федерального Собрания России. Распоряжения главы государства менее значительны в сравнении с Указами Президента, и принимаются чаще по текущим, процедурным делам. Стоит отметить, что ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но носящий направляющий характер и не содержащий общеобязательных норм права.
Постановления и распоряжения Правительства издаются в соответствии с законами и нормативными актами Президента России. Постановление – наиболее важная форма нормативной деятельности правительства. Распоряжения имеют значение как оперативное регулирование текущих вопросов в жизнедеятельности общества. Все нормативные акты Правительства обязательны к исполнению. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства и подлежат официальному опубликованию.
Приказы, инструкции, положения (Министерств, ведомств, государственных комитетов), устанавливаются в соответствии с вышестоящими нормативно-правовыми актами и регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции конкретной исполнительной структуры. Однако есть исключения. Например, нормативные решения Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Государственного банка и др.
Решения и постановления местных органов государственной власти. Например, областных представительных, законодательных структур: Законодательного собрания Тверской области, Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. Например, Губернатора тверской области.
Нормативные акты муниципальных органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции (территориальной) и действуют в соответствующем городе, районе, селе поселке, микрорайоне.
Локальные нормативные акты принимаются на уровне отдельно взятого предприятия, учреждения, организации и регулируют внутренние отношения на производстве.
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативно-правовые акты имеют пределы своего функционирования. Они ограничены в своем действии во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени обусловлено вступлением акта в силу и утратой его юридической значимости. Например, закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу. Вступивший в силу закон распространяет свое действие только на те отношения, которые следуют за ним, на отношения предшествующие ему во времени он не распространяется - «обратной силы не имеет». Существует только два исключения из этого правила. Если в самом законе об этом прямо указано, или закон смягчает, вовсе устраняет какую-либо ответственность. Нормативно-правовые акты утрачивают свою юридическую силу в случае окончания срока действия, на который он был принят, в связи с изданием нового документа, заменившего ранее действующий или на основании конкретной официальной его отмены.
Действие нормативного акта в пространстве определено территорией. Например, федеральный закон действует на территории всей федерации, а закон субъекта РФ действует только в пределах конкретного субъекта и не распространяет свое действие на соседние области. Необходимо учитывать, что под территорией Российской Федерации понимается не только земельный участок, но и водное пространство внутри государственных границ (в определенной мере за ним), воздушное пространство над территорией, недра, территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации.
По кругу лиц нормативно правовые акты действуют равным образом в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Однако есть исключения, обусловленные правовым статусом конкретного субъекта, выражающиеся в материальных и процессуальных особенностях действия акта. Например, в отношении: дипломатических представителей, некоторых государственных должностей, работников силовых ведомств, прокуратуры,
суда, ветераны войны, труда, многодетные матери и др.
Лекция 23. Механизм государства, система государственных органов
Вопросы:
1. Понятие механизма государства и его структура
2. Государственные органы: признаки и характеристика
3. Местное самоуправление
1. Понятие механизма государства и его структура
Для воплощения в жизнь целей и задач, стоящих перед государством необходимо существование и функционирование органов которые будут это осуществлять. Государственные цели глобальны по своему постановочному характеру, а их исполнение – длительный и трудный процесс, поэтому необходимо существование сложнейшего механизма, который был бы способен к решению не только долговременных целей, но и повседневных государственных забот (взимание налогов, распределение доходов, поддержание правопорядка, пресечение правонарушений, правовое регулирование отношений и др.). Структура государственных органов, их компетенция в существенной мере зависят от типа, формы государства.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти. Однако, в современной России существуют органы не входящие в названные три ветви, например: Центральный банк Российской Федерации, Центральная Избирательная комиссия, Счетная Палата Российской Федерации, органы Прокуратуры и др. Государственные предприятия могут действовать также в области производства, распределения и управления материальными и нематериальными благами. Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется в компетенции. Одностороннее ослабление, например, законодательной деятельности неизбежно ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов является разделением не власти, а специализации труда. Поэтому власть остается единой.
Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная
власть. Каждое звено государственного аппарата представлено многочисленными органами. Каждый государственный орган выступает частью целого - механизма. Для обеспечения реализации власти государства механизм и соответствующая система государственных органов наделена:
1. властными, обязательными для всех полномочиями,
2. материальными ресурсами
3. организационными ресурсами
Благодаря их наличию исполнение воли государства происходит законно, системно. Государственный орган выступает от собственного имени, однако выражает интересы целого – всего государства. Государственные организации тесно связаны между собой и действуют согласованно, в единой системе. Однако есть органы, действующие обособленно, например органы прокуратуры действуют на основе принципа независимости от каких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.
Все государственные органы, учреждения и должности, составляющие механизм (аппарат) государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации полномочий определяются и регламентируются нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это обусловлено необходимостью выражения единства власти государства в виде соподчиненных компетенций. В иерархической системе каждый орган наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов. Компетенция - это совокупность государственно-властных правомочий (прав и обязанностей) государственных органов, учреждений и должностных лиц. Причем права и обязанности обладают признаком активной их реализации в действиях, в отличии от признака пассивности в отношении прав «простого человека» - не должностного лица государственного органа.
Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть. Механизм государственной власти, каждое его звено создает для осуществления своих нужд государственные учреждения