Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основаниям. По юридической силе, на Конституцию, федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, закон субъекта фе­дерации. По субъектам законотворчества, на принятые законодательным органом и принятые народом путем непосредственного волеизъявления. По предмету правового регулирования, на конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и др. По сроку действия, на постоянные, временные и др.

4. Понятие и признаки подзаконных актов

Подзаконный нормативно-правовой акт – принятый в соответствии с законом юридический документ, устанавливаемый компетентным органом или должностным лицом для регулирования конкретных общественных отношений. Учитывая его второстепенную роль по отношению к законам, подзаконные акты все же имеют достаточно важное значе­ние в регулировании отношений. Они более конкретны по содержанию и играют дополнительную роль, детально регламентируя общественные отношения. Признаки подзаконных актов: основаны на законе, издаются в пределах компетенции должностного лица, дополняют, развивают и конкретизируют закон, имеют строгую процедуру принятия.

Подзаконные нормативно-правовые акты классифицируются в зависимости от места должностного лица, занимаемого в иерархии органов государственной власти и местного самоуправления. Наибольшей силой обладают Указы и распоряжения Президента, как главы исполнительной власти государства. Они обязатель­ны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Нормативные указы Президента издаются обычно для оперативного устранения пробелов в праве, своевременного регулирования быстроразвивающихся отношений. Указы о введении военного, чрезвычайного положения непременно подлежат утверждению верхней палатой Федерального Собрания России. Распоряжения главы государства менее значительны в сравнении с Указами Президента, и принимаются чаще по текущим, процедурным делам. Стоит отметить, что ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой полити­ческой значимости, но носящий направляющий характер и не содержащий общеобязательных норм права.


Постановления и распоряжения Правительства издаются в соответствии с законами и нормативными актами Президента России. Постановление – наиболее важная форма нормативной деятельности правительства. Распоряжения имеют значение как оперативное регулирование текущих вопросов в жизнедеятельности общества. Все нормативные акты Правительства обязательны к исполнению. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, положения (Министерств, ведомств, государственных комитетов), устанавливаются в соответствии с вышестоящими нормативно-правовыми актами и регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции конкретной исполнительной структуры. Однако есть исключения. Например, нормативные решения Министерства финансов, Министерства внутрен­них дел, Министерства по налогам и сборам, Государственного банка и др.

Решения и постановления местных органов государст­венной власти. Например, областных представительных, зако­нодательных структур: Законодательного собрания Тверской области, Саратовской областной Думы, Астра­ханского областного Представительного Собрания. Решения, распоряжения, постановления местных орга­нов государственного управления. Например, Губернатора тверской области.

Нормативные акты муниципальных органов местного самоуправления. Эти акты принимаются в пределах компетенции (территориальной) и действуют в соответствующем городе, районе, селе поселке, микрорайоне.

Локальные нормативные акты при­нимаются на уровне отдельно взятого предприятия, учреждения, ор­ганизации и регулируют внутренние отношения на производстве.


5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты имеют пределы своего функционирования. Они ограничены в своем действии во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени обусловлено всту­плением акта в силу и утратой его юридической значимости. Например, закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубли­кования, если самим законом не установ­лен иной порядок вступления его в силу. Вступивший в силу закон распространяет свое действие только на те отношения, которые следуют за ним, на отношения предшествующие ему во времени он не распространяется - «обратной силы не имеет». Существует только два исключения из этого правила. Если в самом законе об этом прямо указано, или закон смягчает, вовсе устраняет какую-либо ответствен­ность. Нормативно-правовые акты утрачивают свою юридическую силу в случае окончания срока действия, на который он был при­нят, в связи с изданием нового документа, заменившего ранее дей­ствующий или на основании конкретной официальной его отмены.

Действие нормативного акта в пространстве определено территорией. Например, федеральный закон действует на территории всей федерации, а закон субъекта РФ действует только в пределах конкретного субъекта и не распространяет свое действие на соседние области. Необходимо учитывать, что под территорией Российской Федерации понимается не только земельный участок, но и водное пространство внутри государственных границ (в определенной мере за ним), воздушное пространство над территорией, недра, территория российских диплома­тических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в по­лете за пределами Российской Федерации.

По кругу лиц нормативно правовые акты действуют равным образом в отношении всех граждан, госу­дарственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Однако есть исключения, обусловленные правовым статусом конкретного субъекта, выражающиеся в материальных и процессуальных особенностях действия акта. Например, в отношении: дипломатических представителей, некоторых государственных должностей, работников силовых ведомств, прокуратуры,
суда, ветераны войны, труда, многодетные матери и др.

Лекция 23. Механизм государства, система государственных органов
Вопросы:

1. Понятие механизма государства и его структура

2. Государственные органы: признаки и характеристика

3. Местное самоуправление
1. Понятие механизма государства и его структура

Для воплощения в жизнь целей и задач, стоящих перед государством необходимо существование и функционирование органов которые будут это осуществлять. Государственные цели глобальны по своему постановочному характеру, а их исполнение – длительный и трудный процесс, поэтому необходимо существование сложнейшего механизма, который был бы способен к решению не только долговременных целей, но и повседневных государственных забот (взимание налогов, распределение доходов, поддержание правопорядка, пресечение правонарушений, правовое регулирование отношений и др.). Структура государственных органов, их компетенция в существенной мере зависят от типа, формы государства.

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государ­ственной власти на три самостоятельные ветви власти — на за­конодательную, исполнительную и судебную власти. Однако, в современной России существуют органы не входящие в названные три ветви, например: Центральный банк Российской Федерации, Центральная Избирательная комиссия, Счетная Палата Российской Федерации, органы Прокуратуры и др. Государственные предприятия могут действовать также в области производства, распределения и управления материальными и нематериальными благами. Разделение труда между государственными органами происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется в компетенции. Одностороннее ослабление, например, законодательной деятельности неизбежно ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов является разделением не власти, а специализации труда. Поэтому власть остается единой.

Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная
власть. Каждое звено государственного аппарата пред­ставлено многочисленными органами. Каждый государственный орган выступает частью целого - механизма. Для обеспечения реализации власти государства механизм и соответствующая система государственных органов наделена:

1. властными, обязательными для всех полномочиями,

2. материальными ресурсами

3. организационными ресурсами

Благодаря их наличию исполнение воли государства происходит законно, системно. Государственный орган выступает от собственного имени, однако выражает интересы целого – всего государства. Государственные организации тесно связаны между собой и действуют согласованно, в единой системе. Однако есть органы, действующие обособленно, например органы прокуратуры действуют на основе принципа независимости от ка­ких-либо других государственных органов и органов местного самоуправления.

Все государственные органы, учреждения и должности, составляющие механизм (аппарат) государства, образуют­ся и действуют в установленном правовом порядке. Их государ­ственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации полномочий определяются и регла­ментируются нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархичес­кому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоя­щим. Это обусловлено необходимостью выражения единства власти государства в виде соподчиненных компетенций. В иерархической системе каждый орган наделен своей компетенцией, соответству­ющей его месту в данной системе и согласованной с компетен­цией других органов. Компетенция - это совокупность государственно-властных правомочий (прав и обязанностей) государственных органов, учреждений и должностных лиц. Причем права и обязанности обладают признаком активной их реализации в действиях, в отличии от признака пассивности в отношении прав «простого человека» - не должностного лица государственного органа.

Государственный аппарат - это часть механизма государ­ства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть. Механизм государственной власти, каждое его звено соз­дает для осуществления своих нужд государственные учреждения