ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гипотезы, диспозиции, санкции. Именно их количественная совокупность определяет качественный смысл, заложенный в норме права.
Гипотеза – элемент нормы права, предполагающий условия при которых норма права вступает в силу (конкретные юридические факты, жизненные обстоятельства, события, место, время). Диспозиция – элемент нормы права, предусматривающий определенное поведение субъектов, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Санкция – элемент нормы права, устанавливающий вид и меру негативных последствий для субъекта. Назначение гипотезы состоит в предположении конкретной жизненной ситуации, диспозиции - в непосредственном регулировании отношений, санкции - в назначении наказания, побуждении субъектов соблюдать нормы права. Все три элемента представлены в нормах статей 158 «Кража», 161 «Грабеж», 162 «Разбой» Уголовно кодекса РФ.
Практически любой вопрос в теории государства и права является дискуссионным. В отношении структуры норм права есть общепринятое мнение – гипотеза, диспозиция, санкция (П.Е. Недбайло, В.М. Горшенев, А.В. Малько, С.А. Комаров и др.), есть особенное мнение – гипотеза, диспозиция (Н.П. Томашевский, А.Ф. Черданцев), и частное - гипотеза диспозиции, диспозиция, гипотеза санкции, санкция (А.Г. Братко).
При анализе структуры нормы права нужно учитывать специализацию права. Например, в регулятивных (правоустановительных) нормах, как правило имеются два элемента (гипотеза, диспозиция), в охранительных нормах акцент делается на диспозиции и санкции. Взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может носить межотраслевой характер. Например, за правонарушение, предусмотренное нормами земельного права, могут применяться санкции норм административного права, в некоторых случаях уголовного права. Поэтому, изложение нормы права в тексте нормативно-правового акта может носить разрозненный характер. Разновидности такого правового оформления следующие: 1) норма права содержится в нескольких статьях акта (актов); 2) норма права содержится в части статьи; 3) часть нормы права распространяет свое действие на несколько статей (статьи из общей части УК РФ); 4) часть нормы права вынесена в отдельную
статью (изменения вносимые в законодательство); 5) несколько гипотез или несколько диспозиций содержится в одной статье (нормы пенсионного законодательства).
3. Классификация норм права
Классификация норм права происходит по разным основаниям. 1. По отраслевой принадлежности (нормы международного права, нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и др.). 2. По юридической силе, на нормы содержащиеся в законах и подзаконных актах. 3. По уровню обобщенности содержания, на нормы принципы, общие, конкретные. 4. По функциональной роли, на регулятивные и охранительные. 5. По методам правового регулирования, на императивные («не влезай убьет»), диспозитивные, поощрительные, рекомендательные «используй пониженную передачу при затяжном спуске»). 6. По характеру действия, на материальные и процессуальные. 7. по времени действия, на постоянные, временные. 8. По форме регулирования, на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. 9. По техническим приемам, на нормы определенные, бланкетные и отсылочные. Указанное деление дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Каждая из существующих классификаций имеет право на существование. Тем боле, что в процессе реализации норм права субъекты всегда взаимодействуют друг с другом как носители прав и обязанностей. Без тесной связи нормы права неосуществимы.
Применительно к различным отраслям права можно привести пример наиболее встречающихся норм. Например, в административном праве - обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном – управомочивающие, в уголовном - запрещающие. В нормах уголовно-исполнительного законодательства присутствуют все три - обязывающие, запрещающие, управомочивающие.
Императивные нормы категорически формулируют однозначное правило поведения, исключая какой-либо выбор. Диспозитивные предоставляют субъектам свободу усмотрения, право определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Определенные нормы непосредственно описывают правило поведения в статье, куда включена норма. Бланкетные нормы делают отсылку в самом общем виде к целому нормативно-правовому акту или к его части. Отсылочные нормы имеют конкретное указание на правило поведения, содержащееся в конкретной статье, конкретного нормативно-правового акта
Лекция 25. Правотворчество (правоустановление)
Вопросы:
1. Понятие и принципы правотворчества
2. Виды правотворчества
3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
5. Юридическая техника
6. Правоустановительная деятельность в условиях формирования правового государства
1. Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это деятельность государства в лице его органов, должностных лиц и граждан по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения. Указанная деятельность характеризуется тем, что представляет собой активную, творческую деятельность; ее результат - юридические нормы; имеет регулирующее значение в области общественных отношений; может выступать как показатель степени демократизации общества. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности. Среди принципов следует выделить: научность, профессионализм, законность, оперативность и др..
2. Виды правотворчества
Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов деятельности правотворчество имеет следующие разновидности. Правотворчество народа в процессе выражения непосредственного волеизъявления на референдуме. Правотворчество государственных органов в процессе осуществления законодательной и исполнительной властей. Правотворчество отдельных должностных лиц в процессе осуществления ими своих полномочий. Правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество в процессе внутриорганизационного регулирования отношений. Правотворчество общественных организаций. В зависимости от юридической силы принятого нормативно-правового акта правотворчество тоже имеет деление. Законотворчество - деятельность высших представительных органов государственной власти по созданию законов. Делегированное правотворчество – деятельность, осуществляемая на основе передачи части законодательных полномочий от парламента к какому-либо органу, например исполнительной власти.
Подзаконное правотворчество – деятельность различных субъектов правотворчества, не относящихся к высшим представительным органам. Подзаконное правотворчество характеризуется большой оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью. Однако ему сопутствует «непрозрачность» процесса принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их большое количество, что затрудняет поиск необходимой информации и часто вскрывает противоречие (частичное или полное) одних актов другим.
3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
Законотворческий процесс – наиболее значимая часть правотворческого процесса, его основа. Характерной чертой данного процесса является принятие законов. Законотворчество состоит из ряда стадий. 1) Законодательная инициатива - право определенных субъектов самостоятельно внести законодательное предложение с целью принятия, отмены, изменения конкретного закона. Такое право принадлежит: Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, судам (Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному). К недостаткам следует отнести отсутствие среди субъектов просто «граждан» РФ. Право инициативы порождает у законодательного органа обязанность начать работу по изучению этого предложения. 2) Работа над законопроектом – предварительная стадия, основная задача которой создать документ. Этой работой обычно занимается профильный комитет государственной думы. 3) Обсуждение – смысл этой стадии - придать документу высокое качество, устранить противоречия, недостатки. Обсуждение законопроекта проходит три чтения. 4). Одобрение закона происходит в две стадии: голосование Советом Федерации и подписание закона Президентом России. 5) Опубликование закона – заключительная стадия, без осуществления которой законы не вступают в юридическую силу.
Цель существования трех чтений на стадии обсуждения - окончательная доработка законопроекта.
В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Далее обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта и голосованием допускается возможность внесения в законопроект поправок. Депутаты высказывают предложения по законопроекту,
замечания в форме поправок, решают вопрос об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам первого чтения правоустановительный орган имеет право на три формы решений (принять в целом, принять и продолжить работу, отклонить).
Обычно инициаторами являются депутаты ГосДумы – 50%, Правительство, Совет Федерации и региональная власть – по 15 %, Президент 5 %. Обычно в качестве инициативы выступает законопроект, реже предложение о необходимости разработать законопроект или внести изменения в действующий.
Во втором чтении депутаты информируются об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, ответственном за подготовку проекта, поступивших по нему поправках, обсуждаются поправки и принимается решение (голосованием) об их принятии или отклонении. При втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. Поставленная на голосование и принятая (статья, раздел, или глава проекта) принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Первоначально рассматриваются те поправки, принятие или отклонение которых может повлиять на «судьбу» других поправок. По результатам голосования закон принимается, отклоняется, либо возвращается на доработку. Когда обсуждены все поправки, законопроект утверждается в целом.
Третье чтение предназначено для принятия доработанного законопроекта в качестве закона. В третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Только «в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта» (С.В. Поленина)1. Принятие проекта нормативно-правового акта в качестве закона осуществляется методом окончательного голосования составом Государственной Думы в третьем чтении.
Первые два чтения обычно проходят в широких, затяжных дебатах. Поскольку Государственная Дума состоит из депутатов различной политической ориентации, постольку происходит столкновение их позиций. Демократический парламент в правовом государстве предполагает плюрализм мнений и их учет в правоустановительной деятельности. Поэтому, для принятия закона голосованием необходима выработка компромисса.
Гипотеза – элемент нормы права, предполагающий условия при которых норма права вступает в силу (конкретные юридические факты, жизненные обстоятельства, события, место, время). Диспозиция – элемент нормы права, предусматривающий определенное поведение субъектов, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Санкция – элемент нормы права, устанавливающий вид и меру негативных последствий для субъекта. Назначение гипотезы состоит в предположении конкретной жизненной ситуации, диспозиции - в непосредственном регулировании отношений, санкции - в назначении наказания, побуждении субъектов соблюдать нормы права. Все три элемента представлены в нормах статей 158 «Кража», 161 «Грабеж», 162 «Разбой» Уголовно кодекса РФ.
Практически любой вопрос в теории государства и права является дискуссионным. В отношении структуры норм права есть общепринятое мнение – гипотеза, диспозиция, санкция (П.Е. Недбайло, В.М. Горшенев, А.В. Малько, С.А. Комаров и др.), есть особенное мнение – гипотеза, диспозиция (Н.П. Томашевский, А.Ф. Черданцев), и частное - гипотеза диспозиции, диспозиция, гипотеза санкции, санкция (А.Г. Братко).
При анализе структуры нормы права нужно учитывать специализацию права. Например, в регулятивных (правоустановительных) нормах, как правило имеются два элемента (гипотеза, диспозиция), в охранительных нормах акцент делается на диспозиции и санкции. Взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может носить межотраслевой характер. Например, за правонарушение, предусмотренное нормами земельного права, могут применяться санкции норм административного права, в некоторых случаях уголовного права. Поэтому, изложение нормы права в тексте нормативно-правового акта может носить разрозненный характер. Разновидности такого правового оформления следующие: 1) норма права содержится в нескольких статьях акта (актов); 2) норма права содержится в части статьи; 3) часть нормы права распространяет свое действие на несколько статей (статьи из общей части УК РФ); 4) часть нормы права вынесена в отдельную
статью (изменения вносимые в законодательство); 5) несколько гипотез или несколько диспозиций содержится в одной статье (нормы пенсионного законодательства).
3. Классификация норм права
Классификация норм права происходит по разным основаниям. 1. По отраслевой принадлежности (нормы международного права, нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и др.). 2. По юридической силе, на нормы содержащиеся в законах и подзаконных актах. 3. По уровню обобщенности содержания, на нормы принципы, общие, конкретные. 4. По функциональной роли, на регулятивные и охранительные. 5. По методам правового регулирования, на императивные («не влезай убьет»), диспозитивные, поощрительные, рекомендательные «используй пониженную передачу при затяжном спуске»). 6. По характеру действия, на материальные и процессуальные. 7. по времени действия, на постоянные, временные. 8. По форме регулирования, на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. 9. По техническим приемам, на нормы определенные, бланкетные и отсылочные. Указанное деление дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Каждая из существующих классификаций имеет право на существование. Тем боле, что в процессе реализации норм права субъекты всегда взаимодействуют друг с другом как носители прав и обязанностей. Без тесной связи нормы права неосуществимы.
Применительно к различным отраслям права можно привести пример наиболее встречающихся норм. Например, в административном праве - обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном – управомочивающие, в уголовном - запрещающие. В нормах уголовно-исполнительного законодательства присутствуют все три - обязывающие, запрещающие, управомочивающие.
Императивные нормы категорически формулируют однозначное правило поведения, исключая какой-либо выбор. Диспозитивные предоставляют субъектам свободу усмотрения, право определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Определенные нормы непосредственно описывают правило поведения в статье, куда включена норма. Бланкетные нормы делают отсылку в самом общем виде к целому нормативно-правовому акту или к его части. Отсылочные нормы имеют конкретное указание на правило поведения, содержащееся в конкретной статье, конкретного нормативно-правового акта
Лекция 25. Правотворчество (правоустановление)
Вопросы:
1. Понятие и принципы правотворчества
2. Виды правотворчества
3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
5. Юридическая техника
6. Правоустановительная деятельность в условиях формирования правового государства
1. Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это деятельность государства в лице его органов, должностных лиц и граждан по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения. Указанная деятельность характеризуется тем, что представляет собой активную, творческую деятельность; ее результат - юридические нормы; имеет регулирующее значение в области общественных отношений; может выступать как показатель степени демократизации общества. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности. Среди принципов следует выделить: научность, профессионализм, законность, оперативность и др..
2. Виды правотворчества
Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов деятельности правотворчество имеет следующие разновидности. Правотворчество народа в процессе выражения непосредственного волеизъявления на референдуме. Правотворчество государственных органов в процессе осуществления законодательной и исполнительной властей. Правотворчество отдельных должностных лиц в процессе осуществления ими своих полномочий. Правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество в процессе внутриорганизационного регулирования отношений. Правотворчество общественных организаций. В зависимости от юридической силы принятого нормативно-правового акта правотворчество тоже имеет деление. Законотворчество - деятельность высших представительных органов государственной власти по созданию законов. Делегированное правотворчество – деятельность, осуществляемая на основе передачи части законодательных полномочий от парламента к какому-либо органу, например исполнительной власти.
Подзаконное правотворчество – деятельность различных субъектов правотворчества, не относящихся к высшим представительным органам. Подзаконное правотворчество характеризуется большой оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью. Однако ему сопутствует «непрозрачность» процесса принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их большое количество, что затрудняет поиск необходимой информации и часто вскрывает противоречие (частичное или полное) одних актов другим.
3. Понятие и стадии законотворчества в РФ
Законотворческий процесс – наиболее значимая часть правотворческого процесса, его основа. Характерной чертой данного процесса является принятие законов. Законотворчество состоит из ряда стадий. 1) Законодательная инициатива - право определенных субъектов самостоятельно внести законодательное предложение с целью принятия, отмены, изменения конкретного закона. Такое право принадлежит: Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, судам (Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному). К недостаткам следует отнести отсутствие среди субъектов просто «граждан» РФ. Право инициативы порождает у законодательного органа обязанность начать работу по изучению этого предложения. 2) Работа над законопроектом – предварительная стадия, основная задача которой создать документ. Этой работой обычно занимается профильный комитет государственной думы. 3) Обсуждение – смысл этой стадии - придать документу высокое качество, устранить противоречия, недостатки. Обсуждение законопроекта проходит три чтения. 4). Одобрение закона происходит в две стадии: голосование Советом Федерации и подписание закона Президентом России. 5) Опубликование закона – заключительная стадия, без осуществления которой законы не вступают в юридическую силу.
Цель существования трех чтений на стадии обсуждения - окончательная доработка законопроекта.
В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Далее обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта и голосованием допускается возможность внесения в законопроект поправок. Депутаты высказывают предложения по законопроекту,
замечания в форме поправок, решают вопрос об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам первого чтения правоустановительный орган имеет право на три формы решений (принять в целом, принять и продолжить работу, отклонить).
Обычно инициаторами являются депутаты ГосДумы – 50%, Правительство, Совет Федерации и региональная власть – по 15 %, Президент 5 %. Обычно в качестве инициативы выступает законопроект, реже предложение о необходимости разработать законопроект или внести изменения в действующий.
Во втором чтении депутаты информируются об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, ответственном за подготовку проекта, поступивших по нему поправках, обсуждаются поправки и принимается решение (голосованием) об их принятии или отклонении. При втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. Поставленная на голосование и принятая (статья, раздел, или глава проекта) принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Первоначально рассматриваются те поправки, принятие или отклонение которых может повлиять на «судьбу» других поправок. По результатам голосования закон принимается, отклоняется, либо возвращается на доработку. Когда обсуждены все поправки, законопроект утверждается в целом.
Третье чтение предназначено для принятия доработанного законопроекта в качестве закона. В третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Только «в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта» (С.В. Поленина)1. Принятие проекта нормативно-правового акта в качестве закона осуществляется методом окончательного голосования составом Государственной Думы в третьем чтении.
Первые два чтения обычно проходят в широких, затяжных дебатах. Поскольку Государственная Дума состоит из депутатов различной политической ориентации, постольку происходит столкновение их позиций. Демократический парламент в правовом государстве предполагает плюрализм мнений и их учет в правоустановительной деятельности. Поэтому, для принятия закона голосованием необходима выработка компромисса.