Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вспомогательного характера – организационно-хозяйственный аппарат, не обладающий властной силой, но играющий важную подготовительно-обеспечивающую роль. Это секретариат, канцелярии, управления делами, ведомственные образовательные учреждения, закрытые научно-исследовательские институты.

2. Государственные органы: признаки и характеристика

Государственный орган обладает основными признаками:

1) Осуществляет деятельность от имени государства;

2) Наделен властными полномочиями, издает нормативные акты;

3) Имеет определенную компетенцию;

4) Занимает место в механизме государства;

5) Имеет внутреннюю структуру, определяемую вышестоящим органом;

6) Финансируется из бюджета;.

Государство, в его человеческом измерении состоит из свободных индивидов - граждан государства. В этом смысле весь государственный механизм (аппарат), все государственные органы и учрежде­ния (законодательные, исполнительные, судебные и др.) - это институциализированные (организованные) группы граждан, которые в определенном право­вом порядке наделены государственно-вла­стными полномочиями и осуществляют их.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ - парламент, состоящий из двух палат: Совета Феде­рации и Государственной Думы. В России всилу ее федеративного устройства следует раз­личать федеральные законодательные органы и законо­дательные органы субъектов федерации. В свою очередь система орга­нов законодательной власти в субъектах устанавливается ими самостоятельно, но на основе федерального законодательства. Этим обеспечивается единая иерархия власти и необходимые демократические свободы. Однако вызывает сомнение правомерность различного наименования этих органов государственной власти, например: палата представителей законодательного собрания Свердловской области, законодательное собрание в Тверской области, Челябинской области, областная Дума в Сахалинской области, Саратовской области, Государственное собрание в республике Саха-Якутия (Ил Тумэн), в республике Башкортостан (Курултай), Государственный совет (Хасэ) в республике Адыгея и др. Названные различия в наименованиях органов власти имеют место в демократической Федерации, где провозглашается равенство, как его можно добиться если с юридической точки зрения за разным наименованием следует различный правовой статус. Более правильно именовать органы власти в государстве так, Государственная Дума РФ, областная или республиканская Дума и городская Дума. В этом случае структуризация власти будет носить логически стройный и законченный смысл.


Исполнительную власть осуществляет правительство, а возглавляет президент как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гра­жданина. Он определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государ­ства. В структуру правительства входят председатель, замести­тели председателя, федеральные министры, государственные агентства, федеральные службы и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро), местные государственные органы исполнительной власти. Испол­нительная власть в субъектах федерации принадлежит раз­личным по названию органам: правительствам, администрациям, которые возглавляются соответст­вующими должностными лицами (губернаторами, мэрами, главами ад­министраций, председателями правительства).

Судебную власть возглавляют Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Верховный суд РФ. Им подчиняются соответствующие областные, городские, муниципальные, районные суды. В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные, арбитражные суды и мировые суды. Правосудие осуществляется только судом, судьи независимы и подчи­няются только конституции и закону. Законодательство, как правило, предусматривает несменяе­мость и неприкосновенность судей.

Выделение органов надзора за законностью (прокуратуры), как самостоятельных государственных органов, вряд ли оправдано. Данное положение ввело в заблуждение законодателей, когда они включали органы прокуратуры в главу Конституции, посвященную судебной власти. Очевидно, что в условиях разделения властей прокуратура относится к системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи необходимо отметить, что в Конституции России (ст. 129) она необоснованно вклю­чена в главу 7, которая посвящена судебной власти. Оправданием, вероятно является стремление законодателя избежать одной ошибки, но как всегда была допущена другая. Осуществление законности, в том числе в отношении деятельности силовых органов государства (органы МВД) производит централизованная сис­тема органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет систему обеспечения законности, ему

подчиняются нижестоящие региональные, городские и районные прокуратуры. Прокуроры субъектов федерации назначаются Ге­неральным прокурором по согласованию с субъектами Россий­ской Федерации, остальные прокуроры назначаются им самостоя­тельно.

Необходимо более точно выбирать смысловое значение, закладываемое в понятие, термин. Ошибочной является распространенная характеристика ряда министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, федеральной безопасности, пограничной службы) в каче­стве «силовых органов». Свойства управляемого объекта нельзя превращать в характеристики управляющего субъекта. Источником повы­шенной опасности является транспортное средство, а не управляющее лицо (водитель). Отдельные музейные реликвии не делают сам му­зей «реликвией». Даже абсолютная монополия государства на законное применение силы, и само государство (как силовая структура), именуется правовой организацией публичной власти, а не силовой публичной властью.

Механизм (аппарат) государства - это не самоцель, а организационная форма и средство реализации суверенной го­сударственной власти в соответствии с требованиями правопо­рядка и законности. Однако, государственному аппарату повсеместно присуща тенден­ция к отчуждению от простых людей, народа и общества, бюрократизм и корпоративизм, злоупотребление своим положением и игнорирование действующего законодатель­ства, подмена общегосударственных интересов своими собствен­ными эгоистическими. Основными формами и направлениями борьбы против этих пороков государственного аппарата яв­ляются следующие. Совершенствование форм и процедур в орга­низации и деятельности всех звеньев государственного меха­низма, повышение образовательного и культурного уровня знаний (в правовом смысле), усиление неотвратимости юридической ответствен­ности, повышение правовой активности и контроля со стороны граж­дан и их общественных объединений.

3. Местное самоуправление

Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности насе­ления от органов государственной власти в решении местных про­блем и вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление), через выборные и другие органы местного самоуправления.


Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: структура и компетенция этих органов определяется населе­нием самостоятельно; обладают полномочиями на решение вопросов местного зна­чения; в пределах своей компетенции издают правовые акты; являются юридическими лицами; не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправле­ния Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделя­ются выборные органы, наличие которых признается обязательным. Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Представительный орган (законодательное собрание Тверской области) состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании, число которых определяется уставом муниципаль­ного образования. К компетенции представительного органа местного самоуправ­ления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципально­го образования, установление местных налогов и сборов, установле­ние порядка управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью, контроль за деятельностью всех других органов и должност­ных лиц местного самоуправления. Представительные органы мест­ного самоуправления обладают правом законодательной инициати­вы в законодательном (представительном) органе субъекта Россий­ской Федерации.

В структуре органов местного самоуправления уставом муници­пального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглав­ляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом му­ниципального образования. Претворением в жизнь решений пред­ставительных органов местного самоуправления и местных рефе­рендумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образова­ния и законами субъектов Федерации.


Лекция 24. Норма права
Вопросы:

1. Понятие правовой нормы

2. Структура нормы права

3. Классификация норм права
1. Понятие правовой нормы

Норма права – конкретная, общеобязательная, формально определенная юридическая норма, устанавливаемая и обеспечиваемая государством, регулирующая общественные отношения, являющаяся первичным элементом права. Совокупность норм права образует собственно право. Отдельная норма права выступает как часть, отдельная единица из которых состоит целое. Норма права, также как и право имеет смысловое содержание и внешне выражение - форму. Однако, имея много схожего с правом, она обладает характерными признаками: указывает на конкретное правило поведения; является первичным элементом, частью права, имеет собственную структуру; рассчи­тана на применение неопределенным кругом лиц; общеобязательна к исполнению.

В современных условиях совершенствование законодательства идет в направлении качественного улучшения норм права. Улучшая частное, мы облагораживаем общее, развиваем его. Сопутствующим условием, позволяющим добиться совер­шенствования права является соблюдение требования системности, непротиворечивости одних норм права другим. В результате право более точно выражает интересы людей и эффективнее регулирует общественные отношения. Нормы права классифицируют: по форме воздействия на обязываю­щие, управомочивающие, запрещающие, рекомендательные.

2. Структура нормы права

Анализируя структуру любого явления, в том числе нормы права, следует исходить из философских категорий: системность, часть, целое, содержание, структура, форма. Структура нормы права – упорядоченное единство элементов выступающих самостоятельными частями нормы права, раскрывающих смысловой объем, логическую модель регулируемого поведения. Структура нормы права подразумевает логическую связь между ее эле­ментами. Норма права имеет целостный вид. Она включает в себя некоторые элементы, которые находятся в тесной, внутренней, неразрывной взаимосвязи. Нормы права – форма, выражающая содер­жание сразу трех ее составляющих: