Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Консенсус в демократическом парламенте достигается различными способами. Среди них следующие: взаимная уступка в требованиях предъявляемых к законопроекту, совместное голосование ради общезначимой цели, разъяснение неточного смысла в содержании законопроекта. Вероятно, мы вправе говорить и о таких способах консенсуса как факты подкупа депутатов для «нужного» голосования. В случае принципиального несогласия в позициях депутатов и их объединений в Государственной Думе возможны: направление законопроекта на доработку, повторную доработку, голосование за отсутствовавшего депутата по его карточке, и даже байкотирование голосования. Хотя некоторые примеры не согласуются с формированием правовой государственности, однако, имеют место в повседневной деятельности парламента. Поэтому современное состояние законодательной процедуры в Государственной Думе свидетельствует о осуществлении правоустановления как сферы социальной, политической борьбы. Различные фракции, блокируя принятие одних законопроектов, лоббируют принятие других. Следовательно, направление законодательных реформ в формирующемся правовом государстве постоянно отклоняется от демократической цели в стороны усмотрений лидеров политически сильных объединений.

Перечисленные моменты столкновения интересов и способы их возможного разрешения отнимают у законодателей немало времени, которое и так в дефиците при стремительно развивающихся правоотношениях. «С 7 февраля 1996 г. по 5 апреля 1996 г. в повестку дня заседаний Госду­мы было включено 224 вопроса. Из них собственно законодательству было посвящено 97. Разумеется, парламент должен по необходимости заниматься политическими дебатами, принятием различных политических заявлений, обращений, деклараций. Но за сто дней деятельности Думы таких постановлений-заявлений было принято 260. А законопроектов рассмотрено всего 66. Из 30 федеральных законов, принятие которых предусмотрено Конституци­ей, принято только 12»1. А значит, за рамками правового регулирования остались многие важные вопросы жизнедеятельности общества.

Процесс принятия закона в Государственной Думе проходит по итогам голосования депутатов. Для принятия федерального закона необходимо простое большинство голосов (1/2 + один голос) от общего числа депутатов. Федеральный конституционный закон принят, если набрал квалифицированное большинство - 2/3 голосов. Здесь стоит отметить некоторые трудности, возникающие в работе депутатов. Например, депутаты обращались в Конституционный Суд за получением разъяснений по поводу юридического толкования обнаружившейся неопределенности в понимании следующих понятий: «общее число депутатов Государственной Думы» и «общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы»
2. Что влекло за собою и понимание «большинства». Вопрос возник в связи с тем, что количественный состав депутатов неодинаков ввиду (например, прекращения полномочий на момент голосования в установленном порядке, преждевременной смерти депутата, отсутствии на голосовании по болезни, невозможность участия в голосовании по иным причинам). И хотя законодательно установленное количество представителей в Думе неизменно, фактическое их число сильно колеблется.

Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для утверждения. Часть законов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, рассмотрение остальных зависит от усмотрения Совета Федерации3. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и повторного рассмотрения депутатами Государственной Думы. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Дума может преодолеть решение Совета Федерации числом голосов не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Совет Федерации одобрил Федеральный закон, если получено простое большинство голосов (1/2 + 1голос), либо «если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»4. Федеральный конституционный закон принят, если одобрен квалифицированным большинством - 3/4 голосов членов Совета Федерации.

Далее ободренный закон (федеральный, федеральный конституционный) направляется на подписание (председателем палаты, монархом, президентом, иным главой государства в соответствии с конституцией, регламентом). По Конституции Российской Федерации (ч.1 ст. 107) принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон (ч. 2 ст. 107), федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108) и обнародует его либо, отклоняет закон и направляет на доработку.

Однако отклоненный закон в той же редакции может быть вновь возвращен на подпись Президенту, если получит одобрение 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации5. В этом случае вето Президента считается преодоленным и закон подлежит подписанию и обнародованию в течении семи дней. Только с момента подписания Президентом России закон подлежит опубликованию для непосредственного вступления его в юридическую силу.




4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Огромное количество нормативно-правовых актов порождает их неизбежное противоречие. Они могут по разному трактовать решение одного вопроса, частично противоречить другому нормативному акту, или полностью не совпадать с ним по смыслу. Поэтому необходимо проведение регулярной систематизации с целью приведения законодательства в упорядоченную систему. Систематизация подразделяется на виды.1) Инкорпорация – объединение в одном документе (книге) различных нормативных актов без их изменения, где каждый из актов со­храняет свое самостоятельное юридическое значение. Собранные вместе акты могут излагаться в хронологическом, тематическом порядке. Инкорпора­ция не требует специальных полномочий на ее осуществление и подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных, просветительских целях. На неофициальные инкорпоративные источники нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел. 2) Консолидация - объединение нормативных актов без из­менения их содержания в единый укрупненный акт, где каждый включенный акт теряет самостоятельное юридическое значение. Здесь нор­мативные акты могут объединяться по отраслевому признаку. Например, в области охраны природы. Консолидация в основном используется как промежуточный этап, перед кодификацией. 3) Кодификация - объединение нескольких нормативных актов в новый еди­ный, логически цельный акт, системно регулирующий определенную группу отношений с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются противоречия, учитываются новые требования, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация выступает наиболее сложной разновидностью систематизации. Кодификация зако­нодательства может быть всеобщей, отраслевой, специальной. Осуществляется кодификация только официально специальными органами в результате деятельности которых появляется новый нормативно-правовой акт, приобретающий высокую юридическую значимость.

5. Юридическая техника


Юридическая техника - это совокупность принципов и методов качественного оформления нормативно-правовых актов, в соответствии с заложенным содержательным смыслом. Юридическая техника направлена на совершенствование и повышение эф­фективности действия нормативно-правовых актов. Основным объектом юридической техники выступает содержание текста нормативно-правового акта. При использовании юридической техники необходимо придерживаться условия, чтобы содержание (дух закона) и форма (буква закона) максимально совпадали и не допускали двусмысленности. Юридическая техника совершенствует язык используемый в нормативно-правовых актах, делает его доступным, но грамотно юридически сформулированным. Она использует юридические термины, но не перегружает смысл нормы с целью доступности в понимании. Юридическая техника имеет принципы своей деятельности: ясность, четкость, однозначность языка пра­вовых актов; изложение материала лаконично и с необходимой полнотой; логичность в изложении юридической инфор­мации; согласованность и внутреннее единство правового материала. Юридическая техника имеет специальные способы оформления нормативно-правовых актов: наличие официальных реквизитов документа (название нормативно-правового акта, дата, место его принятия, подписи и др.), струк­турную организацию документа (преамбу­ла, общая, особенная часть, разделы, главы, статьи, части, пункты).

6. Правоустановительная деятельность в условиях формирования правового государства

Государство и право взаимосвязаны в своем возникновении, функционировании и развитии. Одной из немаловажных задач, относящихся к деятельности государства, является не только демократизация процесса создания, отмены и изменения, различных нормативно-правовых актов, но и совершенствование научных понятий и их определений. Ведь развитие и совершенствование понятий правовой науки – процесс объективный, связанный с обновлением и изменением общественного развития в целом. Одной из важнейших и неотъемлемых связей государства с правом является правоустановительная деятельность (правотворчество), которая при множестве определений не имеет четкого понятийного выражения. Учитывая плюрализм мнений и широту отстаиваемых позиций ученых, приведем различные наименования данной деятельности: нормотворческая, правотворческая, законодательная, законотворческая, правоустановительная. Наиболее распространенным наименованием деятельности является правотворчество, однако данная терминология этимологически не совсем верная. Правотворчество подразумевает дословно - творчество права.