ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
законного требования необходимого поведения от обязанного лица, обращения за защитой к компетентным государственным органам, открытом использовании определенных социальных благ. Субъективное право направлено на удовлетворение собственных интересов лица, юридическая обязанность призвана обеспечивать интересы других – управомоченных лиц. Субъективное право выступает добровольно допустимым поведением, его реализация зависит от усмотрения обладателя права, а юридическая обязанность является принудительным установлением, от действия которой отказаться нельзя.
Юридическая обязанность - это мера юридически должного поведения, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица. Обязанность выступает корреспондирующей гарантией в осуществлении субъективного права. Без нее право приобретет эфимерный характер. Структура юридической обязанности включает: совершение или недопущение определенных действий, реакция на законные требования управомоченного лица, последствия в виде юридической ответственности.
Объект правоотношения – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают субъективные права и юридические обязанности. Материальные блага – это вещи, ценности, имущество, деньги, акции. Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, достоинство, честь, произведения литературы, искусства, музыки, науки.
5. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение, с которыми норма права связывает возникновение прав и обязанностей. Юридический факт –условие наступления правоотношений. Часто для возникновения предусмотренных нормой права юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность - юридический состав. Например, выплата пенсии происходит по результатам наступления нескольких юридических фактов (возраст, стаж, решение о назначении пенсии). Теоретическое предположение о наступлении юридического факта находит свое выражение в гипотезе нормы права. Юридические факты классифицируются на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие (в зависимости от характера последствий), и события, действия (в зависимости от воли участников правоотношений). Например, событием признается независящее от воли людей стихийное бедствие или наступление темного времени суток и др. Событие нельзя признать правомерным или противоправным, это самостоятельный процесс на который невозможно повлиять. Действия всегда зависят от воли субъектов правоотношений и делятся на: правомерные и противоправные.
Противоправные имеют отраслевую классификацию уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные. Правомерные действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это действия, совершаемые с целью порождения конкретных юридических последствий (контракт, сделка). Юридический поступок – это действие, порождающее конкретное юридическое последствие в независимости от намерений лица, его совершившего (создание музыкального произведения).
Лекция 27. Реализация права
Вопросы:
1. Реализация права: понятие и формы. Применение права
2. Отличие нормативных актов от актов применения права
3. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
1. Реализация права: понятие и формы. Применение права
Реализация по своему смыслу выступает процессом осуществления чего-либо. Реализация права
- фактическое осуществление норм права в практической жизни общества. Реализация права – фундамент, без которого система законодательства превращается в лозунги. Только реальное осуществление норм права в общественной жизни способно юридически упорядочить общественные отношения.
Существуют четыре основные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение). Их классификация построена с учетом характера действий субъектов права. Соблюдение – форма реализации права, характеризующая воздержание лица от нарушения каких-либо норм права (воздержание от перехода улицы на красный сигнал светофора). Исполнение – форма реализации права, связанная с выполнением юридических обязанностей, активных действий (уплата налогов). Использование – форма реализации права, выражающаяся в осуществлении субъективных прав (голосование на выборах). Применение – форма реализации права, осуществляемая властной деятельностью компетентного органа по разрешению конкретного юридического дела (возложение административного штрафа).
Применение права наиболее сложная, особая форма реализации права, характеризующаяся некоторыми признаками. Применяют право, только уполномоченные, компетентные субъекты права. Осуществляемая деятельность носит властный характер. Осуществляется в процессуальной форме и имеет ряд особенностей. Применение права непосредственно связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, юридических обязанностей). правоприменительная деятельность основана на следующих принципах: законность, социальная справедливость, целесообразность, обоснованность. Обоснованность означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо как можно полнее выявить и оценить все относящиеся к делу материалы. Социальная справедливость означает то, что правоприменитель должен действовать в интересах не конкретного гражданина, социальной группы, а всего общества.
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в несколько стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими процессуальными правовыми нормами, которые обеспечивают ее логическую последовательность.
Выделяют три основные стадии правоприменительного процесса: установление фактической основы дела, установление юридического состава дела, вынесение решения. На первой стадии устанавливаются фактические обстоятельства дела, имеющие истинное значение. На второй стадии правоприменитель соотносит юридически значимую информацию с текстом норм права, определяет пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц (квалифицирует деяние). На третьей стадии принимается юридическое решение и выносится правоприменительный акт. Данная стадия заключительная и имеет юридические последствия (возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей). После исполнения требование правоприменительного акта конкретное общественное отношение реально урегулировано.
Акт применения права - это правовой документ, содержащий индивидуально-властное предписание, вынесенное компетентным органом на основе норм права для решения конкретного юридического дела. Стоит указать на характерные особенности акта применения права. Он исходит от компетентных органов, носит государственно-властный характер, носит персонифицированный, а не нормативный характер (адресован конкретным субъектам), имеет установленную законом форму. Акты классифицируют по форме на указы, приговоры, решения, приказы и др.; по субъектам, их издающим, на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; по функциям права, на регулятивные и охранительные; по юридической природе, на основные (приговор) и вспомогательные (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования, на уголовно-правовые, гражданско-правовые акты и др.; по характеру, на материальные и процессуальные.
2. Отличие нормативных актов от актов применения права
Между нормативными актами и актами применения права есть общее. Это: правовые акты, которые принимаются и обеспечиваются компетентными, прежде всего государственными органами, выступают властными по своему характеру документами. Однако есть и различия. Например, правоприменительный акт принимается на основе нормативного, а не наоборот, правоприменительный акт конкретизирует норму права
применительно к индивидуальным ситуациям, акт носит персонифицированный характер, он не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение, выступает самостоятельным юридическим фактом правоотношений.
3. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел - это полное или частичное отсутствие норм права в действующем законодательстве. Чаще всего пробел возникает в силу стремительно развивающихся отношений, в результате чего законодательство объективно отстает по времени принятия. Для определения пробела важно учитывать два условия: фактические отношения должны находиться в сфере правового регулирования и должна отсутствовать конкретная норма права, регулирующая данные обстоятельства. Пробел - тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел существует в двух видах, в виде полного отсутствия какого-либо регулирования и в виде неполноты имеющегося регулирования. Существуют объективные и субъективные причины появления пробелов в праве. Однако, уяснение наличия пробелов, причин их появления, выделение различных видов, не является конечной целью, важно устранить пробел в праве, совершенствовать правовое регулирование общественных отношений. Устранить пробел можно с помощью правоустановительной процедуры - принятия новой нормы права. Само принятие нормативного акта уже означает положительный ответ на вопрос о ранее существующем, но устраненном пробеле. Однако необходимость в дополнительном правовом регулировании может возникнуть и после принятия закона, поэтому пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Причиной первоначальных может стать то, что законодатель не мог по каким-то причинам предвидеть вероятную потребность в правовом регулировании, причиной последующих пробелов обычно является возникновение, появление новых неурегулированных общественных отношений, требующих корректировки. Устранение пробелов является продолжением правоустановительной деятельности. Преодолеть пробел в срочном порядке, до его устранения, можно с помощью правоприменительного процесса, в этом случае новая норма права не создается, но состояние неурегулированности минует. Правоприменитель преодолевает пробел с помощью
Юридическая обязанность - это мера юридически должного поведения, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица. Обязанность выступает корреспондирующей гарантией в осуществлении субъективного права. Без нее право приобретет эфимерный характер. Структура юридической обязанности включает: совершение или недопущение определенных действий, реакция на законные требования управомоченного лица, последствия в виде юридической ответственности.
Объект правоотношения – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают субъективные права и юридические обязанности. Материальные блага – это вещи, ценности, имущество, деньги, акции. Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, достоинство, честь, произведения литературы, искусства, музыки, науки.
5. Понятие и классификация юридических фактов
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение, с которыми норма права связывает возникновение прав и обязанностей. Юридический факт –условие наступления правоотношений. Часто для возникновения предусмотренных нормой права юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность - юридический состав. Например, выплата пенсии происходит по результатам наступления нескольких юридических фактов (возраст, стаж, решение о назначении пенсии). Теоретическое предположение о наступлении юридического факта находит свое выражение в гипотезе нормы права. Юридические факты классифицируются на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие (в зависимости от характера последствий), и события, действия (в зависимости от воли участников правоотношений). Например, событием признается независящее от воли людей стихийное бедствие или наступление темного времени суток и др. Событие нельзя признать правомерным или противоправным, это самостоятельный процесс на который невозможно повлиять. Действия всегда зависят от воли субъектов правоотношений и делятся на: правомерные и противоправные.
Противоправные имеют отраслевую классификацию уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные. Правомерные действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это действия, совершаемые с целью порождения конкретных юридических последствий (контракт, сделка). Юридический поступок – это действие, порождающее конкретное юридическое последствие в независимости от намерений лица, его совершившего (создание музыкального произведения).
Лекция 27. Реализация права
Вопросы:
1. Реализация права: понятие и формы. Применение права
2. Отличие нормативных актов от актов применения права
3. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
1. Реализация права: понятие и формы. Применение права
Реализация по своему смыслу выступает процессом осуществления чего-либо. Реализация права
- фактическое осуществление норм права в практической жизни общества. Реализация права – фундамент, без которого система законодательства превращается в лозунги. Только реальное осуществление норм права в общественной жизни способно юридически упорядочить общественные отношения.
Существуют четыре основные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение). Их классификация построена с учетом характера действий субъектов права. Соблюдение – форма реализации права, характеризующая воздержание лица от нарушения каких-либо норм права (воздержание от перехода улицы на красный сигнал светофора). Исполнение – форма реализации права, связанная с выполнением юридических обязанностей, активных действий (уплата налогов). Использование – форма реализации права, выражающаяся в осуществлении субъективных прав (голосование на выборах). Применение – форма реализации права, осуществляемая властной деятельностью компетентного органа по разрешению конкретного юридического дела (возложение административного штрафа).
Применение права наиболее сложная, особая форма реализации права, характеризующаяся некоторыми признаками. Применяют право, только уполномоченные, компетентные субъекты права. Осуществляемая деятельность носит властный характер. Осуществляется в процессуальной форме и имеет ряд особенностей. Применение права непосредственно связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, юридических обязанностей). правоприменительная деятельность основана на следующих принципах: законность, социальная справедливость, целесообразность, обоснованность. Обоснованность означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо как можно полнее выявить и оценить все относящиеся к делу материалы. Социальная справедливость означает то, что правоприменитель должен действовать в интересах не конкретного гражданина, социальной группы, а всего общества.
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в несколько стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими процессуальными правовыми нормами, которые обеспечивают ее логическую последовательность.
Выделяют три основные стадии правоприменительного процесса: установление фактической основы дела, установление юридического состава дела, вынесение решения. На первой стадии устанавливаются фактические обстоятельства дела, имеющие истинное значение. На второй стадии правоприменитель соотносит юридически значимую информацию с текстом норм права, определяет пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц (квалифицирует деяние). На третьей стадии принимается юридическое решение и выносится правоприменительный акт. Данная стадия заключительная и имеет юридические последствия (возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей). После исполнения требование правоприменительного акта конкретное общественное отношение реально урегулировано.
Акт применения права - это правовой документ, содержащий индивидуально-властное предписание, вынесенное компетентным органом на основе норм права для решения конкретного юридического дела. Стоит указать на характерные особенности акта применения права. Он исходит от компетентных органов, носит государственно-властный характер, носит персонифицированный, а не нормативный характер (адресован конкретным субъектам), имеет установленную законом форму. Акты классифицируют по форме на указы, приговоры, решения, приказы и др.; по субъектам, их издающим, на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; по функциям права, на регулятивные и охранительные; по юридической природе, на основные (приговор) и вспомогательные (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового регулирования, на уголовно-правовые, гражданско-правовые акты и др.; по характеру, на материальные и процессуальные.
2. Отличие нормативных актов от актов применения права
Между нормативными актами и актами применения права есть общее. Это: правовые акты, которые принимаются и обеспечиваются компетентными, прежде всего государственными органами, выступают властными по своему характеру документами. Однако есть и различия. Например, правоприменительный акт принимается на основе нормативного, а не наоборот, правоприменительный акт конкретизирует норму права
применительно к индивидуальным ситуациям, акт носит персонифицированный характер, он не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение, выступает самостоятельным юридическим фактом правоотношений.
3. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления
Пробел - это полное или частичное отсутствие норм права в действующем законодательстве. Чаще всего пробел возникает в силу стремительно развивающихся отношений, в результате чего законодательство объективно отстает по времени принятия. Для определения пробела важно учитывать два условия: фактические отношения должны находиться в сфере правового регулирования и должна отсутствовать конкретная норма права, регулирующая данные обстоятельства. Пробел - тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел существует в двух видах, в виде полного отсутствия какого-либо регулирования и в виде неполноты имеющегося регулирования. Существуют объективные и субъективные причины появления пробелов в праве. Однако, уяснение наличия пробелов, причин их появления, выделение различных видов, не является конечной целью, важно устранить пробел в праве, совершенствовать правовое регулирование общественных отношений. Устранить пробел можно с помощью правоустановительной процедуры - принятия новой нормы права. Само принятие нормативного акта уже означает положительный ответ на вопрос о ранее существующем, но устраненном пробеле. Однако необходимость в дополнительном правовом регулировании может возникнуть и после принятия закона, поэтому пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Причиной первоначальных может стать то, что законодатель не мог по каким-то причинам предвидеть вероятную потребность в правовом регулировании, причиной последующих пробелов обычно является возникновение, появление новых неурегулированных общественных отношений, требующих корректировки. Устранение пробелов является продолжением правоустановительной деятельности. Преодолеть пробел в срочном порядке, до его устранения, можно с помощью правоприменительного процесса, в этом случае новая норма права не создается, но состояние неурегулированности минует. Правоприменитель преодолевает пробел с помощью