ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 402
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работников государственного аппарата и просто юристов в духе правовой идеологии.
Интерпретация является толкованием нормы права по объему. Она необходима в том случае, если в тексте закона обнаруживаются недостатки юридического оформления мысли законодателя, несоответствие между содержанием и формой изложения. Буквальная интерпретация подразумевает соответствие смысла нормы права ее формальному выражению, закрепляет единство буквального текста и действительного смысла акта. Ограничительная интерпретация является исключением из общего правила, где не происходит распространение действия нормы права на новый круг общественных отношений. Расширительная интерпретация позволяет урегулировать те отношения, которые фактически не были охвачены смыслом нормативного акта, хотя законодатель их подразумевал. Отличие расширительной интерпретации от аналогии закона состоит в том, что в случае аналогии законодатель не имеет намерения урегулировать определенную группу общественных отношений, и не вкладывает их в смысл закона или буквальный текст. Какое бы толкование не было, ее результатом должна быть полная определенность смысла нормы права, которая заключается в его точности, конкретности, отсутствии разночтения.
3. Юридическая практика
Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов права по принятию, толкованию и применению норм права, рассматриваемая в единстве с имеющимся правовым опытом. Деятельность выступает как динамичный аспект, а практика как статика в рассматриваемом явлении. Существует три точки зрения на понимание юридической деятельности. Первая, общая, рассматривающая юридическую практику как совокупность деятельности и опыта. Вторая и третья, частные, рассматривающие юридическую практику лишь с позиции юридической деятельности или только правового опыта. Признаки юридической практики: формируется на основе норм права, связана с правовой культурой, является частью правовой системы, порождает правовые обычаи. Деятельность, как часть структуры юридической практики, включает: объект, субъект, действие, результат. Опыт, как часть структуры, делится на: позитивный и негативный, в зависимости от характера последствий. Значимостью юридической практики является ее информационная и конкретизирующая функции, позволяющие исследовать государственно-правовые явления в ретроспективе. Юридическая практика подразделяется на виды в зависимости от различных критериев, например в зависимости от субъектов права на законодательную, исполнительную, судебную, следственную, нотариальную и др.
Лекция 29. Механизм правового регулирования
Вопросы:
1. Понятие, признаки и виды правовых средств
2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды
4. Стимулы, ограничения, льготы, поощрения в механизме правового регулирования
5. Эффективность правового регулирования
1. Понятие, признаки и виды правовых средств
Средство является связующим звеном между субъектом и объектом деятельности, между идеальной целью и материальным результатом. Рассмотрение правовых средств, связано с определенным, инструментальным подходом к пониманию права. Правовые средства - это совокупность правовых явлений и технологий, обеспечивающих достижение социально значимых целей правового регулирования общественных отношений. Например, к правовым средствам относятся: правовые нор
мы, принципы права, акты реализации прав и обязанностей, гражданско-правовые договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и др. Конкретная совокупность правовых средств, придает определенную специфику различным отраслям и институтам права. Признаки правовых средств: направлены на достижение целей правового регулирования; обеспечиваются государством; обобщают собой все юридические способы обеспечения интересов субъектов права; выражают юридический потенциал права; выступают основными элементами механизма правового регулирования; приводят к конкретным юридическим последствиям. В зависимости от критерия классификации существуют разновидности правовых средств: конституционные, гражданские, административные (критерием выступает отраслевая принадлежность), материальные и процессуальные (характер правового регулирования), регулятивные и охранительные (функциональное значение), стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности) в зависимости от информационно-психологической направленности. Необходимость существования различных юридических средств, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером общественных интересов, урегулировать которые исключительно одним конкретным правовым способом невозможно.
2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, воздействующих на общественные отношения с целью их беспрепятственного урегулирования. Механизм правового регулирования позволяет выделить основные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других. Целью механизма правового регулирования является, с одной, содержательной стороны, свободная реализация правовых интересов в обществе, а с другой, формально-юридической стороны, воздействие всей системы правовых средств на регулируемые отношения. В механизме правового регулирования выделяют следующие элементы: 1) норма права
; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования); 5) акт применения права.
3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
Правовой режим - это определенное сочетание правовых средств создающее порядок правового регулирования свойственный конкретной области общественных отношений. Правовые режимы позволяют точнее реагировать и учитывать особенности различных субъектов и объектов права, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Признаки правового режима: 1) устанавливается в законодательстве и обеспечивается государством; 2) создает конкретное специфическое регулирование свойственное только данной области общественных отношений; 3) представляет собой сочетание правовых средств и особый порядок правового регулирования. В зависимости от различных критериев, правовые режимы классифицируются на: конституционный, административный, земельный и другие режимы (критерий - предмет правового регулирования); материальные и процессуальные (юридическая природа режима); валютный, таможенный, пошлинный (содержание правового режима); беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и др. (в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается); режим особого регулирования и особой охраны (функциональная специфика права); законный и договорной (форма выражения); общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные (уровень юридической значимости; внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, ответных экономических санкций) в зависимости от сфер использования.
4. Стимулы, ограничения, льготы, поощрения в механизме правового регулирования
Стимулы и подобные регуляторы общественных отношений подробно рассматриваются А.В. Малько. По его мнению, правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Признаки реализации правовых стимулов:
связанность с благоприятными условиями, а иногда со снижением мер материального лишения; расширяют объем возможностей правовой свободы; направлены на формирование положительной правовой мотивации; предполагают повышение положительной активности; выполняют функцию развития общественных связей. Виды правовых стимулов: по элементу структуры нормы права А.В. Малько выделяет юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция); по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); по времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); по содержанию - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов иных субъектов и общественных интересов. Признаками реализации правовых ограничений являются: связанность с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний ит. п.; обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение отрицательной активности; направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в
Интерпретация является толкованием нормы права по объему. Она необходима в том случае, если в тексте закона обнаруживаются недостатки юридического оформления мысли законодателя, несоответствие между содержанием и формой изложения. Буквальная интерпретация подразумевает соответствие смысла нормы права ее формальному выражению, закрепляет единство буквального текста и действительного смысла акта. Ограничительная интерпретация является исключением из общего правила, где не происходит распространение действия нормы права на новый круг общественных отношений. Расширительная интерпретация позволяет урегулировать те отношения, которые фактически не были охвачены смыслом нормативного акта, хотя законодатель их подразумевал. Отличие расширительной интерпретации от аналогии закона состоит в том, что в случае аналогии законодатель не имеет намерения урегулировать определенную группу общественных отношений, и не вкладывает их в смысл закона или буквальный текст. Какое бы толкование не было, ее результатом должна быть полная определенность смысла нормы права, которая заключается в его точности, конкретности, отсутствии разночтения.
3. Юридическая практика
Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов права по принятию, толкованию и применению норм права, рассматриваемая в единстве с имеющимся правовым опытом. Деятельность выступает как динамичный аспект, а практика как статика в рассматриваемом явлении. Существует три точки зрения на понимание юридической деятельности. Первая, общая, рассматривающая юридическую практику как совокупность деятельности и опыта. Вторая и третья, частные, рассматривающие юридическую практику лишь с позиции юридической деятельности или только правового опыта. Признаки юридической практики: формируется на основе норм права, связана с правовой культурой, является частью правовой системы, порождает правовые обычаи. Деятельность, как часть структуры юридической практики, включает: объект, субъект, действие, результат. Опыт, как часть структуры, делится на: позитивный и негативный, в зависимости от характера последствий. Значимостью юридической практики является ее информационная и конкретизирующая функции, позволяющие исследовать государственно-правовые явления в ретроспективе. Юридическая практика подразделяется на виды в зависимости от различных критериев, например в зависимости от субъектов права на законодательную, исполнительную, судебную, следственную, нотариальную и др.
Лекция 29. Механизм правового регулирования
Вопросы:
1. Понятие, признаки и виды правовых средств
2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды
4. Стимулы, ограничения, льготы, поощрения в механизме правового регулирования
5. Эффективность правового регулирования
1. Понятие, признаки и виды правовых средств
Средство является связующим звеном между субъектом и объектом деятельности, между идеальной целью и материальным результатом. Рассмотрение правовых средств, связано с определенным, инструментальным подходом к пониманию права. Правовые средства - это совокупность правовых явлений и технологий, обеспечивающих достижение социально значимых целей правового регулирования общественных отношений. Например, к правовым средствам относятся: правовые нор
мы, принципы права, акты реализации прав и обязанностей, гражданско-правовые договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и др. Конкретная совокупность правовых средств, придает определенную специфику различным отраслям и институтам права. Признаки правовых средств: направлены на достижение целей правового регулирования; обеспечиваются государством; обобщают собой все юридические способы обеспечения интересов субъектов права; выражают юридический потенциал права; выступают основными элементами механизма правового регулирования; приводят к конкретным юридическим последствиям. В зависимости от критерия классификации существуют разновидности правовых средств: конституционные, гражданские, административные (критерием выступает отраслевая принадлежность), материальные и процессуальные (характер правового регулирования), регулятивные и охранительные (функциональное значение), стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности) в зависимости от информационно-психологической направленности. Необходимость существования различных юридических средств, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером общественных интересов, урегулировать которые исключительно одним конкретным правовым способом невозможно.
2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, воздействующих на общественные отношения с целью их беспрепятственного урегулирования. Механизм правового регулирования позволяет выделить основные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других. Целью механизма правового регулирования является, с одной, содержательной стороны, свободная реализация правовых интересов в обществе, а с другой, формально-юридической стороны, воздействие всей системы правовых средств на регулируемые отношения. В механизме правового регулирования выделяют следующие элементы: 1) норма права
; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей (в форме соблюдения, исполнения, использования); 5) акт применения права.
3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
Правовой режим - это определенное сочетание правовых средств создающее порядок правового регулирования свойственный конкретной области общественных отношений. Правовые режимы позволяют точнее реагировать и учитывать особенности различных субъектов и объектов права, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Признаки правового режима: 1) устанавливается в законодательстве и обеспечивается государством; 2) создает конкретное специфическое регулирование свойственное только данной области общественных отношений; 3) представляет собой сочетание правовых средств и особый порядок правового регулирования. В зависимости от различных критериев, правовые режимы классифицируются на: конституционный, административный, земельный и другие режимы (критерий - предмет правового регулирования); материальные и процессуальные (юридическая природа режима); валютный, таможенный, пошлинный (содержание правового режима); беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и др. (в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается); режим особого регулирования и особой охраны (функциональная специфика права); законный и договорной (форма выражения); общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные (уровень юридической значимости; внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, ответных экономических санкций) в зависимости от сфер использования.
4. Стимулы, ограничения, льготы, поощрения в механизме правового регулирования
Стимулы и подобные регуляторы общественных отношений подробно рассматриваются А.В. Малько. По его мнению, правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Признаки реализации правовых стимулов:
связанность с благоприятными условиями, а иногда со снижением мер материального лишения; расширяют объем возможностей правовой свободы; направлены на формирование положительной правовой мотивации; предполагают повышение положительной активности; выполняют функцию развития общественных связей. Виды правовых стимулов: по элементу структуры нормы права А.В. Малько выделяет юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция); по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); по времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); по содержанию - материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов иных субъектов и общественных интересов. Признаками реализации правовых ограничений являются: связанность с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний ит. п.; обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение отрицательной активности; направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: по элементу структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция); по предмету правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т. п.; по объему - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в