Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридическо­го дела на основе правовой нормы, регулирующей сходные отношения. Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и идеологического смысла заложенного в праве. Аналогия права применима лишь в том случае, когда невозможно использование аналогии закона. В этом случае важную роль играют принципы права (справедливость, равенство, свобода), поэтому правоприменитель основывается на собственном право­сознании, а мотивированное решение по делу может обосновываться общими принципами, закрепленными например, в демократической конституции государства. Применительно к уголовному и административному праву аналогия исключа­ется.

Юридические коллизии - это противоречия между право­выми актами, нормами права, регулирующими одни общественные от­ношения. Коллизии неизбежны ввиду постоянно развивающегося законодательства, которое частично или полностью вступает в противоречие с предыдущими нормами. Это объективная причина коллизий. Субъективной причиной выступает невысокая грамотность законодателя, непоследовательная системати­зация и др. Они вносят в правовую систему несогласованность, затрудняют использование законодательства. Существует несколько способов разрешения коллизий: принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений, систематизация законодательства, референдум, деятельность судов, работа согласительных комиссий, толкование и др.

В зависимости от вида коллизий решается вопрос о порядке его разрешения. Если коллизия между Конституцией и всеми иными актами, то она разреша­ется в пользу Конституции. Если между законами и подзаконными актами, то разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы. Если между общефедеральными актами и актами субъектов федерации, то действует акт субъекта, если он принят в пределах ведения субъекта, и действует общефедеральный акт, если вне пределов ведения. Если между актами одного и того же органа, то применяется
позже принятый акт. Если между актами, принятыми разными органами, то применя­ется акт, обладающий более высокой юридической силой. Если между общим и специальным актом, то действует общий, если они приняты разными органами. Если коллизия между двумя специальными актами, то решается вопрос об уточнении компетенций двух специальных органов издавших акты.

Лекция 28. Толкование права
Вопросы:

1. Понятие толкования права

2. Способы толкования

3. Юридическая практика
1. Понятие толкования права

Толкование права - это деятельность, направленная на выявление воли законодателя, заложенной в тексте нормы права. Толкование является одной из стадий процесса применения норм пра­ва, но оно может выступать и как самостоятельный акт, преследую­щий цель укрепления законности. Толкование правовых норм занимает существенное место в реализации права, особенно в процессе правоприменительной деятельности. Причиной тому является сложность перевода текстуальной формы права в смысловую форму. Если при установлении норм права происходит воплощение воли законодателя в тексте нормативно-правового акта, то правоприменительная деятельность требует обращение этого процесса «вспять». Причем, особую сложность вызывают так называемые субъективные факторы - индивидуальные особенности правоприменителя (личное мнение, политическая позиция, образовательный уровень), ведущие к понятийному разнообразию по поводу одной нормы права. Поэтому в настоящее время большинство принимаемых законов имеют встроенный в текст закона понятийный аппарат с раскрытием смысла используемых терминов. Объективные факторы (историко-политические условия, социальная обстановка в стране) тоже играют важную роль, но их влияние на понимание воли законодателя более единообразно.

Норма права, являясь общим правилом поведения, должна иметь единое понятийное выражение среди большинства субъектов права. По этой причине в последнее время стало хорошей традицией при принятии нового, например, закона, указывать и раскрывать понятийный аппарат используемый законодателем при формировании нормативно-правового акта. Данная юридическая новация ведет к минимизации расхождений в толковании права, что положительно сказывается на правоприменительном процессе. Однако норма права по своей сущности общим правилом поведения, регулирует многие частные случаи. В этой связи, применительно к конкретике ситуации и действительности

, возникает необходимость толковать нормы права в применении к отдель­ному случаю.

Термин «толкование» употребляется в трех значениях: 1) уяснение смысла и содержания нормы права правоприменителем (для себя); 2) разъяснение смысла и содержания нормы права путем принятия актов какими-либо государственными органами, высказываний отдельных лиц с целью пояснения нормы права (для других); 3) интерпретация означает выявление соотношения объема толкуемой нормы права с объемом текста, его буквальным смыслом.

2. Способы толкования

Уяснение смысла и содержания нормы права достигается при помощи определен­ных способов: грамматического (филологического), логического, систематического, историко-политического, специально-юридического. Грамматический (филологический) способ выступает начальным приемом уяснения правовой нор­мы. Он состоит, прежде всего, в определении смысла отдельных слов, их словосочетаний, предложений (установлении лексической связи между ними). При этом широко используются правила русской речи, хотя анализ текста нормы права может потребовать наличия специальных юридических знаний в отношении категорий, понятий и оп­ределений юридических терминов. Логический способ выступает следующим этапом в уяснении сути правовой нормы и обозначает исследование логи­ческой структуры отдельных положений нормативного акта. Предметом анализа выступает совокупность слов и их соот­ношение между собой, с целью уяснения их смыслового взаимовлияния. Например, если два слова состоят в логической связке союза «и», то для применения этой нормы требуется одновременное наличие обо­их условий, признаков, обозначаемых связанными словами или предло­жениями. Если слова, словосочетания связаны союзом «или», то логически можно толковать это, как достаточное наличие хотя бы одного условия или признака для законного применения нормы права. При этом определяется смысловой коридор допустимых верхних и нижних границ в логическом понимании нормы права. Систематический способ помогает уяснить смысл нормы права рассмотрев ее системную связь с иными нормами права. Выяснение такой связи необходимо потому, что в других
нормах могут быть установлены, например, какие-либо исключения из общего правила. Такое соотношение между нормами права позволяет объективно выявить подлинный смысл, скрывающийся в комплексности правового воздействия на регулируемых общественных отношениях. Историко-политический способ направлен на выявление конкретно-исторических условий (экономических, соци­альных, политических), повлиявших на принятие нормы права. Такой подход позволяет рассмотреть и учесть смысл нормы права под углом стратегических задач государственного развития, качественно выразить первичную государственную оценку фактических обстоятельств и в рамках закона содержать политически и практически целесообразное для конкретного случая решение. Пренебрежение историко-политическим способом ведет к формализму в праве, игнорированию внешних факторов в оценивании ситуации и необъективности толкования права. Общественные отношения эволюционируют и то, что ранее было правонарушением, сегодня может выступить как правомерное поведение. Специально-юридический способпозволяет исследовать тех­нико-юридические средства изложения воли законо­дателя в тексте нормы права. Данный способ основан на специальных юридических знаниях, прежде всего юридической техники. Специально-юриди­ческое толкование включает в себя виды: 1) нормативное толкование, обозначающее степень урегулированности конкретного правила поведения; 2) конструктивное толкование, обозначающее особенность юридической конструкции документа, например, при толковании норм договора важно знать, какой это договор – трудовой или гражданско-правовой; 3) отнесение толкуемой нормы права к определенной отрасли права; 4) терминологическое толкование, обозначающее раскрытие смысла юридического понятия через его определение.

Разъяснение нормы права, в отличие от уяснения, происходит с целью доведения смысла нормы права для других – т.е. разъяснить ее суть для широкого круга людей. Разъяснение дается компетентным государственным органом, управомоченной органи­зацией или конкретным лицом. Юридическая значимость разъяснения зависит от субъекта толкования и различается на официальное и неофициальное. Официальное разъяснение юридической нормы является обязательным для подчиненных органов и должностных лиц (разъяснение норм Верховным судом РФ), а в некото
рых случаях выступает общеобязательным для всех (официальным легальным толкованием, например, отдельного Министерства). Официальное разъяснение, даваемое государственными органами, имеет общеобязательную силу в тех случаях, когда конкретный орган наделен специальной компетенцией издавать ин­струкции и разъяснения по применению законодательства в определенной области общественных отношений. Разъяснение может происходить органом, принявшим норму - аутентичное толкование, или другим уполномоченным органом. Официальное разъяснение имеет разновидности - нормативное и казуальное. Нормативное имеет общий характер, общеобязательное тол­кование, сохраняющее свою силу для всевозможных случаев применения нормы права. Необходимость такого толкования возникает в связи с неясностью вступившего в силу закона, таким текстуальным выражением воли законодателя, которое позволяет по-разному понимать смысл нормы, а также с целью упреждения неверного понима­ния закона. Нормативное толкование, исходящее от законодателя имеет высшую юридиче­скую силу. Правительство может толковать лишь нормативно-правовые акты органов исполнительной власти. Пленум Верховного Суда РФ обобщает судебную практику и дает судам, другим органам, должностным лицам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при судебном рассмотрении, но только в рамках компетенции суда. Казуальное толкование является официальным обязательным разъ­яснением нормы права применительно к конкретике жизни, отдельному случаю, казусу. Оно имеет силу только в отношении конкретного дела, поэтому не рас­пространяется на иные, даже похожие дела (приговор, решение суда). Любой орган, применяющий нормы права, может дать ка­зуальное толкование. Неофициальное разъяснение осуществляется лицами, официально не наделенными необходимыми полномочиями, поэтому оно не име­ет юридической силы. Смысл неофициального разъяснения состоит в том, чтобы выразить мнение ученых-теоретиков или юристов-практиков по поводу толкования нормы права. На такое толкование нельзя ссылаться при офици­альной мотивировке выносимого распоря­жения, оно скорее служит росту правосознания, правовой культуры, воспитанию