Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возрасте от 14 до 18 лет); по времени действия - постоянные (установленные зако­ном избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); по содержанию - материально-правовые (лишение пре­мии) и морально-правовые (выговор).

Правовая льгота - это правомерное облегчение положе­ния субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собст­венные интересы и выражающиеся в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ) и в освобожде­нии от обязанностей. Признаки правовых льгот: связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятель­ности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов (однако, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычай­ного положения, освобождение иностранцев от воинской служ­бы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели); представляют собой специфические исключения из об­щих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера); в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетент­ными органами в нормативных актах в соответствии с демокра­тическими процедурами нормотворчества. Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (направлены на создание примерно равных воз­можностей в развитии лиц неравных в силу биологических и социальных причин) и стимулирующую (побуждают к отдельным видам общест­венно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные ус­ловия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприят­ные последствия. Признаки правовых поощрений: заслуженность - добросовестный право­мерный поступок, связанный со «сверхисполнительностью» субъек­та своих обязанностей; добровольность, поскольку в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощре­ние жестко не предписывает тот или иной вид социально цен
ного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ступка в форме вознаграждения (для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения - юридиче­ские, с соответствующими количественными и качественными характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг); взаимовыгодность их как для субъекта, так и для обще­ства (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями); выступают в качестве юридического стимула, как пра­вило, самого действенного по сравнению с субъективными пра­вами, рекомендациями, льготами и др. Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следую­щими особенностями: сопряжена с социально-активным поведением, с осу­ществлением позитивных обязанностей; выражает добросовестное отношение лица к своему долгу; является правомерным поведением; связана со «сверхисполнительностью» лица своих обязанно­стей, воплощаю­щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по сво­им масштабам итоги обычных действий; является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (бо­лее того, характер и степень заслуг определяют вид поощ­рения).

Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство); 2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуж­дает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствова­нию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-поли­тическую активность (мотивация построена на основе привле­кательных и заранее обещанных благоприятных последствий); 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, со­держат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управ­ления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними; 4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган

дает официальную положительную оценку чьего-либо заслу­женного поведения, публично признает и одобряет его, отража­ет степень его полезности для общества, выделяет лучших субъ­ектов, достойных поощрения; 5) гарантирующую, с помощью которой поощрения созда­ют благоприятные условия для укрепления дисциплины и по­рядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей); 6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов; 7) воспитательную, с помощью которой поощрение, созда­вая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они использу­ются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по: предмету правового регулирования - на административ­ные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (на­граждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (дос­рочное освобождение из мест лишения свободы) и др.; их юридической природе - на материально-правовые (на­граждение именным оружием) и процессуальные (вознаграж­дение свидетеля за предоставление особо ценной информации); сфере использования - на поощрения в области литера­туры, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и др.; применяющим их субъектам - на государственные (пре­зидентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосу­дарственные (муниципальные и пр.); форме связи с благом - на предоставляющие дополни­тельные блага (награждение ценным подарком, медалями и ор­денами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания); содержанию - на финансово-экономические (выдача де­нежной премии), моральные (объявление благодарности) и ор­ганизационные (присвоение в органах внутренних дел специ­ального звания на одну ступень выше предусмотренного по за­нимаемой штатной должности); иерархии - на общефедеральные, региональные, локаль­ные; уровню - на высшие (государственные награды) и обыч­ные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета); связи с конкретной профессиональной деятельностью - на
профессиональные (присвоение почетного звания "Заслужен­ный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и др.

Правовое наказание - это форма и мера юридического осу­ждения виновного в, противоправном поведении, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничива­ется, чего-то лишается. Признаки поощрений и наказаний в некоторых моментах схожи: являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; для них установлены определенные процедуры - фор­мы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощре­ния и наказания; обеспечиваются мерами государственной защиты, гаран­тируются законом; выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанно­стей); связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание; для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, вы­разившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее нака­занию. Однако есть и различия между поощрением и наказанием: если поощрение как заслуженная мера призвано под­крепить положительное поведение, характеризующее позитив­ные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от пра­вонарушений; если меры поощрения связаны с элементами взаимопо­лезности общества и субъекта, то меры наказания - с элемен­тами взаимовредности; если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрица­тельные эмоции; по-разному проявляется связь с благом, ценностями - если при поощрении субъекту предоставляется определен­
ная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценно­стей; если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы; при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощ­рениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

5. Эффективность правового регулирования

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, воздействующих на общественные отношения с целью их беспрепятственного урегулирования. Любой управленческий процесс, в том числе механизм правового регулирования имеет целью оптимизацию и эффективность правового воздействия. В этой связи возникает вопрос об эффективности правового регулирования. Эффективность правового регулирования - это соотноше­ние между цельюправового регулирования и достигнутым ре­зультатом. В современных условиях можно выделить следующие направления в повышении эффективности правового регулирования: совершенствование правоустановительной деятельности, в процессе которой наиболее полно будут выражаться общественные интересы. Учет закономерностей, в рамках которых планируется действие новых нормативно-правовых актов, позволит создать такое положение, когда закон выгод­нее будет соблюдать, чем нарушать. Обеспеченность права реальным механизмом его осуществления. Минимизация правонарушений, что может быть достигнуто повышением уровня правовой культуры, правосознания, правомерного поведения, образовательного уровня, экономического благосостояния граждан, снятии национальных проблем и многих других факторов. Однако эффективность правового регулирования не должна быть поставлена на службу «букве закона», она должна учитывать «дух закона», иметь в современных условиях одну главную, комплексную цель – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Причем, недопустимо использовать свое право в ущерб интересам других лиц.

Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина
Вопросы:

1. Понятие законности, дисциплины

2. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком