ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возрасте от 14 до 18 лет); по времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); по содержанию - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ) и в освобождении от обязанностей. Признаки правовых льгот: связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (однако, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели); представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера); в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества. Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (направлены на создание примерно равных возможностей в развитии лиц неравных в силу биологических и социальных причин) и стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Признаки правовых поощрений: заслуженность - добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнительностью» субъекта своих обязанностей; добровольность, поскольку в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально цен
ного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг); взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями); выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и др. Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими особенностями: сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей; выражает добросовестное отношение лица к своему долгу; является правомерным поведением; связана со «сверхисполнительностью» лица своих обязанностей, воплощающееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий; является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).
Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство); 2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий); 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними; 4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган
дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения; 5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей); 6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов; 7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по: предмету правового регулирования - на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и др.; их юридической природе - на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); сфере использования - на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и др.; применяющим их субъектам - на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); форме связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания); содержанию - на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности); иерархии - на общефедеральные, региональные, локальные; уровню - на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета); связи с конкретной профессиональной деятельностью - на
профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и др.
Правовое наказание - это форма и мера юридического осуждения виновного в, противоправном поведении, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается. Признаки поощрений и наказаний в некоторых моментах схожи: являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; для них установлены определенные процедуры - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание; для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию. Однако есть и различия между поощрением и наказанием: если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений; если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности; если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции; по-разному проявляется связь с благом, ценностями - если при поощрении субъекту предоставляется определен
ная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей; если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы; при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
5. Эффективность правового регулирования
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, воздействующих на общественные отношения с целью их беспрепятственного урегулирования. Любой управленческий процесс, в том числе механизм правового регулирования имеет целью оптимизацию и эффективность правового воздействия. В этой связи возникает вопрос об эффективности правового регулирования. Эффективность правового регулирования - это соотношение между цельюправового регулирования и достигнутым результатом. В современных условиях можно выделить следующие направления в повышении эффективности правового регулирования: совершенствование правоустановительной деятельности, в процессе которой наиболее полно будут выражаться общественные интересы. Учет закономерностей, в рамках которых планируется действие новых нормативно-правовых актов, позволит создать такое положение, когда закон выгоднее будет соблюдать, чем нарушать. Обеспеченность права реальным механизмом его осуществления. Минимизация правонарушений, что может быть достигнуто повышением уровня правовой культуры, правосознания, правомерного поведения, образовательного уровня, экономического благосостояния граждан, снятии национальных проблем и многих других факторов. Однако эффективность правового регулирования не должна быть поставлена на службу «букве закона», она должна учитывать «дух закона», иметь в современных условиях одну главную, комплексную цель – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Причем, недопустимо использовать свое право в ущерб интересам других лиц.
Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина
Вопросы:
1. Понятие законности, дисциплины
2. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком
Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ) и в освобождении от обязанностей. Признаки правовых льгот: связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (однако, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели); представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы - это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера); в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества. Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (направлены на создание примерно равных возможностей в развитии лиц неравных в силу биологических и социальных причин) и стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).
Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Признаки правовых поощрений: заслуженность - добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнительностью» субъекта своих обязанностей; добровольность, поскольку в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально цен
ного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий); юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками - мерой, зависимыми от степени заслуг); взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями); выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и др. Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими особенностями: сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей; выражает добросовестное отношение лица к своему долгу; является правомерным поведением; связана со «сверхисполнительностью» лица своих обязанностей, воплощающееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий; является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).
Правовые поощрения выполняют следующие функции: 1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство); 2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий); 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними; 4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган
дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения; 5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей); 6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов; 7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по: предмету правового регулирования - на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и др.; их юридической природе - на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); сфере использования - на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и др.; применяющим их субъектам - на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); форме связи с благом - на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания); содержанию - на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности); иерархии - на общефедеральные, региональные, локальные; уровню - на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета); связи с конкретной профессиональной деятельностью - на
профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и др.
Правовое наказание - это форма и мера юридического осуждения виновного в, противоправном поведении, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается. Признаки поощрений и наказаний в некоторых моментах схожи: являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; для них установлены определенные процедуры - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей); связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание; для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию. Однако есть и различия между поощрением и наказанием: если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений; если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности; если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции; по-разному проявляется связь с благом, ценностями - если при поощрении субъекту предоставляется определен
ная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей; если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы; при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
5. Эффективность правового регулирования
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, воздействующих на общественные отношения с целью их беспрепятственного урегулирования. Любой управленческий процесс, в том числе механизм правового регулирования имеет целью оптимизацию и эффективность правового воздействия. В этой связи возникает вопрос об эффективности правового регулирования. Эффективность правового регулирования - это соотношение между цельюправового регулирования и достигнутым результатом. В современных условиях можно выделить следующие направления в повышении эффективности правового регулирования: совершенствование правоустановительной деятельности, в процессе которой наиболее полно будут выражаться общественные интересы. Учет закономерностей, в рамках которых планируется действие новых нормативно-правовых актов, позволит создать такое положение, когда закон выгоднее будет соблюдать, чем нарушать. Обеспеченность права реальным механизмом его осуществления. Минимизация правонарушений, что может быть достигнуто повышением уровня правовой культуры, правосознания, правомерного поведения, образовательного уровня, экономического благосостояния граждан, снятии национальных проблем и многих других факторов. Однако эффективность правового регулирования не должна быть поставлена на службу «букве закона», она должна учитывать «дух закона», иметь в современных условиях одну главную, комплексную цель – наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Причем, недопустимо использовать свое право в ущерб интересам других лиц.
Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина
Вопросы:
1. Понятие законности, дисциплины
2. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком