Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 6. Понятие, признаки, сущность государства

Вопросы:

1. Понятие и признаки государства

2. Подходы к пониманию сущности государства

1. Понятие и признаки государства

Государство – организация публичной политической власти на определенной территории, располагающая аппаратом принуждения и монополией на законодательную деятельность. Признаки государства: территория, население, публичная власть, суверенитет, право (законы), налоги, монополия на принуждение. Кратко раскроем содержание признаков.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность конкретному государственно-организованному обществу определённой части планеты: земли, суши, недр, моря, воздушного пространства, а также границы, прилегающие к территории, их особый режим. Например в Конституции Российской Федерации сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ст. 67).

Население - характеризует совокупность и принадлежность людей (граждан) к данному государству на условии устойчивой правовой связи. Именно через население происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - государства. государство объеди­няет своей властью всех людей населяющих его тер­риторию, независимо от принадлежности к роду, племени, национальному меньшинству.

Публичная власть означает наличие у государства особого политического аппарата управления выделенного из общества, осуществляющего управление государством, единственно представляющего всё общество в целом, действующая от его имени. Налоги (система налогов, податей, займов обеспечивающих финансирование государственных органов) - материальная основа для деятельности всего государства, выражается в регулярных, законных отчислениях в государственную казну части своих доходов. Право – система норм, в том числе юридических, официально регулирующих отношения в государстве. Монополия на принуждение – силовое средство, необходимое для обеспечения общеобязательности велений государства в отношении всего населения страны.
Суверенитет - присущее государству абсолютное верховенство власти на своей территории и независимость в международных отно­шениях. Данный признак характери­зует государство как особый субъект политических отношений, основообразующий компонент политической системы общества. В обществе власть может иметь разновидности: корпоративная, партийная, семейная, религиозная и др., однако высшей вла­стью обязательной для всех граждан, органи­заций и учреждений, обладает только государство. Суверенитет обозначает, что в пределах государственных границ, государство само определяет отноше­ния с другими государствами, а последние не вправе вмеши­ваться в его внутренние дела. Сувере­нитет (его характеристики) не зависит от величины территории, численности на­селения, политического режима. Признаки верховенства государственной власти: 1) безусловное распространение на всех граждан и все со­циальные структуры общества; 2) монополия на силовые методы, вплоть до лишения жизни; 3) осуществление властных полномочий в юридических формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) главенствующая роль в отношении пересмотра нормативных актов других субъектов права. Суве­ренитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты. Экономический аспект выражается во владении и распоряжении территорией, наличием государственной собственности, культурным и национальным достоянием. Политический аспект заключается в суще­ствовании и развитии организации власти исторически сложившегося государства. Правовой аспект закрепляется в основном законе государства (конституции), законодательстве, декларациях, общепризнанных принципах и нормах ме­ждународного права, заключенных международных договорах.

Суверенитет — качественное свойство любого госу­дарства. Однако абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку госу­дарства взаимозависимы в торговле, дипломатических и иных отношениях, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. Такое возрастание имеет характерную черту - распределение влияния некоторых государств сопровождается стремлением стать сверхдержавой и обрести возможность управлять различными процессами внутри других государств. Проще говоря, влиять на их право и суверенитет. Поэтому, когда например, говорят об экономи­ческом суверенитете государства, то имеют в виду не его экономиче­скую изолированность от других членов международного сообщества, а лишь возможность (термин право к сожалению не отражает истинного положения вещей) определять свою экономическую политику с учетом наличного влияния. Доказательством тому следующий факт. На сегодня даже в одной из самых развитых стран - США около 7 % всей собственности принадлежит Саудовской Аравии (По документальным источникам американского исследователя Майкла Мура цена ее составляет примерно 670 млрд. $). Это огромные деньги и соответствующие собственники - граждане, организации несомненно влияют на политические и экономические решения принимаемые в США. В России ситуация осложнена недостатком денег, зависимостью бюджета государства от мировых цен на газ, золото и нефть. А эти показатели нестабильны, поэтому, например политические решения нашего государства часто отталкиваются от сложившейся экономической конъюнктуры.



2. Подходы к пониманию сущности государства

Сущность (в отношении любого явления) - это совокупность наиболее существенных, первостепенных и неизменных свойств, которые предопределяют второстепенные характеристики изучаемого явления. Определение сущности государства означает выявление характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Поскольку отношения в государстве строятся в первую очередь на властной основе, постольку сущность государства – это организация публичной политической власти, выражающая чьи-либо интересы. Кажущаяся неконкретность формулировки «чьи-либо интересы» используется неслучайно и означает объемный смысл позволяющий вместить в себя многообразие выражаемых интересов. Например, одного человека - в случае монархии, нескольких в случае аристократии или интересы всех в случае демократической республики. Поэтому, в сущности можно выделить формальную сторону и содержательную. Формальная сторона сущности государства - организация власти, содержательная сторона - кому власть служит.

Есть два основных подхода в изучении содержательной сущности государства (классовый и общесоциальный). Классовый подход состоит в том, что государство является средством поддержания господства одного клас­са над другим, причем меньшинства над большинством. Соответственно сущ­ность такого государства заключается в первоочередном обеспечении интересов господствующего класса, второстепенном удовлетворении интересов других, что вызывает недовольство, подавляемое с помощью насилия и диктатуры. Поскольку сущность предопределяет иные характеристики государства, то цели, задачи, функции таких государств непременно основаны на чьей-либо диктатуре. Классовый подход в рассмотрении сущности государства раскрывает различный характер государственной власти.

Классовый подход, примером служат древние Афины и Рим где классовая принадлежность власти сомнений не вызывает. Власть принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов. В феодальном обществе власть находится в руках класса феодалов - земельных собственников, а крестьяне не имеют до­ступа к власти, в значительной мере лишены юридических
прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. В буржуазном государ­стве формально все люди равны перед законом, обладают равны­ми правами, что закрепляется юридически в декларациях и кон­ституциях. Фактически - в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образова­тельный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реаль­ная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии. В восточных государствах власть находилась в руках верхушки бюрокра­тического чиновничьего аппарата. Поэтому она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти.

Классовый подход дает возможность выявить сущест­венные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть (восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и револю­ционное движение рабочих в России). Однако, установление классового (сословного) характера государственной власти позволяет уяснить лишь часть проблем в сущности государства, поэтому необходимо уделить внимание общесоциальному аспекту в сущности государства.

Такой подход рассматривает общество с позиции его единства, несмотря на часто возникающие в нем социальные противоречия. Ведь рабы не могут существовать вне отношений с рабовладельцами, крестьяне – без феодалов, рабочие - без капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс вынужден заботиться (вопрос лишь в мере заботы) об угнетенных, эксплуатируемых слоях населения, ведь в государстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы и интересы всего общества. Именно степень заботы является тем критерием (общесоциальным) который позволяет рассмотреть сущность государства под новым углом зрения, но в комплексе с классовым подходом.

Общесоциальный подход состоит в том, что государство является средством выражения общечеловеческих и общесоциальных интересов. Сущность такого государства заключается в учете наиболее общих интересов при осуществлении власти. Соответствующие государственные цели, задачи и функции основаны на признаке всеобщности интересов. Государственные органы в этом случае являются не орудием подавления сопротивления, а
средством реализации общих дел, инструментом достижения согласия интересов и поиска компромиссов. Общесоциальный аспект может проявиться и в классовом обществе как вынужденная уступка революционным требованиям большинства населения ради сохранения (качественно измененной) власти капиталистического меньшинства.

Проблемный аспект темы

В сущности государства в зависимости от исторических условий приоритетным может быть либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататор­ских государств, либо общесоциальное (компромисс). Соотношение указанных сторон сущности государства имеет одну примечательную особенность - усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени классовая сторона государства имеет значение в рабовладель­ческом обществе, соответственно общесоциальная роль минимальна. В современном, правовом государстве, преобладают общесоциальные интересы, а классовые имеют минимальное значение. В последнее время в связи с развитием современных посткапитали­стических и постсоциалистических обществ эти два аспекта сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Исключить полностью какой-либо аспект из сущности государства нельзя, они оба отражают объективную реальность, находя разное сочетание в различных исторических условиях. Однако, общечеловеческое в последнее время доминирует в развитии государств. Сущность современного государства можно охарактеризовать с содержательной и формальной стороны. По содержанию оно выступает средством социального компромисса, по форме является правовым. Соответственно в сущности правового государства содержанием выступает развитое, инициативное гражданское общество, а формой является формирующееся правовое государ­ство.
Лекция 7. Понятие, признаки, сущность права
Вопросы:

1. Понятие и признаки права

2. Сущность права
1. Понятие и признаки права

Рассматривая право с учетом интегративного подхода, в юридическом, современном смысле, утверждается, что оно может быть представлено как объективное и субъективное. Право в объективном