ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовая идея, воплощенная в норме (законе, правовом обычае, нормативном договоре, принципах права) и фактических правомерных действиях. Таким образом, право, как явление, объективно обусловлено, отвечает требованиям социальной справедливости, поддерживается авторитетом и принудительной силой государства, выступает системой нормативной регуляции воплощенной в поведении. Интегративный подход не исключает иное понимание права, однако именно на его основе происходит методологическое сближение различных концепций права, что положительно сказывается на полноте и всесторонности научного анализа исследуемых правовых явлений.
Многозначность определений права – это проблема теории государства и права, философии права и причина множества правопонимания. Добиться единого, однозначного, абсолютно истинного определения права невозможно, как нельзя получить идеальное знание в «конечной инстанции» (познание безгранично).
Лекция 8. Функции государства
Вопросы:
1. Понятие функций государства
2. Классификация функций государства
3. Осуществление функций
1. Понятие функций государства
Функциями в философском смысле является внешнее проявление внутренних свойств (сущности) какого-либо явления в определенной системе отношений. В своем юридически адаптированном виде понятия «функция» и «функционирование» применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. поэтому, в теории государства и права общепринятой является следующая трактовка. Цели и задачи государства, его сущность определяют функции. Функции государства – основные направления и формы деятельности государства, выражающие его сущность. Существуют и другие расширительные или ограничительные толкования функций государства, однако это отражает лишь конкретику и реальность воздействия механизма государства на развивающиеся общественные отношения. В то время как, понятия «деятельность» и «сущность» являются неизменными составляющими определений функции государства и закрепляются в большинстве научных позиций. Причем стоит провести четкую границу в понимании данного явления – рассматривается не сама государственная деятельность во всем ее многообразии, а лишь основные ее направления. Наличие в определении слова «формы» обусловлено выражением формальных аспектов явления – проявлением логической взаимосвязи функций и сущности как формы и содержания.
Государство по отношению к обществу выступает управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство не может позволить себе быть пассивным, оно всегда активно действует и располагает для этого массой государственных органов. Государство активно, поскольку это организация власти. В эксплуататорских обществах активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, вплоть до военного подавления угнетенных классов. С точки зрения воздействия на экономические отношения государство может играть двоякую роль - либо активно содействовать развитию определенных отношений, либо активно и сознательно их ограничивать. Например, государство выступало противовесом в отношении развития и прогресса экономических отношений в эпоху эволюционной смены феодализма и развития капиталистического производства.
Другие примеры, например Россия начала 90-х годов выступила инициатором развития новых форм экономических отношений, и тем самым вынудила неподготовленную массу населения принять перестроечные процессы в экономической сфере (свободная торговля, предпринимательство, приватизация).
Сферы государственной деятельности многообразны и зависят не только от сущности государства, но и от конкретно-исторических условий, в которых функционирует государство. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику не остается неизменной на отдельных этапах развития государства. Если в результате эволюционного развития общественных отношений, отмечает С.А. Комаров, «к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства». В определенные периоды может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и функциональные изменения, на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Например, функция обороны нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. или функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).
Таким образом, в теории государства и права категория «функция государства» отражает реальный процесс его жизнедеятельности, но непременно связанный с сущностью государства. Поэтому различное содержание функций государства сказывается на различных подходах к их классификации с объективным желанием полнее отразить объем явления. Функции исполняют роль выразителей цели. В них воплощается функциональная деятельность в форме регулятивно упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Специфика и смысл этого процесса в организации, реализации и защите определенного (социально и исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни людей. Функции являются формой решения сущностных государственных целей и задач.
Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только направлений (форм) деятельности, но и социального предназначения государства. Классовые функции осуществляются в интересах господствующего класса - охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и др. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе господствующей элиты и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных систем, крупных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ). Л. А. Морозова убеждена, что общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения.
2. Классификация функций государства
Ввиду разнообразия мнений классификация функций государства представлена на виды по следующим основаниям:
1. продолжительность существования (постоянные, временные);
2. социальная значимость (для всего общества, аппарата управления, социального слоя);
3. сфере применения (политические, идеологические, экономические, социальная, экологическая);
4. форма реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
5. учета принципа разделения властей (правоустановительные, правозащитные, правореализаторские);
6. территориального масштаба реализации (федеральный, региональный, местный);
7. принадлежности к типу государства (рабовладельческие, феодальные, капиталистические или этнические, сословные, индивидуалистические, гуманитарно-правовые, унификационные)
8. источникам возникновения (из классовых противоречий, из потребностей всего общества);
9. направленности решаемых целей и задач (внутренние и внешние);
10. степени важности (основные и не основные).
Последний подход не только желателен, но и объективно необходим по той причине, что функции далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы, в условиях повседневной жизнедеятельности и чрезвычайных условиях. Например, до начала 1930-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов.
Рассмотрение абсолютно всех позиций вряд ли продуктивно для качественного усвоения материала, поэтому подробно рассмотрим только две классификации. Изучение одной из них будет иметь современный, наиболее общий научный характер в отношении государственно-организованного общества, а изучение другой - новой классификации будет опосредовано современным пониманием эволюционного развития общества и формированием правового государства. Поэтому в первом случае это функции: экономическая, идеологическая, политическая, социальная, экологическая, а во втором: правоустановительная, правореализаторская, правозащитная.
Общепринятая классификация функций предполагает следующие виды. Экономическая -обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны и развития существующих форм собственности, сбора налогов, организации внешнеэкономических связей и др. Политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, разрешение сопротивления противоборствующих социальных сил, ох
рана суверенитета государства от внешних посягательств. Социальная -охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта (МРОТ, ГОСТы и др.). Идеологическая -поддержание определенной идеологии, в том числе светской (правовой) осуществляющей пропаганду образования, развития науки, культуры и искусства, соблюдения законов и др. Экологическая –природоохранительное направление и форма деятельности, возникшая как адекватный ответ на стремительное ухудшение климата на планете, истощения природных запасов, потенциальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятельности человека.
Однако, если говорить про Россию, то названные функции нося универсальный смысл, могут быть дополнены еще одной – демографической (самостоятельной или структурно подчиненной политической функции). Это утверждение имеет причнины: сейчас ежегодные демографические потери РФ около 800 тысяч граждан (высокая смертность, низкая рождаемость). При этом 1 млн. граждан отбывают осуждение за уголовные преступления, 2.5 млн. граждан алкоголики, 2 млн. дети являющиеся безнадзорными (при живых родителях), 700 тысяч детей не умеют читать и писать, 1 млн. детей – сироты. Если добавить к этим цифрам растущую наркоманию и иммиграционные показатели (ученых, молодых женщин, образованной молодежи, преуспевающих бизнесменов и др.) то прогнозы по существованию государства не могут иметь оптимистический расклад! В этой связи государство ставит главной функциональной за
3. Осуществление функций
Учитывая классификацию функций на (экономическую, политическую, социальную, идеологическую иэкологическую) не стоит забывать о том, что функции в своей количественной совокупности выражают единую, качественную сущность по отношению к конкретному государству. В этой связи, осуществление функций государства происходит взаимосвязано. Например, успешное осуществление экономической функции зависит от политико-правовой и социальной поддержки, реализация политической функции замыкается на идеологическое и экономическое обоснование, социальное функционирование не может обойтись без существенного экономического сопровождения, идеологическое функционирование опирается на политическую платформу, а осуществление экологической функции требует своевременного политико-правового, идеологического и экономического подкрепления.
Многозначность определений права – это проблема теории государства и права, философии права и причина множества правопонимания. Добиться единого, однозначного, абсолютно истинного определения права невозможно, как нельзя получить идеальное знание в «конечной инстанции» (познание безгранично).
Лекция 8. Функции государства
Вопросы:
1. Понятие функций государства
2. Классификация функций государства
3. Осуществление функций
1. Понятие функций государства
Функциями в философском смысле является внешнее проявление внутренних свойств (сущности) какого-либо явления в определенной системе отношений. В своем юридически адаптированном виде понятия «функция» и «функционирование» применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. поэтому, в теории государства и права общепринятой является следующая трактовка. Цели и задачи государства, его сущность определяют функции. Функции государства – основные направления и формы деятельности государства, выражающие его сущность. Существуют и другие расширительные или ограничительные толкования функций государства, однако это отражает лишь конкретику и реальность воздействия механизма государства на развивающиеся общественные отношения. В то время как, понятия «деятельность» и «сущность» являются неизменными составляющими определений функции государства и закрепляются в большинстве научных позиций. Причем стоит провести четкую границу в понимании данного явления – рассматривается не сама государственная деятельность во всем ее многообразии, а лишь основные ее направления. Наличие в определении слова «формы» обусловлено выражением формальных аспектов явления – проявлением логической взаимосвязи функций и сущности как формы и содержания.
Государство по отношению к обществу выступает управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство не может позволить себе быть пассивным, оно всегда активно действует и располагает для этого массой государственных органов. Государство активно, поскольку это организация власти. В эксплуататорских обществах активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, вплоть до военного подавления угнетенных классов. С точки зрения воздействия на экономические отношения государство может играть двоякую роль - либо активно содействовать развитию определенных отношений, либо активно и сознательно их ограничивать. Например, государство выступало противовесом в отношении развития и прогресса экономических отношений в эпоху эволюционной смены феодализма и развития капиталистического производства.
Другие примеры, например Россия начала 90-х годов выступила инициатором развития новых форм экономических отношений, и тем самым вынудила неподготовленную массу населения принять перестроечные процессы в экономической сфере (свободная торговля, предпринимательство, приватизация).
Сферы государственной деятельности многообразны и зависят не только от сущности государства, но и от конкретно-исторических условий, в которых функционирует государство. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику не остается неизменной на отдельных этапах развития государства. Если в результате эволюционного развития общественных отношений, отмечает С.А. Комаров, «к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства». В определенные периоды может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и функциональные изменения, на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение. Например, функция обороны нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. или функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).
Таким образом, в теории государства и права категория «функция государства» отражает реальный процесс его жизнедеятельности, но непременно связанный с сущностью государства. Поэтому различное содержание функций государства сказывается на различных подходах к их классификации с объективным желанием полнее отразить объем явления. Функции исполняют роль выразителей цели. В них воплощается функциональная деятельность в форме регулятивно упорядочивающего воздействия на людей и их отношения. Специфика и смысл этого процесса в организации, реализации и защите определенного (социально и исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни людей. Функции являются формой решения сущностных государственных целей и задач.
Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только направлений (форм) деятельности, но и социального предназначения государства. Классовые функции осуществляются в интересах господствующего класса - охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и др. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе господствующей элиты и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных систем, крупных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ). Л. А. Морозова убеждена, что общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов (экономических, культурных, национальных и др.). Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения.
2. Классификация функций государства
Ввиду разнообразия мнений классификация функций государства представлена на виды по следующим основаниям:
1. продолжительность существования (постоянные, временные);
2. социальная значимость (для всего общества, аппарата управления, социального слоя);
3. сфере применения (политические, идеологические, экономические, социальная, экологическая);
4. форма реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
5. учета принципа разделения властей (правоустановительные, правозащитные, правореализаторские);
6. территориального масштаба реализации (федеральный, региональный, местный);
7. принадлежности к типу государства (рабовладельческие, феодальные, капиталистические или этнические, сословные, индивидуалистические, гуманитарно-правовые, унификационные)
8. источникам возникновения (из классовых противоречий, из потребностей всего общества);
9. направленности решаемых целей и задач (внутренние и внешние);
10. степени важности (основные и не основные).
Последний подход не только желателен, но и объективно необходим по той причине, что функции далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы, в условиях повседневной жизнедеятельности и чрезвычайных условиях. Например, до начала 1930-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов.
Рассмотрение абсолютно всех позиций вряд ли продуктивно для качественного усвоения материала, поэтому подробно рассмотрим только две классификации. Изучение одной из них будет иметь современный, наиболее общий научный характер в отношении государственно-организованного общества, а изучение другой - новой классификации будет опосредовано современным пониманием эволюционного развития общества и формированием правового государства. Поэтому в первом случае это функции: экономическая, идеологическая, политическая, социальная, экологическая, а во втором: правоустановительная, правореализаторская, правозащитная.
Общепринятая классификация функций предполагает следующие виды. Экономическая -обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны и развития существующих форм собственности, сбора налогов, организации внешнеэкономических связей и др. Политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, разрешение сопротивления противоборствующих социальных сил, ох
рана суверенитета государства от внешних посягательств. Социальная -охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта (МРОТ, ГОСТы и др.). Идеологическая -поддержание определенной идеологии, в том числе светской (правовой) осуществляющей пропаганду образования, развития науки, культуры и искусства, соблюдения законов и др. Экологическая –природоохранительное направление и форма деятельности, возникшая как адекватный ответ на стремительное ухудшение климата на планете, истощения природных запасов, потенциальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятельности человека.
Однако, если говорить про Россию, то названные функции нося универсальный смысл, могут быть дополнены еще одной – демографической (самостоятельной или структурно подчиненной политической функции). Это утверждение имеет причнины: сейчас ежегодные демографические потери РФ около 800 тысяч граждан (высокая смертность, низкая рождаемость). При этом 1 млн. граждан отбывают осуждение за уголовные преступления, 2.5 млн. граждан алкоголики, 2 млн. дети являющиеся безнадзорными (при живых родителях), 700 тысяч детей не умеют читать и писать, 1 млн. детей – сироты. Если добавить к этим цифрам растущую наркоманию и иммиграционные показатели (ученых, молодых женщин, образованной молодежи, преуспевающих бизнесменов и др.) то прогнозы по существованию государства не могут иметь оптимистический расклад! В этой связи государство ставит главной функциональной за
3. Осуществление функций
Учитывая классификацию функций на (экономическую, политическую, социальную, идеологическую иэкологическую) не стоит забывать о том, что функции в своей количественной совокупности выражают единую, качественную сущность по отношению к конкретному государству. В этой связи, осуществление функций государства происходит взаимосвязано. Например, успешное осуществление экономической функции зависит от политико-правовой и социальной поддержки, реализация политической функции замыкается на идеологическое и экономическое обоснование, социальное функционирование не может обойтись без существенного экономического сопровождения, идеологическое функционирование опирается на политическую платформу, а осуществление экологической функции требует своевременного политико-правового, идеологического и экономического подкрепления.