Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смысле – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, регулирующих общественные отношения. Сюда относят юридические нормы: законодательст­во, юридические обычаи, судебные прецеденты, норма­тивные договоры. Объективность права определяется тем, что оно непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения субъекта, регулирующая процесс удовлетворения его интересов. По своему содержанию конкретные права и свободы личности: право на жизнь, свободу, труд, образование и др. субъективны, в том смысле, что принадлежат субъекту, а их реализация зависит от его воли и сознания. Субъективное право в смысле налич­ных прав участников общественных отношений возникает на основании и в пределах объективного права. Государство не раздаривает права, они принадлежат гражданам от рождения, а создает предпосылки для их свободного и возможного осуществления конкретным субъектом в зависимости от его воли.

Признаки права являются совокупностью основных, характерных черт права, отличающих его от иных нормативных регуляторов общественных отношений. Праву присущи следующие признаки:

1) волевой характер. Означает, во-первых, что право выражает волю тех, кто его установил, и характеризует волю того, который реально действует в соответствии с ним.

2) общеобязательность. Означает, что право в равной степени обязательно для всех и каждого. Юридическая сила права распространяется на весь круг лиц (адресатов), на всю государственную территорию (пространство) и постоянно действует во времени.

3) нормативность. Означает, что правовому регу­лированию подлежат такие отношения и действия людей, которые являются наиболее типичными, устойчивыми, повторяемыми и массовыми. Нормативность определяет «норму», «золотую середину» поведения в отличие от возможных наказуемых крайностей. Норма - критерий правомерности или неправомерности поведения.

4) формальная определенность. Означает, что принципы и предписания права имеют формальное выражение в определенном источнике права и всег­
да содержат конкретное указание относительно границ право­мерности поведения.

5) системность. Означает, что право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему юридических норм находящихся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

6) мера свободы. Означает, что право соответствует размеру свободы. Свободы разрешенного поведения человека. Здесь два аспекта. 1) мера разрешенной полноты, доступности, реальности прав свободы инициативного поведения личности и 2) мера допустимых ограничений свободы человека (в случаях прямо оговоренных законом). Научной проблемой являются пределы (допустимая мера) в осуществлении законных прав и интересов личности.

7) взаимосвязь с государством. Государство и право взаимосвязаны между собой. Государство официально устанавливает право, обеспе­чивает его исполнение, в том числе и с помощью государствен­ного принуждения, а право является нормативным выражением государствен­ной воли, оно не только осуществляет регулирование общественных отношений, но и служит орудием практического достижения политической цели государства. Взаимосвязь проявляется во взаимной обеспеченности. Право обеспечивает законную деятельность государства, а государство обеспечивает действие права.

2. Сущность права

Сущность права - регулятор общественных отношений, выражающий чьи-либо интересы. Некоторые авторы пишут, что сущность права – «воздействовать на общественные отношения с целью их нормативного регулирования». Однако такой подход предполагает динамичный аспект сущности, а сущность по определению статична, по этой причине, в сущности, принципиально главное – «регулятор», а не «воздействие». Регулятивная природа права определяется тем, что оно характеризуется волевым признаком. Однако здесь существует разнообразие мнений. «Подводный камень» здесь – понимание самой «воли», ведь именно ей опосредовано понимание «права». Принципиально важным является уяснение того, чья конкретно воля находит выражение в праве. Теоретические расхождения следующие. Т.Гоббс - «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Ж.Ж. Руссо – «право заключает

в себе общую волю». Представители марксизма – право – «возведенная в закон воля господствующе­го класса». В современной юридической литературе - «свободное выражение воли индивидов». В сущности права, воля - результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в за­коне (судебном прецеденте, нормативном договоре, правовом обычае, ином источнике права) и выступающая вследствие этого общесоциальной мерой и регулятором поведения людей. Общесоциальность подразумевает наличие «общей воли», поэтому допустимо говорить именно об общей мере поведения, специфическом критерии, выделяющем право среди иных нормативных регуляторов. Иначе, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой госу­дарства, нельзя будет обеспечить их полное исполнение.

Сущность права - это глав­ная, внутренняя, устойчивая, первично-качественная осно­ва права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. При рассмотрении сущности права важно обнаружить и юридически зафиксировать проявление содержательной и формальной характеристик в явлении. В сущности государства формальной характеристикой явления выступает то, что любое право – это, прежде всего регулятор. Содержательной характеристикой явления выступает то, чьи интересы данный регулятор обслуживает. Существуют основные: классовый и общесоциальный подходы в понимании сущности права. Классовый подход трактует право в уз­ких целях - как средство обеспечения главным образом ин­тересов экономи­чески господствующего класса. Общесоциальный подход трактует право как выражение компромисса между интересами различных классов, групп, социальных слоев общества. Также можно выделить религиоз­ный, национальный, расовый и иные подходы, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать (над общесоциальными). Определяя сущность права необходимо исходить из учета многофакторности и герменевтического метода познания явлений.

Ценность права заключается в том, что оно: обладает инструментальной ценностью, придающей действиям людей организованность, устойчивость, со­
гласованность, подконтрольность; воплощая общую волю, спо­собствует развитию желаемых отношений и ограничению в развитии нежелательных отношений; вы­ражает масштаб, границы свободы личности в об­ществе, ограничивая произвол; вы­ражает идею справедливости, является действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом; приобретает планетарную ценность, поскольку позволяет на международном уровне цивилизованным путем ре­шать общемировые проблемы (экология, война, голод).


Проблемный аспект темы

Вопрос - что есть право? в чем его сущность? - традиционно дискуссионные вопросы в истории всей теоретической юриспруденции. Причем, понятие права изменяется и продолжает видоизменяться. Аристотель, право - это политическая спра­ведливость, Аквинский - божественное установ­ление, Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринг - защищен­ный интерес, Л. Петражицкий - императивно-атрибутивные эмо­ции, Гоббс (представители юридического позитивизма) - веление, приказ государства, Нерсесянц (представители либертарно-юридической концепции) – нормативное выражения формального равенства, свободы и справедливости. Причем это разнообразие мнений можно продолжать. Для объемного и полного понимания природы права важно иметь в виду следующие моменты. Право может выступать в форме: 1) идей, представлений; 2) юридических пред­писаний, велений государства; 3) действий (отношений, в которых реализуются идеи, прин­ципы, предписания). Нельзя однозначно утверждать приоритет одного элемента права, недооценивая другой. Однако представители разных теоретических направлений утверждают их разную роль. Для представи­телей естественно-правовой концепции и психологической школы основой права являютсяправовые идеи. Устанавливаемые нормы и соответствующие действия полноценно никогда не выразят заложенную идею. Для представителей нормативистской концепции, основа права – конкретные юридические предписания, поскольку в этом случае четко обозначены границы регулируемого поведения, закон – это и есть право (даже если он далек от совершенства). Для представителей социо­логического подхода, основа права – действия и отношения, поскольку только в них право обретает реальную «жизнь». Указанные позиции являются узконормативным пониманием права. Существующее «широкое» правопонимание, в отличие от узконормативного охватывает своим содержанием правовые идеи, правосознание, нормы права и правоотношения. Однако эти научные крайности создали необходимую теоретическую базу для формирования нового - интегративного подхода к пониманию права. Интегрируя в себе основные достоинства каждого из подходов и избавляясь от крайностей, новый подход заключается в том, что право – это