Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аналогичную продукцию у фирм-конкурентов, умножается на планируемый годовой объем его продажи – равно «годовая выручка».
(минус)
2) Сумма годовой прибыли, планируемой от продажи будущего изделия – равно «полная себестоимость годового выпуска нового изделия»
(минус)
3) Коммерческие расходы за год (затраты, связанные с продажей, включая расходы на продвижение на рынок нового изделия) – равно «производственная себестоимость годового выпуска будущего изделия»
(минус)
равно – «ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ГОДОВОГО ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО НОВОГО ИЗДЕЛИЯ»
разделить на
7) Планируемый годовой объем производства нового изделия
равно – «ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ НОВОГО ИЗДЕЛИЯ»
сравнить с
8) величиной «ОЖИДАЕМЫХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕЛИЯ», рассчитанной на основе ожидаемой ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРУДОЕМКОСТИ НОВОГО ИЗДЕЛИЯ и действующей СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.
Рис. 3.9. Алгоритм оценки допустимых затрат на дифференциацию
В заключение следует напомнить о необходимости осознавать тот факт, что любая из конкурентных стратегий – не цель, а средство достижения цели – обеспечение конкурентного преимущества фирмы на рынке. Предпринимать какие бы то ни было действия на рынке не заинтересована ни одна фирма до тех пор, пока ее не побуждают к этому факторы внешнего воздействия – конкурентные силы. Таким образом, конкурентные стратегии – это всегда способ защиты от воздействия конкурентных сил
.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит назначение стратегического планирования? Какова его задача на предприятии?
2. Что представляет собой стратегия развития предприятия?
3. Каковы основные этапы стратегического планирования? В чем состоит содержание первого этапа?
4. Как установить основную цель развития предприятия? Как ранжируются цели?
5. Какие стратегии развития можно использовать на российских предприятиях?
6. Что предусматривает прогнозирование конкурентоспособной продукции? Чем характеризуется уровень конкурентоспособности?
7. Что представляет собой жизненный цикл продукции? Какие этапы он включает?
8. Из каких этапов состоит процесс планирования новой продукции? Что служит началом прогнозирования продукции?
9. Какие методы прогнозирования применяются в планировании новой продукции? На чем основана экстраполяция?
ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.
Экономический потенциал предприятия представляет собой состав его ресурсов – трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении предприятия для производства запланированных работ и услуг.
Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели:
- объем и количество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;
- способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;
- финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;
- состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;
- информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
Потенциал предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия. Важнейшую задачу стратегического планирования – обеспечить преимущество перед другими конкурентами – предприятие способно реализовать путем использования самых эффективных средств, способствующих поставленной цели. Чтобы установить собственный долгосрочный цикл развития, предприятию нужно расти быстрее, чем повышается потенциал его основных конкурентов.
Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит, в основном, от:
В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу любого предприятия или организации, подразделяются на 2 большие категории:
- материальные,
- людские.
А также на четыре основных вида:
- труд,
- земля,
- капитал,
- предпринимательская способность.
«ЗЕМЛЯ» – природные ресурсы, вещественные факторы, предоставленные человечеству природой: полезные ископаемые, земельные угодья, лесные массивы, запасы воды, воздух, тепло и т.д.
«ТРУД» – трудовые ресурсы, совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ.
«КАПИТАЛ» – инвестиционные ресурсы, запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, сырье, материалы, проч., используемые в процессе изготовления товаров и выполнения работ, оказания услуг. ДЕНЬГИ НЕ ОТНОСЯТСЯ К КАПИТАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ, так как из них нельзя произвести продукцию.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ – творческие СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, проявляются в умении открыть свое дело, рационально распорядиться ресурсами.
Наиболее редкими ресурсами являются «предпринимательские способности» и «труд», из этого вытекает, что развиваться должны, прежде всего, люди – основной ресурс любой организации.
Особыми видами экономических ресурсов – способствующими объединению разрозненных ресурсов в единую четко функционирующую систему – являются:
- организация производства,
- рабочее время.
В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.
Таким образом, повышение уровня развития потенциала предприятия сводится к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на рынке.
Компонентами совокупного потенциала предприятия являются трудовой (ПТР), организационный (ПОРГ), научно-технический (или инновационный, ПНТ) и финансовый (или инвестиционный, ПИНВ) потенциалы, т.е. совокупный потенциал можно выразить в виде производственной функции (ƒ) совокупности его компонентов:
ПС = ƒ ( ПТР, ПНТ, ПОРГ, ПИНВ) max
Трудовой потенциал
Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уровнем жизни существует прямая зависимость.
К основным компонентам трудового потенциала человека относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм.
Трудовой потенциал предприятия – это форма проявления человеческого фактора производства, диалектическое единство способностей человека и возможностей их реализации в изменяющихся условиях производства. *)
Данная экономическая категория совместно с категорией «производственная мощность предприятия» характеризует в динамике потенциальные возможности товарного производства на предприятии.
Трудовой потенциал производственного коллектива может быть представлен как взаимосвязь следующих факторов:
(минус)
2) Сумма годовой прибыли, планируемой от продажи будущего изделия – равно «полная себестоимость годового выпуска нового изделия»
(минус)
3) Коммерческие расходы за год (затраты, связанные с продажей, включая расходы на продвижение на рынок нового изделия) – равно «производственная себестоимость годового выпуска будущего изделия»
(минус)
4) Сумма прямых материальных затрат | 5) Доля годовых косвенных общепроизводственных расходов, приходящихся на производственное подразделение, которое будет выпускать новое изделие | 6) Доля годовых косвенных общехозяйственных расходов, окупаемых за счет деятельности производственного подразделения, которое будет выпускать новое изделие |
равно – «ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ГОДОВОГО ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО НОВОГО ИЗДЕЛИЯ»
разделить на
7) Планируемый годовой объем производства нового изделия
равно – «ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМАЯ ВЕЛИЧИНА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ НОВОГО ИЗДЕЛИЯ»
сравнить с
8) величиной «ОЖИДАЕМЫХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ В РАСЧЕТЕ НА ЕДИНИЦУ ИЗДЕЛИЯ», рассчитанной на основе ожидаемой ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРУДОЕМКОСТИ НОВОГО ИЗДЕЛИЯ и действующей СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА.
Рис. 3.9. Алгоритм оценки допустимых затрат на дифференциацию
В заключение следует напомнить о необходимости осознавать тот факт, что любая из конкурентных стратегий – не цель, а средство достижения цели – обеспечение конкурентного преимущества фирмы на рынке. Предпринимать какие бы то ни было действия на рынке не заинтересована ни одна фирма до тех пор, пока ее не побуждают к этому факторы внешнего воздействия – конкурентные силы. Таким образом, конкурентные стратегии – это всегда способ защиты от воздействия конкурентных сил
.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит назначение стратегического планирования? Какова его задача на предприятии?
2. Что представляет собой стратегия развития предприятия?
3. Каковы основные этапы стратегического планирования? В чем состоит содержание первого этапа?
4. Как установить основную цель развития предприятия? Как ранжируются цели?
5. Какие стратегии развития можно использовать на российских предприятиях?
6. Что предусматривает прогнозирование конкурентоспособной продукции? Чем характеризуется уровень конкурентоспособности?
7. Что представляет собой жизненный цикл продукции? Какие этапы он включает?
8. Из каких этапов состоит процесс планирования новой продукции? Что служит началом прогнозирования продукции?
9. Какие методы прогнозирования применяются в планировании новой продукции? На чем основана экстраполяция?
ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности.
Экономический потенциал предприятия представляет собой состав его ресурсов – трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении предприятия для производства запланированных работ и услуг.
Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели:
- объем и количество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;
- способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;
- финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;
- состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;
- информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
Потенциал предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия. Важнейшую задачу стратегического планирования – обеспечить преимущество перед другими конкурентами – предприятие способно реализовать путем использования самых эффективных средств, способствующих поставленной цели. Чтобы установить собственный долгосрочный цикл развития, предприятию нужно расти быстрее, чем повышается потенциал его основных конкурентов.
Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит, в основном, от:
-
состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов; -
уровня конкурентоспособности производимых товаров (работ, услуг); -
существующего положения на рынке и заявленных на будущее целей (выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.д.)
В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу любого предприятия или организации, подразделяются на 2 большие категории:
- материальные,
- людские.
А также на четыре основных вида:
- труд,
- земля,
- капитал,
- предпринимательская способность.
«ЗЕМЛЯ» – природные ресурсы, вещественные факторы, предоставленные человечеству природой: полезные ископаемые, земельные угодья, лесные массивы, запасы воды, воздух, тепло и т.д.
«ТРУД» – трудовые ресурсы, совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ.
«КАПИТАЛ» – инвестиционные ресурсы, запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, сырье, материалы, проч., используемые в процессе изготовления товаров и выполнения работ, оказания услуг. ДЕНЬГИ НЕ ОТНОСЯТСЯ К КАПИТАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ, так как из них нельзя произвести продукцию.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ – творческие СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, проявляются в умении открыть свое дело, рационально распорядиться ресурсами.
Наиболее редкими ресурсами являются «предпринимательские способности» и «труд», из этого вытекает, что развиваться должны, прежде всего, люди – основной ресурс любой организации.
Особыми видами экономических ресурсов – способствующими объединению разрозненных ресурсов в единую четко функционирующую систему – являются:
- организация производства,
- рабочее время.
В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.
Таким образом, повышение уровня развития потенциала предприятия сводится к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на рынке.
Компонентами совокупного потенциала предприятия являются трудовой (ПТР), организационный (ПОРГ), научно-технический (или инновационный, ПНТ) и финансовый (или инвестиционный, ПИНВ) потенциалы, т.е. совокупный потенциал можно выразить в виде производственной функции (ƒ) совокупности его компонентов:
ПС = ƒ ( ПТР, ПНТ, ПОРГ, ПИНВ) max
Трудовой потенциал
Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уровнем жизни существует прямая зависимость.
К основным компонентам трудового потенциала человека относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм.
Трудовой потенциал предприятия – это форма проявления человеческого фактора производства, диалектическое единство способностей человека и возможностей их реализации в изменяющихся условиях производства. *)
Данная экономическая категория совместно с категорией «производственная мощность предприятия» характеризует в динамике потенциальные возможности товарного производства на предприятии.
Трудовой потенциал производственного коллектива может быть представлен как взаимосвязь следующих факторов:
-
численность работников в целом и по категориям; -
количество регламентированного рабочего времени; -
сложившийся уровень интенсивности труда; -
качество рабочей силы (уровень общеобразовательной профессиональной подготовки, уровень физического здоровья); -
социально-физиологические факторы (уровень охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний у членов производственного коллектива); -
социально-психологические факторы (уровень удовлетворенности трудом, характер межличностных отношений); -
социально-экономические факторы (действующая система экономических рычагов и стимулов, уровень текучести кадров).