Файл: 1. Определите предметы и задачи морфемики и сопоставьте с предметами и задачами словообразования.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) аббревиация – сложение сокращ.основ буквами звуков, сложение усеч.основ по морфем.границам (сгу,медсестра)
5) усечение – очень произвольное усечение части слова, не совпад.с морф.границами (универ,препод)
В школе: суффиксальный, приставочный, прист-суф, сложение
23. Охарактеризуйте строение синхронной системы словообразования. Какие единицы синхронного словообразования рассматриваются в школьном учебнике?
Система словообразования – сложная иерархическая организация. В ней противопоставляются единицы разной структуры и разной сложности. Основная ед-ца – производн.слово, оно вход.в более слож.комплексные ед-цы. Производное слово состоит из простейших единиц и входит в единицы более сложные – комплексные.
Комплек.ед-цы с-мы имеют раз.степени сложности и раз.структуру.Выделяют две группы комплексных ед-ц:
1) компл.ед-цы,кот.объединяют однокоренные слова:словообразоват.пара, словообразоват.цепочка,словообразоват.парадигма, словообразоват.гнездо.
2) объедин.слова с раз.корнями, но одинак.словообразоват.строением: словообразоват.тип, словообразоват.категория (это совокупность словообразоват.типов,имеющих общее словообразоват.знач-е,выраж.раз.формантами)
Комплексными единицами синхронного словообразования являются словообразовательная пара, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.
Словообразовательная пара – это соотношение ближайших родственников, мотивирующего и мотивированного слов, производящей и производной основы: белый – белить, книга – книжный.
Словообразовательная цепь – это совокупность производных, которая упорядочена следующим образом: каждое предыдущее слово является производящим для последующего: учить – учитель – учительница, белый – белить, побелить – побелка – побелочный. Словообразовательная цепь отражает ступенчатый характер русского словообразования: расстояние между членами словообразовательной цепи измеряется одним словообразовательным шагом.
Словообразовательная парадигма – это совокупность производных от одного производящего слова. Члены словообразовательной парадигмы находятся в отношениях одновременной производности – кодеривации. Так, в словообразовательной парадигме с доминатой снег будут числиться слова снежок, снежинка, снежный, снеговой и другие. Члены словообразовательной парадигмы имеют семантическую общность, но для них характерно неравноправие
, семантический параллелизм по отношению друг к другу. Каждый из компонентов по-своему модифицирует значение доминанты. Отношения в словообразовательной парадигме радиальные, так как образуются «пучки» производных. При этом в словообразовательной парадигме производные могут опираться на разные лексические значения производящего. Слова, относящиеся к одной тематической группе, обычно имеют одинаковые словообразовательные парадигмы. Словобразовательная парадигма отражает словообразовательный поетнциал слова: слова, от которых можно образовать много призводных, характеризуются высоким словообразовательным потенциалом, а слова, от которых нельзя образовать производные, характеризуются нулевым словообразовательным потенциалом. Большинство слов в русском языке обладают высоким словообразовательным потенциалом. Однако есть слова и с другими показателями: так, слово пальто обладает низким словообразовательным потенциалом, а слово алоэ – нулевым.
Словообразовательное гнездо – это комплексная единица синхронного словообразования, которая объединяет единицы разных уровней и разной сложности. Словообразовательное гнездо объединяет все однокоренные слова, находящиеся в отношениях прямой и опосредованной производности. Словообразовательное гнездо при этом включает в себя слова, которые имеют живые словообразовательные связи, поэтому, например, слова мнить и мнение не будут входить в одно словообразовательное гнездо. С большинстве своем словообразовательные гнезда в русском языке многочисленны, например, словообразовательное гнездо слова два включает 547 слов. Гнездовым способом составлен словообразовательный словарь А.Н. Тихонова в двух томах.
Словообразоват.тип – это формула строения производных слов, характеризуемых общностью трёх элементов:
1) тож-во части речи производящего и производного у 2х слов,связ.одинак.отнош-ями (хлеб-хлебница, конфета-конфетница,сахар-сахарница)не всегда учитывается
2) сходство семантич.отнош-й между производн.и производящим (обозначение вместилища:сахарница,хлебница)
3) сходство формального соотнош-я, т.е формант и способ словообразования (мраморный,лунный,каменный – суффиксальный)
Классификация словообразоват.типов:
1) в зависимости от хар-ра деривац.знач-я :Синтаксич.дериваты (ЛЗ производных = ЛЗ производящ, производн.отлич только ЧР) – отглагол.сущ,отсущ.прил, нулевая суф,знач-е цвета (краснота),разговоры; измен.категориальное грам.знач-е; Лексич.дериваты, основана на учёте смысловых отношений ЛЗ (ЛЗ производн.не равно ЛЗ производящ.) Образование нов.слов с изменением ЛЗ.
К лексич.относ:
1) мутация – коренное изменение ЛЗ (строить-строитель),субъект\объект действия.
- транспозиционный тип:меняется ЧР
- нетранспозиц.: ЧР не меняется (лес-лесник)
2) модификация:производн.отлич от производящ.либо смысловой оценкой,либо эмоц.окрашиванием,либо стилистич.ЧР не измен. (стол-столик, сковорода – сковородка) уменьшительность,увеличительность,знач-е невзрослости,знач-е женскости и тд.
3) эквиполентность: хар-но для аббревиатур и усечений,ЛЗ не меняется,только усечение\сокращение
К синтаксич.относ:
1) транспозиция – ЛЗ не меняется,мен.категориально-грам.знач-е,т.е ЧР (шептать-шепот, разговаривать-разговор)
Классификац.основана на учёте смысловых отнош-й.
1) отнош-я транспозиции (свежий-свежесть)
2) отнош-я модификации (знач-е нов.слова доп.небольшим оттенком\окраской)
3) отнош-я эквиполентности (аббревиатуры,усечение,универбация:зачётка- зачётная книжка – словосочетание, 1слово + суф.к)
4) отнош-я мотивации\мутации ( подснежный- под снегом)
Мутация непредсказуема (мясорубка – почему не мясокрутка)
Словообразоват.категория – группа производных слов,имеющ.общность знач-й, но раз.форманты. (учитель,переводчик,пастух и тд) Признаки: 1 ЧР, сходство семантики,сходство формал.не обязательно.
В школе: словообразовательная пара, в некоторых школах словообразовательные цепочки
24. Определите признаки словообразовательного типа и словообраз. категории. Соотношения словообразовательного типа и модели. Классификация словообразовательных типов.
Словообразовательный тип – это схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов 1)части производящей основы, 2) семантического соотношения между производными и производящими,3) формального соотношения между производными и производящими. Словообразовательный тип – основная ячейка словообразовательной системы языка.
Классификация словообразоват.типов:
1) в зависимости от характера деривац.знач-я :
- Синтаксич.дериваты (ЛЗ производных = ЛЗ производящ, производн.отлич только ЧР) – отглагол.сущ,отсущ.прил, нулевая суф,знач-е цвета (краснота),разговоры; измен.категориальное грам.знач-е;
- Лексич.дериваты, основана на учёте смысловых отношений ЛЗ (ЛЗ производн.не равно ЛЗ производящ.) Образование нов.слов с изменением ЛЗ.
К лексич.относ:
1) мутация – коренное изменение ЛЗ (строить-строитель),субъект\объект действия.
- транспозиционный тип:меняется ЧР
- нетранспозиц.: ЧР не меняется (лес-лесник)
2) модификация:производн.отлич от производящ.либо смысловой оценкой,либо эмоц.окрашиванием,либо стилистич.ЧР не измен. (стол-столик, сковорода – сковородка) уменьшительность,увеличительность,знач-е невзрослости,знач-е женскости и тд.
3) эквиполентность: хар-но для аббревиатур и усечений,ЛЗ не меняется,только усечение\сокращение
К синтаксич.относ:
1) транспозиция – ЛЗ не меняется,мен.категориально-грам.знач-е,т.е ЧР (шептать-шепот, разговаривать-разговор)
Классификац.основана на учёте смысловых отнош-й.
1) отнош-я транспозиции (свежий-свежесть)
2) отнош-я модификации (знач-е нов.слова доп.небольшим оттенком\окраской)
3) отнош-я эквиполентности (аббревиатуры,усечение,универбация:зачётка- зачётная книжка – словосочетание, 1слово + суф.к)
4) отнош-я мотивации\мутации ( подснежный- под снегом)
Мутация непредсказуема (мясорубка – почему не мясокрутка)
См отражает словообразоват.структуру. она строится по общности ч.речи производ.слов. Модель – частная разновидность типа. 1 и тот же тип может производит.с раз.моделями (с чередованием фонем на границе морфов и без него; с пом.интерфинсов и без них; с усечением основы и без; с наложением морфов и без) Они мб образованы по разным СМ:
1) СМ – основа прил(с усечен)+ (е)ств(о)
2) СМ – осн.сущ со знач-ем лица + ств(о) (хамство, лакейство)
3) СМ – основа сущ имени собственного + ств(о) (молчалинство)
Словообразоват.тип с суф чик-щик
1) СМ – осн сущ со знач-ем лица + чик\щик (пулемётчик, извозчик,обувщик)
2) СМ – осн.глаг + чик\щик (настройщик,носильщик)
Словообразовательная модель – это определенная морфонологическая разновидность внутри словообразовательного типа. Соответственно, слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет.
Словообразоват.категория – группа производных слов,имеющ.общность знач-й, но раз.форманты. (учитель,переводчик,пастух и тд) Признаки: 1 ЧР, сходство семантики,сходство формал.не обязательно.
25. Каковы основания для выделения типов лексической и синтаксической деривации. Может ли, по вашему мнению, синтаксический дериват стать лексическим дериватом?
Классификация типов деривации на основе выделения семантических отношений между производной и производящей:
-
Отношения мотивации. Наиболее распространенный тип . Значение производного слова выводится из значения производящего. Пр., строитель- тот, кто строит. -
Отношения модификации. Значение производной основы дополняются наибольшим смыслом- модифицируются. Пр., мяч- мячик; дом- домик; делать- доделать(результативность). Эмоционально- экспрессив. стилистическая окраска слова, дополнительная коннотация у слова, выражается суффиксами: старуха- старушка( суффикс –к-). -
Отношения эквивалентности. Семантика производящего не отличается от семантики производного. Характерно для аббревиации, усечения, универбации( зачетка, научка). -
Отношения транспозиции. Характерно в основном для отглагольных существительных или прилагательных образованных существительными из одной части речи в другую. Семантика остается, не изменяется. Пр., свежий- свежесть
К лексическому деривату относятся 2 типа: мутация и модификация, а к синтаксическому -транспозиция.
Из всех видов семантических отношений наиболее перспективны для моделирования новых слов синтаксические дериваты и модификационное образование. Зная типы деривации, можно планировать образование новых слов.
Лексическая деривация:
-Мутационный тип- характерны виды мотивационных отношений. Семантика производящего отличается от значения производного. При мутации значение производного меняется коренным образом. При мутации часть речи может меняться, а может и не изменяться: лес- лесник( относятся к одной ч.р., значения разные); летать- летчик ( значения и ч.р. разные).
-Модификационный тип- характерны для слов, у которых не изменяется коренным образом лексическое значение. Образуется в рамках одной части речи, с помощью разных суффиксов.Оно модифицируется, обрастает коннотацией: стол- столик, КОШКА- КОШЕЧКА, дом- домина, свеча- свечка( ч.р. не изменяются).
Синтаксическая деривация- лексическое значение производного сохраняется, меняется категориальное значение части речи (изменяется): веселый- веселость, желтый- желтуха, разрывать- разрыв.