Файл: С. Л. Логинова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25
налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:
• для г. Москвы: в 2014 году – 1,5 %, в 2015 году – 1,7 %, в 2016 году и последующие годы – 2 %;
• для иных субъектов РФ: в 2014 году – 1,0 %, в 2015 году – 1,5 %, в 2016 году и последующие годы – 2%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.
Для ведения бухгалтерского учета расчетов организаций с бюджетом по налогам и сборам предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Это активно-пассивный счет.
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных по текущим налоговым платежам, просроченным налоговым платежам,

26
штрафным санкциям, отсроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.
К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

68-1 «
Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг».

68-2 «
Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг».

68-3 «
Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)».

68-
4 «Налоги на доходы физических лиц».

68-5 «
Прочие налоги, сборы и отчисления».
Начисленные суммы налогов, сборов, пошлин отражают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.
При этом различают следующие налоги, сборы, пошлины:
• относимые на счета продажи (90,91) – НДС и акцизы;
• включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97, 44) – транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;
• уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) – налог на имущество, на рекламу и др.;
• уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) – налог на прибыль;
• уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц – налог на доходы физических и юридических лиц.


27
Также по кредиту счета 68 и дебету счетов 91 и 73 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную и (или) неполную уплату налогов и сборов.
В корреспонденции со счетом 51 по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения расходов над суммой налогов и сборов.
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.
Учет расчетов по НДС.
Для отражения в бухучете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Счет 19 имеет следующие субсчета:

19-1
«НДС при приобретении основных средств».

19-2
«НДС по приобретенным нематериальным активам».

19-3
«НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация- заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
По основным средствам, нематериальным активам и материально- производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:

68 «Расчеты по налогам и сборам» (при производственном использовании);

28
• учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды
(29,91,86) при использовании на непроизводственные нужды;

91 «Прочие доходы и расходы» – при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство
(20
«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и нематериальным активам – учитывают вместе с затратами по их приобретению.
При учете НДС по операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества делаются следующие записи:

Дебет 90 Кредит 68 – на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг.

Дебет 91 Кредит 68 – на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.
При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по оплате обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке: а) Дебет 90, 91 Кредит 76 – отражена задолженность по НДС от стоимости проданной продукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части. б) Дебет 76 Кредит 68 – отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.
По прочим операциям:


29

Дебет 62 Кредит 68 – начислен НДС от суммы авансов полученных.

Дебет 68 Кредит 19 – уменьшена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, на суммы, уплаченные ранее по материальным ценностям, работам и услугам.

Дебет 68 Кредит 19 – уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС, уплаченные на таможне по материальным ценностям, полученным по импорту.

Дебет 68 Кредит 19 – уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС по материальным ценностям, в оплату которых передан вексель по индоссаменту.

Дебет 68 Кредит 62 – восстановлена сумма аванса по продаже продукции, работ и услуг в счет полученного аванса.

Дебет 91 Кредит 19 – списан НДС, уплаченный по лимитированным расходам (подготовка кадров, командировочные расходы, реклама), отнесенным на себестоимость продукции (работ, услуг), сверх установленного лимита.
По перечню, установленному законодательством с производимых и продаваемых отдельных видов товаров, уплачиваются акцизы. Порядок их исчисления и уплаты регламентируется налоговым законодательством.
При этом делаются следующие бухгалтерские проводки:
1)
Дебет 90 Кредит 68 – на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону или
Дебет 90 Кредит 76 – на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложения по оплате.
2)
Дебет 20 Кредит 68 – на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве.

30 3)
Дебет 68 Кредит 51, 52 – перечислена задолженность в бюджет или
Дебет 97 Кредит 51 – перечислена сумма акцизов в бюджет авансом.
Дебет 68 Кредит 97 – списан аванс по продаже подакцизных товаров.
4)
Дебет 19 Кредит 60 – отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.
5)
Дебет 68 Кредит 19 – зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.
При исчислении и уплате таможенной пошлины в бухгалтерском учете делаются следующие записи.
А. По экспорту товаров.
Дебет 44 и др. Кредит 68 – отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению.
Дебет 68 Кредит 51, 52 – погашена задолженность.
Б. По импорту товаров.
Дебет 07, 10, 41 Кредит 68 – отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению.
Дебет 68 Кредит 51, 52 – погашена задолженность.
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является стоимость проданного сырья и продукции, полученных из полезных ископаемых. При этом делаются записи:

Дебет 20, 23, 25 Кредит 68 – отражена задолженность по платежам в бюджет.

Дебет 68 Кредит 51, 52 – перечислена задолженность в бюджет.
При учете налога на прибыль делаются следующие бухгалтерские записи:


31 1) Дебет 99 Кредит 68 – на сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет.
Дебет 91 Кредит 68 – на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и денежных средств.
Дебет 68 Кредит 51, 52 – перечислены денежные средства в погашение задолженности.
2) Дебет 84 Кредит 75 – отражены суммы дивидендов, начисленных юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками организации.
Дебет 75 Кредит 68 – отражена задолженность бюджету по налогу на прибыль по ставке 15%, за исключением суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
Дебет 75 Кредит 70 – отражена начисленная сумма дивидендов физическим лицам – работникам организации.
Дебет 70 Кредит 68 – отражена задолженность бюджету по налогу на доходы физических лиц.
3) Дебет 75 Кредит 51 – перечислены дивиденды акционерам – юридическим и физическим лицам – не работникам организации.
При начислении налога на доходы физических лиц по месту выдачи заработной платы работникам (одновременно с начислением оплаты труда) в организации делается запись в учете по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». По перечислении налога в учете счет 68 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
По налогу на операции с ценными бумагами делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 04 Кредит 68 – начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при первоначальной эмиссии ценных бумаг.

32

Дебет 26 Кредит 68 – начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при увеличении размеров уставного капитала.

Дебет 91 Кредит 68 – начислен налог в организациях других организационно-правовых форм.

Дебет 68 Кредит 51 – перечислен налог в бюджет.
При учете налога на имущество делаются следующие бухгалтерские записи: а) Дебет 91 Кредит 68 – начислен налог по расчету на отчетную дату. б) Дебет 68 Кредит 51 – перечислен налог в бюджет.
При учете земельного налога делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20, 23 и др. Кредит 68 – начислен налог.

Дебет 68 Кредит 51 – перечислен налог в бюджет.
При учете налога на рекламу делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 91 Кредит 68 - начислен налог.

Дебет 68 Кредит 51 - перечислен налог в бюджет.

1.3.
Анализ основных направлений оптимизации налогообложения
юридических лиц
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
• виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

33
• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах;
• формы и методы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) и их должностных лиц.
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.
Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
Создание эффективной и справедливой налоговой системы – процесс сложный и продолжительный. В каких же направлениях совершенствовать нынешнюю налоговую систему страны?
Пансков В.Г. предлагает: « … самым первым шагом в этом направлении должна стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной – для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций»[25].

34
«
Одновременно с этим, – продолжает В.Г. Пансков, – законодательно установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать в зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах. В частности, целесообразно установить порядок, при котором за каждый процент прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается (повышается) на 0,5-0,7 пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы установить для приоритетных отраслей народного хозяйства, распространив в дальнейшем и на остальные предприятия. Переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в условиях практически полного отсутствия конкуренции производителей товаров и услуг привел в ряде случаев к резкому росту массы прибыли и соответственно рентабельности, не являющемуся заслугой тех, кто ее имеет.
Учитывая эти обстоятельства на время переходного периода и стабилизации экономики следовало бы ввести налог на сверх прибыль в виде повышенной ставки налога, применяемой в случаях, когда уровень рентабельности превышает 50%. Нечто подобное уже предлагалось, но ставки в 90% прибыли, полученной сверх стопроцентного уровня рентабельности, слишком высоки. Целесообразнее было бы ввести более мягкую прогрессию увеличения налогооблагаемой ставки: 0,5 пункта за каждый пункт превышения уровня рентабельности в 50%»[25].
«
Реформирование действующей налоговой системы, – по мнению В.Г.
Панскова, – должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики». Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам.