Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 835
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подобные действия осуществляет оператор обработки персональных данных, которым может быть государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание подобной обработки.
В результате процедуры обработки создается информационная система персональных данных, например, в рамках отдельной организации. Эта система обычно осуществляет обработку информации с использованием средств автоматизации.
Автоматическая обработка включает следующие операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств: накопление данных, проведение логических и (или) арифметических операций с такими данными, их изменение, стирание, восстановление или распространение.
В некоторых организациях действует система смешанного документооборота, когда информация изначально обрабатывается с помощью технических средств, а в конечном итоге закрепляется на бумажных носителях и хранится в установленном порядке в папках, журналах, архивах и т.д.
В процессе обработки персональных данных должны соблюдаться специальные условия и установленный порядок доступа к подобным сведениям.
К примеру, обеспечивается конфиденциальность получаемой (обрабатываемой) информации, однако этого не требуется:
а) в случае обезличивания персональных данных;
б) в отношении общедоступных персональных данных. Обезличивание персональных данных – это действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному лицу (например, при написании письменного экзамена при поступлении в вуз).
В целях информационного обеспечения создаются также общедоступные источники персональных данных, в том числе справочники, адресные книги, в которые с письменного согласия лица возможно включение его фамилии, имени, отчества, года и места рождения, адреса, абонентского номера, сведений о профессии и иных персональных данных, предоставленных субъектом последних.
Сведения о субъекте персональных данных по его требованию либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов в любое время могут быть исключены из общедоступных источников персональных данных.
Если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу на основании договора, существенным условием последнего является обязанность обеспечения этим лицом конфиденциальности и безопасности данной информации в процессе обработки. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки.
Данные подлежат уничтожению по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в их достижении. Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О персональных данных" в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя.
Вопрос 6. Правовое регулирование электронного документооборота.
Электронный обмен данными – это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый человек. Информационные системы, компьютерные сети, электронная почта – вот далеко не полный перечень тех средств, с помощью которых происходит обмен данными в электронном виде.
Электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронной (компьютерной) форме с реквизитами, необходимыми для признания его действительным (наименование организации, дата, регистрационный номер, должность и фамилия лица, подписавшего документ, электронная цифровая подпись).
Для единого подхода к работе с электронными документами и электронным документооборотом в Российском законодательстве применяются следующие основные термины и определения:
электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
реквизит электронного документа - обязательные сведения, которые должны содержаться в электронном документе для признания его действительным;
подтверждение подлинности электронного документа - положительный результат проверки неизменности всех реквизитов электронного документа;
электронный документооборот - процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами;
средства электронного документооборота - программные и / или технические средства, применяемые в электронном документообороте;
участники обмена электронными документами - физические и юридические лица, а также органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления и иные органы, участвующие в обмене электронными документами;
отправитель электронного документа - участник обмена электронными документами, который формирует электронный документ и направляет его в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника;
получатель электронного документа - участник обмена электронными документами, который получил адресованный ему электронный документ;
посредник в обмене электронными документами (информационный посредник) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителем и получателем электронных документов;
электронный архив - массив электронных документов, подлежащий хранению в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:
создаваться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств;
иметь структуру, установленную настоящим Федеральным законом; содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать;
иметь возможность быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком.
Электронный документ должен содержать обязательные реквизиты, включающие в себя электронный аналог подписи, дату его составления, имя и адрес отправителя и иные сведения, зависящие от вида документа.
Юридическое значение электронных документов
1. Все экземпляры электронного документа, подписанные одинаковым электронным аналогом подписи (электронной цифровой подписью), имеют равное юридическое значение при условии подтверждения их подлинности в соответствии с требованиями Федеральных законов.
2. Электронный документ, подписанный электронным аналогом (электронной цифровой подписью), обладает юридической силой, одинаковой с письменным документом, и может представляться в качестве судебных доказательств.
3. Копия электронного документа на бумажном носителе имеет юридическое значение, если она подписана электронным аналогом подписи (электронной цифровой подписью), а также в случае, если она удостоверена лицом, имеющим право удостоверения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридическую силу электронному документу придают:
обязательные реквизиты;
подтверждение полномочий создателя;
подлинность и аутентичность.
Электронный документ должен содержать:
регистрационный номер;
регистрационную дату;
подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа или утвердившего документ;
содержание документа;
наименование организации - создателя документа;
местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес.
Возможно использование дополнительных реквизитов, главное, чтобы их можно было однозначно идентифицировать.
Одним из основных нормативных документов, регламентирующих вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
В этом Федеральном законе провозглашаются общие положения «правил игры» на электронных рынках в части вопросов признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронном документе равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Электронно-цифровая подпись - атрибут электронного документа, используемый для защиты информации от несанкционированного использования и подделки.
Электронноцифровая подпись формируется путем криптографического преобразования информации с закрытым ключом, что позволяет определить владельца сертификата ключа подписи и обеспечить неотказуемость подписавшегося от документа, а также проверить полученную информацию на отсутствие ошибок и неточностей.
В законодательстве имеется точное описание понятия ЭЦП: (Электронная) цифровая подпись (digital signature), ЭЦП - строка бит, полученная в результате процесса формирования подписи. Электронная цифровая подпись - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД.
Другими словами, электронно-цифровая подпись - это последовательность символов, которая позволяет пользователю открытого ключа ЭЦП установить целостность и неизменность переданной ему информации, а также идентифицировать владельца закрытого ключа ЭЦП.
Понятие «закрытый ключ» обозначает систему, позволяющую владельцу информации зашифровывать ее - защитить от копирования, изменений и других манипуляций. Доступ к таким документам могут иметь только владельцы так называемого «открытого ключа».