Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 833
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это могут быть партнеры по бизнесу, с которыми заранее было заключено соглашение о подобном способе обмена документацией. При этом сторонами выбирается общая система, которая будет поддерживать возможность использования ЭЦП при совершении сделок. С юридической силой ЭЦП тесно связано понятие сертифицирования.
Для того чтобы использовать ЭЦП, требуется получить сертификат открытого ключа ЭЦП (сертификат ключа подписи) - документ, выданный и заверенный удостоверяющим центром.
Документ подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу. Открытый ключ указывается в сертификате. При его вводе система делает запрос в удостоверяющий центр, где устанавливается, является ли данный пользователь истинным владельцем открытого ключа. Правовой режим электронного документа и документооборота.
Правовое регулирование отношений в области использования электронных документов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», другими Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также не противоречащими им соглашениями сторон. Федеральные законы и нормативные правовые акты регулируют отношения, связанные с формированием и использованием электронных документов, определяют основные требования, предъявляемые к электронным документам в электронном документообороте.
Действие Российского законодательства об электронном документе распространяется на отношения, возникающие в связи с использованием электронных документов физическими и юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления. В целях внедрения новых информационных технологий в работу органов государственного управления, экономики и бизнеса, а значит, поддержки электронного документооборота, принят и осуществляется ряд правительственных программ и решений.
На протяжении нескольких последних лет в стране выполняется Федеральная целевая государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы)».
Таким образом, государство намерено поддерживать создание и развитие государственных и межведомственных информационноуправляющих систем, и межведомственного взаимодействия. Это важно не только для государственного управления, но и для всего общества в целом. Опираясь на единые правила, гражданам и бизнесу будет легче взаимодействовать друг с другом и государством, особенно в сфере исполнения государственных услуг, налоговой, финансовой, экономической и социальной сферах.
Назовем основные действующие документы федерального значения, содержащие определенные нормы применения электронных документов:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 27.07.2010-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон об информации);
Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Федеральный закон об электронной подписи);
Федеральный закон от 27.12.02 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
Таким образом, электронный документ – это документированная информация, представленная в электронном виде, т.е. пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно - телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Использование технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП) является одним из основных способов придания электронному документу юридической (доказательной) силы.
Для обеспечения юридической значимости электронного документа необходимо его соответствие требованиям: к наличию обязательных реквизитов и соблюдению правил их отображения для данного вида документа; компетентности автора, т.е. его праву создавать или подписывать документы такого вида; гарантии целостности и подлинности документа, подтверждению автора документа.
Государство целенаправленно решает задачи перехода на электронный документооборот государственных органов, бизнеса и отдельных граждан, разработки и внедрения электронных административных регламентов и завершения создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов. В настоящее время в стране существует достаточно большая правовая основа для широкого применения электронного документа и систем электронного документооборота.
Вопрос 7. Правовое регулирование отношений в области связи и массовых коммуникаций.
Организация государственного регулирования деятельности в области связи и его основные направления.
Регулирование деятельности в области связи является неотъемлемой функцией государства в силу особой значимости этой сферы для хозяйственного, оборонного и социально-культурного комплексов страны. Нормативно-правовую основу государственного регулирования составляет федеральное законодательство о связи, в частности глава 5 Федерального закона "О связи", которая устанавливает структуру управления отраслью и определяет основные направления государственного воздействия на ее различные участки. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О связи" государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральным органом исполнительной власти в области связи является Министерство информационных технологий и связи РФ, действующее на основании Положения о Министерстве информационных технологий и связи РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2004 г. № 311. Согласно указанному Положению Министерство информационных технологий и связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.
Кроме того, указанное Министрество выступает в качестве почтовой администрации РФ и выполняет функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности в области связи, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федерального агентства связи.
Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи (в том числе почтовой), охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения, нормативно-правовому регулированию в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, охраны культурного наследия, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы .
Федеральное агентство связи является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Указанное Федеральное агентство действует на основании Положения о федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 320. Федеральное агентство связи осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Государство, регулируя деятельность в области связи, устанавливает, в частности, правила использования радиочастотного спектра и его распределения, выделяет полосы радиочастот и назначает радиочастоты или радиочастотные каналы, осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, регулирует ресурс нумерации, осуществляет государственный надзор за деятельностью в области связи, регулирует тарифы на услуги связи, лицензирует деятельность в области оказания услуг связи, определяет правила подтверждения соответствия средств связи и услуг связи.
Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Использование в РФ радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов;
платность использования радиочастотного спектра;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
Надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включает в себя, в частности, организацию и осуществление проверок:
соблюдения требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей (сооружений) связи;
соблюдения операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации;
соблюдения порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ;
соответствия использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ;