Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 806
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лицензирование является одним из наиболее широко используемых административно–правовых инструментов в области природопользования и охраны окружающей среды. Можно говорить о существовании разветвленной разрешительной системы, подразумевая под ней совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание лицензий.
Федеральное законодательство устанавливает обязанность лицензирования для осуществления деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ; водопользования (в области использования и охраны поверхностных, подземных и трансграничных (пограничных) водных объектов и собственно лицензия на водопользование); лесопользования; пользование животным миром; пользование недрами.
В законодательных и иных нормативно–правовых актах определяется порядок и других видов лицензирования, например, в области мелиорации земель, осуществления экологического аудита, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и многих других.
Вопрос 5. Государственный экологический надзор.
Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Целям государственного экологического надзора служат государственная экологическая экспертиза, экологический контроль, экологический мониторинг. В Российской Федерации государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления и другими структурами.
Экологический контроль ставит своими задачами следующее:
1. наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
2. с учетом оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду – проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.
В литературе подробно описываются различные виды экологического контроля: государственного, ведомственного, муниципального, производственного и общественного.
Государственный экологический контроль осуществляется от имени государства специально уполномоченными на то органами и должностными лицами. В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля.
В зависимости от стадии контролируемой деятельности выделяют предупредительный и текущий контроль, а в зависимости от субъекта – общий и специальный. Как уже указывалось выше, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения.
Специальный контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности, последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные.
В соответствии со статьей 66 федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства и т.д. Ведомственный экологический контроль проводится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, Федеральное агентство по атомной энергии осуществляет ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса, а Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – государственный экологический контроль.
Функции государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды выполняет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Муниципальный экологический контроль осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, полномочия которых определены Федеральным законом от 6.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления в сфере экологопользования и охраны окружающей среды владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами (объектами), находящимися в муниципальной собственности. Они обязаны информировать граждан, юридических лиц, иностранцев о состоянии окружающей среды на территории проживания в связи с их обращением, а также оперативно реагировать в случае нанесения ущерба объектам природопользования.
Производственный экологический контроль включает следующие виды проверок:
проверка выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов;
проверка соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности;
проверка строительства природоохранных объектов;
проверка проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности. Общественный экологический контроль в последние годы получает широкое распространение. Его существование как важного правового института основывается на международных правовых актах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулирующих доступ граждан и их объединений к экологической информации.
Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются. Связанные с этим тенденции и даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности находят отражение в законодательстве.
В соответствии с российским законодательством общественный экологический контроль может осуществляться в таких формах, как общественные слушания, референдумы, общественная экологическая экспертиза, обращения в средства массовой информации, жалобы, заявления, иски в природоохранительные, правоохранительные органы и суды. Косвенно общественный экологический контроль проявляется в актах протеста, митингах, демонстрациях, иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации.
Вопрос 6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Структура экологического правонарушения состоит из тех же элементов, что и любое иное правонарушение: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В целом же к экологическому правонарушению можно отнести виновное, противоправное деяние, совершенное лицом, и посягающее на общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также приносящее вред окружающей среде и здоровью человека, либо создающее угрозу причинения такого вреда.
В федеральном законе от 10.01.2002 № 7–ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 75 определены следующие виды юридической ответственности за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и имущественная (гражданско-правовая и материальная).
Уголовная ответственность за экологические преступления определена в главе 26 УК РФ, где содержатся следующие статьи: 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ); 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов); 248 (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами); 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений); 250 (загрязнение вод); 251 (загрязнение атмосферы); 252 (загрязнение морской среды); 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ); 254 (порча земли); 255 (нарушение правил охраны и использования недр); 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов); 257 (нарушение правил охраны водных биологических ресурсов). 258 (незаконная охота); 258.1 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации). 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации); 260 (незаконная рубка лесных насаждений); 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений); 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Множество статей, указанных выше, являются ссылочнобланкетными, и для квалификации деяния требуют обращения к иным нормативным правовым актам.
Административная ответственность за экологические правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ субъектами Российской Федерации могут приниматься свои кодексы об административных правонарушениях. В КоАП РФ содержится глава 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", в которой закреплены основные экологические правонарушения. Помимо главы 8, экологические правонарушения содержатся и в других главах КоАП РФ, например, в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности". Гражданско-правовая ответственность в экологической сфере (основания, условия и порядок привлечения к ответственности за вред, причиненный окружающей среде и здоровью человека) регламентируется гражданским законодательством.