Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экологические права и обязанности граждан устанавливаются в ст. ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ. В ст. 36 Конституции РФ рассматривается право частной собственности на землю. Так, определено, что иметь в частной собственности землю вправе граждане и их объединения.
При этом в Конституции обозначена оговорка, что это право собственности не является абсолютным – «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В ст. 58 закрепляется конституционная обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Названные выше конституционные нормы конкретизируются и детализируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции. Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.
Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регулируют те или иные конкретные экологические отношения, например, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395–1 "О недрах", Федеральный закон от 14.03.1995 № 33–ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 24.04.1995 № 52–ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 24.06.1998 № 89–ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 04.05.1999 № 96–ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др. Особое место в системе источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7–ФЗ "Об охране окружающей среды". Названный нормативный правовой акт является основополагающим в регулировании природопользования и охраны окружающей среды.
В нем содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологического образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т.п.
Локальные нормативные акты также в определенной степени могут содержать нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, и, соответственно, являться источниками экологического права. Их действие распространяется только на работников предприятий и организаций.
Таким образом, источниками экологического права являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия человека, общества и природы, т.е. экологические отношения.
Вопрос 3. Общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Определяя место государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется федеральными органами исполнительной власти государства.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды помимо выше указанных субъектов осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.
Функции управления, реализуемые в области природопользования и охраны окружающей среды, можно определить следующие: нормотворчество; создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; экологическое планирование; экологическое нормирование; экотехническая регламентация; экологическая стандартизация; оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологический аудит; экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды); учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; экологическое воспитание и образование; проведение научных исследований по вопросам окружающей среды; экологический контроль; разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды – составная часть государственного управления в целом.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов: законности управления; комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды; сочетания бассейнового и административно– территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды; разделения хозяйственно–эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов; наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Президент России; Правительство России; правительства субъектов РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" уполномоченными государственными органами в рассматриваемой сфере являются: Министерство природных ресурсов и экологии; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство по рыболовству; Министерство сельского хозяйства; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство геодезии и картографии.
Таким образом, государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Вопрос 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены методы экономического регулирования (ст. 14–18 гл. IV), к числу которых относятся следующие: разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; разработка государственных прогнозов социальноэкономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды
негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды; возмещение вреда окружающей среде и др.
К существенным элементам экономического регулирования относятся планирование и финансирование материально– технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в рамках национальных проектов, программ, прогнозов экономического развития. Совершенствуется система платежей за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Плата за природопользование включает в себя плату за использование отдельных видов природных ресурсов и плату за воздействие на окружающую среду. Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взимается за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а также за их использование в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.
Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду. Суть указанного порядка заключается в различиях оплаты за загрязнение: в пределах, не превышающих установленных лимитов; в пределах установленных лимитов; в пределах временно согласованных нормативов; при сверхлимитном загрязнении окружающей среды.
Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются природопользователями в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов Российской Федерации.
Для экономического регулирования широко используются государственные стандарты и лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 29.) государственными стандартами, – являются нормативные документы, устанавливающие требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды, услуги и т.д., ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Система стандартизации природоохранной деятельности имеет три основных направления:
1. определение экологических нормативов предельных воздействий на окружающую среду. Принципы формирования нормативов ПДК впервые нашли закрепление в ст. 10, 11, 13 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, ПДУ – предельно допустимые уровни вредны физических воздействий на атмосферу и ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ), за нарушение которых предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Нормативы ПДУ (методы их определения и виды источников) разрабатываются, вводятся в действие и изменяются МПР РФ совместно со специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора, Государственного земельного комитета, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды др. Производственные нормативы воздействия на окружающую среду утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии.
2. определение эколого-организационных стандартов, т.е. основные требования к организации охраны окружающей среды. Стандартизация природоохранительной деятельности способствует единообразному подходу к этой сфере экологохозяйственной деятельности, что обеспечивает согласованность усилий субъектов экологических правоотношений в масштабе всей страны с ее отличающимися разнообразными регионами;
3. стандартизация экологической терминологии, имеющая вспомогательное значение и позволяющая установить единообразные понятия, которые, в свою очередь, способствуют как выработке новых стандартов, так и эффективной реализации имеющихся. Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от законодательных актов, так и от актов подзаконного характера.
При этом в Конституции обозначена оговорка, что это право собственности не является абсолютным – «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В ст. 58 закрепляется конституционная обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Названные выше конституционные нормы конкретизируются и детализируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции. Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.
Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регулируют те или иные конкретные экологические отношения, например, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395–1 "О недрах", Федеральный закон от 14.03.1995 № 33–ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон от 24.04.1995 № 52–ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 24.06.1998 № 89–ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 04.05.1999 № 96–ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др. Особое место в системе источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7–ФЗ "Об охране окружающей среды". Названный нормативный правовой акт является основополагающим в регулировании природопользования и охраны окружающей среды.
В нем содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологического образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т.п.
Локальные нормативные акты также в определенной степени могут содержать нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, и, соответственно, являться источниками экологического права. Их действие распространяется только на работников предприятий и организаций.
Таким образом, источниками экологического права являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия человека, общества и природы, т.е. экологические отношения.
Вопрос 3. Общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства. Определяя место государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется федеральными органами исполнительной власти государства.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды помимо выше указанных субъектов осуществляется общественными формированиями и гражданами, юридическими лицами, муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное), государственное управление.
Функции управления, реализуемые в области природопользования и охраны окружающей среды, можно определить следующие: нормотворчество; создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; экологическое планирование; экологическое нормирование; экотехническая регламентация; экологическая стандартизация; оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологический аудит; экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды); учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; экологическое воспитание и образование; проведение научных исследований по вопросам окружающей среды; экологический контроль; разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды – составная часть государственного управления в целом.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов: законности управления; комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды; сочетания бассейнового и административно– территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды; разделения хозяйственно–эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов; наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.
К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся: Президент России; Правительство России; правительства субъектов РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" уполномоченными государственными органами в рассматриваемой сфере являются: Министерство природных ресурсов и экологии; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию; Федеральное агентство по рыболовству; Министерство сельского хозяйства; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство геодезии и картографии.
Таким образом, государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Вопрос 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены методы экономического регулирования (ст. 14–18 гл. IV), к числу которых относятся следующие: разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; разработка государственных прогнозов социальноэкономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды
негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, при использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, в том числе экологического страхования, направленной на охрану окружающей среды; возмещение вреда окружающей среде и др.
К существенным элементам экономического регулирования относятся планирование и финансирование материально– технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды.
Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в рамках национальных проектов, программ, прогнозов экономического развития. Совершенствуется система платежей за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Плата за природопользование включает в себя плату за использование отдельных видов природных ресурсов и плату за воздействие на окружающую среду. Плата за использование отдельных видов природных ресурсов взимается за право пользования отдельными видами природных ресурсов, а также за их использование в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.
Плата за воздействие на окружающую среду взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия как в пределах установленных, так и сверх установленных лимитов воздействия на окружающую среду. Суть указанного порядка заключается в различиях оплаты за загрязнение: в пределах, не превышающих установленных лимитов; в пределах установленных лимитов; в пределах временно согласованных нормативов; при сверхлимитном загрязнении окружающей среды.
Средства, образуемые за счет платы за использование отдельных видов природных ресурсов, направляются природопользователями в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, включая бюджеты субъектов РФ, а также в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды и используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов Российской Федерации.
Для экономического регулирования широко используются государственные стандарты и лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» 2002 года (ст. 29.) государственными стандартами, – являются нормативные документы, устанавливающие требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды, услуги и т.д., ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Система стандартизации природоохранной деятельности имеет три основных направления:
1. определение экологических нормативов предельных воздействий на окружающую среду. Принципы формирования нормативов ПДК впервые нашли закрепление в ст. 10, 11, 13 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». (ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, ПДУ – предельно допустимые уровни вредны физических воздействий на атмосферу и ПДВ – предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ), за нарушение которых предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Нормативы ПДУ (методы их определения и виды источников) разрабатываются, вводятся в действие и изменяются МПР РФ совместно со специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора, Государственного земельного комитета, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды др. Производственные нормативы воздействия на окружающую среду утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии.
2. определение эколого-организационных стандартов, т.е. основные требования к организации охраны окружающей среды. Стандартизация природоохранительной деятельности способствует единообразному подходу к этой сфере экологохозяйственной деятельности, что обеспечивает согласованность усилий субъектов экологических правоотношений в масштабе всей страны с ее отличающимися разнообразными регионами;
3. стандартизация экологической терминологии, имеющая вспомогательное значение и позволяющая установить единообразные понятия, которые, в свою очередь, способствуют как выработке новых стандартов, так и эффективной реализации имеющихся. Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от законодательных актов, так и от актов подзаконного характера.