Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 13. Основы экологического права Российской Федерации Глоссарий

Управление в области природопользования и охраны окружающей среды – это совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, совершенное лицом, и посягающее на общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также приносящее вред окружающей среде и здоровью человека, либо создающее угрозу причинения такого вреда.

Тема 13. Основы экологического права Правоведение

Цели изучения темы: – Изучение основ экологического права России. Задачи изучения темы:  Изучение понятия, предмета и метода конституционного права, место конституционного права в системе национального права;  Изучение особенностей конституционно–правовых норм и конституционных правоотношений;  Рассмотрение источников конституционного права;  Изучение мер конституционно–правовой ответственности;  Изучение системы конституционного права. В результате изучения данной темы Вы будете Знать:  Понятие экологического права как отрасли права;  Предмет экологического права;  Метод экологического права;  Систему и принципы экологического права;  Источники экологического права;  Источники конституционного права;  Общую характеристику управления в области природопользования и охраны окружающей среды;  Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;  О государственном экологическом надзоре, производственном и общественном контроле в области охраны окружающей среды;  Юридическую ответственность за экологические правонарушения. Уметь:  Понимать суть экологического права;  Разбираться в источниках экологического права;  Понимать общую характеристику управления в области природопользования и охраны окружающей среды;  Разбираться в экономическом регулировании в области охраны окружающей среды;  Понимать суть производственного и общественного контроля в области охраны окружающей среды;  Разбираться и знать о юридической ответственности за экологические правонарушения. Владеть:  знаниями о государственном экологическом надзоре. Учебные вопросы темы: 1. Понятие, предмет, метод, принципы и система экологического права. 2. Источники экологического права. 3. Общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды. 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. 5. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. 6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.


Вопрос 1. Понятие, предмет, метод, принципы и система экологического права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Комплексный характер отрасли экологического права обусловлен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Разнородные нормы экологического права объединяются тем, что регулируют особую сферу общественных отношений, составляющих предмет экологического права. Под предметом правового регулирования понимается определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права.

В качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений выступает природа (окружающая среда, природные ресурсы) и ее отдельные элементы – земля, недра, животный мир и др. и связанные с ними интересы человека.

Соответственно, предмет экологического права составляют отношения, связанные:

1. с природопользованием;

2. охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

3. собственностью на природные ресурсы и объекты;

4. защитой экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Правовое регулирование – это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Или, другими словами, это – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для выделения той или другой совокупности правовых норм в качестве отрасли права метод правового регулирования по объективным причинам не является столь значимым, как предмет.



В науке права признается два метода – административно– правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен предмету, используются комбинации названных методов правового регулирования.

Причем административно–правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и право окружающей среды. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Административно–правовой метод правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях выступает уполномоченный орган государства.

В экологическом праве административно–правовой метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения.

В гражданскоправовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации. В условиях рыночной экономики, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданскоправовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства.


К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений образуют правовые институты, которые объединены в отрасль права – экологическое право, подразделенное на Общую и Особенную части.

Общая часть включает институты, нормы которых характерны для институтов особенной части:

 право собственности на природные ресурсы;

 право природопользования;

 юридическая ответственность;

 экономико-правовой режим природопользования и охраны окружающей среды;

 оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

 экологическое лицензирование;

 экологический надзор;

 государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды и др. Особенная часть включает институты, нормы которых регулируют конкретные правовые режимы использования ресурсов:

 землепользования;

 недропользования;

 водопользования;

 лесопользования;

 пользование животным миром и др.

Принципы, присущие Общей части экологического права: использование и охрана земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов, приоритет охранных мероприятий; комплексный подход к использованию природных объектов; устойчивость природопользования; платность природопользования; плановость природопользования.

К принципам, присущим Особенной части экологического права, относятся: приоритетность земель сельскохозяйственного назначения: земли, пригодные по своим природным качествам для использования в сельском хозяйстве, должны в первую очередь отводиться для этих нужд; приоритет вод питьевого и бытового назначения: водные объекты предоставляются в пользование, прежде всего, для питьевых и бытовых нужд населения; приоритет
использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения и т.д..

Таким образом, отрасль права экологическое право обладает рядом перечисленных выше специфических черт. Разнородные нормы экологического права объединяются тем, что регулируют особую сферу общественных отношений, составляющих предмет экологического права.

Вопрос 2. Источники экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия человека, общества и природы, т.е. экологические отношения. Основной источник экологического права в России – нормативный правовой акт. По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В свою очередь, законы подразделяются на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, а подзаконные акты – на нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

Таким образом, систему источников экологического права образуют: Конституция; международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента; нормативные правовые акты Правительства; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты; судебные решения.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой в системе законодательства и играет ключевую роль во всех отраслях права, в том числе экологическом. В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Часть 2 ст. 9 Конституции РФ закрепляет положение, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности".