Файл: Общие виды освобождения несовершеннолетнего от наказания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие виды освобождения несовершеннолетнего от наказания
1.1 Порядок и условия условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего от наказания
2. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
2.1 Правовой статус помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
Вопросы, связанные с прекращением, продлением, восстановлением срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа разрешаются судом по месту его нахождения с обязательным участием несовершеннолетнего, родителей или законных представителей, адвоката, прокурора, представителей специального учебно-воспитательного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что данный вид освобождения несовершеннолетних от наказания имеет большой потенциал, поскольку позволяет оказывать целенаправленное воспитательное воздействие на него, привлекая к общеобразовательному процессу или профессиональному обучению. По данным судебной статистики в 2017 г. были освобождены от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение 371 чел. (1,7 % от общего числа осужденных несовершеннолетних); в 2020 г. – 308 чел. (1,6 %); в 2021 г. – 292 чел. (1,7 %); в первом полугодии 2022 г. – 109 чел. (1,7 %).
Анализ данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует о недостаточном уровне применения судами данного вида освобождения от наказания (ст. 92 УК РФ). Дальнейшее совершенствование законодательной регламентации института освобождения от наказания и помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательного учреждения закрытого типа позволит расширить практику его применения.
В настоящее время в средствах массовой информации широко обсуждается проблема преступности несовершеннолетних. Выявлению причин и условий преступности несовершеннолетних, а также принятию противодействующих мер в настоящее время отводится ключевое место. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Устойчивый рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в стране в последнее десятилетие обусловил дальнейшее развитие законодательства, направленного на общую и специальную профилактику этого антиобщественного явления.
Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) в ст. 90 содержит перечень принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых несовершеннолетнему - предупреждение, передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга.
Освобождение судом от наказания несовершеннолетнего осужденного и применение к нему такой меры уголовно-правового воздействия, в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотрено ч. 2 ст. 92 УК РФ. Она применима только в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершившего преступление средней тяжести или тяжкое преступление.
Направление несовершеннолетних осужденных в специальные учреждения не имеет в судебной практике широкого распространения. Но следует отметить, что в организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими общественно опасное деяние, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа играют значимую роль, представляют собой один из перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами поведения, обучения и развития.
Все это обусловливает необходимость изучения, анализа и обсуждения комплекса вопросов, связанных с направлением несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В рамках настоящей статьи затрагиваются правовые основы помещения несовершеннолетнего осужденного в такое учреждение.
В качестве основных положений, которые определяют основания и условия направления несовершеннолетних осужденных в эти учреждения, необходимо учитывать положения п. 4 - 5 ст. 92, ст. 96 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, мог быть освобожден судом от наказания, если им признавалось, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учреждение. Помещение несовершеннолетнего осужденного в учреждение закрытого типа выражается в его изоляции от общества. Отметим, что, во-первых, несовершеннолетний может направляться в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа лишь при осуждении к лишению свободы и, во-вторых, несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Также в системе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа, куда помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.
Помещение несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа регламентируется также ст. 96 УК РФ. По нашему мнению, правильным было решение законодателя, который в данной статье УК РФ сформулировал принципиальное положение, согласно которому несовершеннолетний может быть помещен в данное учреждение только до достижения им возраста 18 лет. В рамках уголовно-процессуального законодательства регламентируются вопросы, связанные с принятием решений о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, прекращении или продлении срока его пребывания в нем. Этому посвящены ч. 2 - 8 ст. 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Несмотря на то что уголовно-процессуальный закон детально регламентирует порядок применения ч. 2 ст. 92 УК РФ, отдельные вопросы не получили надлежащего правового регулирования. В частности, в рассматриваемых случаях несовершеннолетний приговаривается к наказанию в виде лишения свободы с освобождением от его отбывания. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа предполагает изоляцию осужденного, исключающую возможность его ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию, в связи, с чем суд должен определить место нахождения несовершеннолетнего осужденного до вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению.
Направление копии приговора в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не обеспечивает помещение в него осужденного, поскольку на администрацию учреждения не возложена обязанность по его доставлению в учреждение. В частности, заслуживает обсуждения вариант помещения несовершеннолетнего осужденного до вступления приговора в законную силу и направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел1. Для этого есть соответствующие правовые основания. В такие центры могут помещаться несовершеннолетние, направляемые по приговору суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. На наш взгляд, нельзя согласиться с утверждением о том, что нахождение лица, достигшего возраста 18 лет, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа «допускается только до получения им общего или профессионального образования».
Согласно ч. 4 ст. 92 УК РФ, ч. 4 ст. 432 УПК РФ продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении разрешается при необходимости завершения им общеобразовательного обучения или профессиональной подготовки. Однако такое продление, согласно приведенным нормам, допускается по ходатайству несовершеннолетнего, т.е. лица в возрасте до восемнадцати лет. Это означает, что если в течение установленного судом в приговоре срока пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа несовершеннолетний не закончил получение общего образования и профессиональной подготовки, то он может обратиться в администрацию учреждения с соответствующим ходатайством, которое рассматривается судом. Срок пребывания в учреждении может быть продлен только до достижения им совершеннолетия.
Направление и нахождение в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа несовершеннолетних осужденных, помимо ч. 2 ст. 92 УК РФ, ч. 2 - 8 ст. 432 УПК РФ, регламентируются также Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который неоднократно изменялся и дополнялся с учетом развития в соответствующей части уголовного и уголовно- процессуального законодательства.
Основания, условия и порядок направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осужденного несовершеннолетнего, а также продление, прекращение срока его пребывания в данном учреждении, перевод его в другое аналогичное учреждение, освобождение из него регламентируются комплексом правовых норм, находящихся в УК РФ и УПК РФ, Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. В настоящее время данные нормы согласованы и в принципе образуют работающий механизм, обеспечивающий реальное применение меры уголовно-правового воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Однако, на практике достаточно распространены случаи, когда существует потребность в помещении несовершеннолетнего осужденного на период испытательного срока в учреждение с особыми условиями воспитания. Полагаем, что применение данной меры является целесообразным, например, в отношении таких категорий условно осужденных несовершеннолетних, как:
- имеющие неудовлетворительные условия жизни и воспитания;
- уклоняющиеся от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
- совершившие в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленные преступления небольшой и средней тяжести1.
Таким образом, в образовательные учреждения закрытого типа могут быть помещены на основании постановлении судьи или приговора суда несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, в случаях совершения ими общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности; освобождения от уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; а также в случаях осуждения их за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождения судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ.
Условия таких учреждений предполагают проведение непрерывного контроля и надзора за тем, как ведут себя воспитанники и, отслеживание их перемещений внутри учреждения. Выход за его пределы категорически запрещен. Такая организация ориентирована на воспитание малолетних преступников. Педагогические условия учреждений носят именно воспитательный характер. Он основан на том, что жизнь подростков, их досуг, социальные контакты и адаптация к общественной жизнедеятельности, отношения к рядом находящимся находятся под постоянным контролем воспитателей.
Воспитательный процесс проводится путем реализации индивидуально-воспитательных программ. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику имеет важное значение для достижения должного эффекта. Кроме того, его реализация является достаточно трудоемким процесс, требующим особого педагогического подхода, а, следовательно, мастерства и профессионализма педагогического состава. Педагоги должны быть обучены работе с девиантными подростками. Им необходимо быть осведомленными о причинах отклоняющегося поведения, возможных методах и приемах его коррекции1.
Поэтому целевым назначением функционирования учреждений закрытого воспитательного типа является реабилитация несовершеннолетних преступников, их перевоспитание, направление поведения в нужное русло.