Файл: Анализ бизнес процессов в сфере ретейла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Разработка концепции сервисов экосистемы. Если предыдущие пункты подтвердили возможность и перспективность создания экосистемы, необходимо разработать концепцию её элементов. Имея список первоочередных к реализации сервисов, проработать каждый из них: кто является целевой аудиторией конкретного сервиса, какие проблемы пользователей он будет решать, определить дизайнерские и технические решения, определить, что будет приносить доход во всей экосистеме; определить, планируется ли создание сервисов в пределах одной компании, или возможны схемы сотрудничества;

7. Разработка концепции объединения сервисов в экосистему. Имея готовую концепцию отдельных сервисов, представить, что будет объединять их вместе: бренд, единый аккаунт, система подписок или товары.

8. Оценка экономической эффективности. На основе проведённого анализа рынка, построении календарного графика, определить, будет ли проект экономически эффективен, за какое время окупится, какой доход имеется в данный момент (если имеется), какой будет на этапе разработки и после внедрения.

9. Разработка ИС. Непосредственно разработка дизайна и технической составляющей проекта, их объединение.

10.Запуск, проведение тестов, анализ и доработка.

11.Эксплуатация.

Построение данного подхода помогло систематизировать информацию, полученную в процессе изучения такого явления, как бизнес-экосистемы.

1.3 Исследование рынка при принятии решения о создании экосистемы. Поиск возможных для реализации в экосистеме сервисов

Одним из главных факторов, влияющих на принятие решения о создании экосистемы является исследование рынка, которое можно начать с поиска возможных сервисов.

Первой частью исследования может стать непосредственно поиск по ключевым словам в поисковых системах. Например, если рассматривается создание экосистемы, связанной с музыкальным рынком, то в качестве запросов могут быть использованы сочетания «музыкальные сервисы», «сервисы для музыкантов» и подобные. Так возможен сбор информации среди сервисов, не представляющих для компании конкурентов в данный момент.

Следующим этапом предлагается выявить все преимущества и недостатки каждого из сервисов, выявленных при предыдущих этапах, с точек зрения их функциональности, перспективности, необходимых вложений. Также важным вопросом может являться возможность объединения нескольких небольших услуг в один сервис, что позволит как избежать создания множества подобных сервисов внутри экосистемы, так и создать один качественный и многофункциональный продукт.


При этом ошибкой может стать полное исключение из списка интересов компании тех сервисов, которые не были приняты в первую очередь реализации. Со временем требуемый уровень вложений таких сервисов может стать допустимым при росте доходов компании или же их функциональность с развитием интернет-технологий может расшириться. В случае применения экосистемного подхода на быстроразвивающихся, растущих рынках возрастает роль главных менеджеров проектов (менеджера продуктов) или же штатного аналитика компании – на них может быть возложена ответственность за быструю реакцию на появление новых сервисов или услуг у конкурентов, или же за самостоятельный поиск возможностей для создания новых путей обогащения компании [8].


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ

2.1 Обзор открытой цифровой экосистемы электронной коммерции в Узбекистане

Открытая цифровая экосистема электронной коммерции - комплексный проект, объединяющий большое число участников, информационных сервисов и бизнес-процессов, основанный на принципах взаимовыгодности отношений («win-win»).

Выгоды для клиентов (продавцов и покупателей):

 Единый персональный кабинет. Доступ ко всем сервисам, объединенных экосистемой обеспечивается через единый персональный кабинет (технология единого входа, Single Sign-On). Интеграция всех сервисов в рамках цифровой экосистемы обеспечивает появление «бесшовного пользовательского опыта», который подразумевает беспроблемное переключение клиента между различными сервисами, входящими в экосистему.

 Единый лицевой счет. При открытии персонального кабинета клиенту автоматически открывается единый лицевой счет в Расчетно-клиринговом и репозитарном центре, к которому, при необходимости можно прикрепить любую пластиковую карту или электронный кошелек.

Таким образом, цифровая экосистема обеспечивает клиенту (продавцу и покупателю) возможность, не переходя с одного сайта на другой, не используя десятки паролей, пользоваться практически неограниченными возможностями, которые предоставляет электронная коммерция: купить (продать) товар или квартиру, заказать еду, такси, купить путевку и тут же, пользуясь услугами расчетно-клирингового центра, оплатить покупку.

Центр цифровой трансформации при Министерстве инвестиций и внешней торговли создан в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2019 года № ПП-4302 «О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции». В соответствии с указанным постановлением на Центр (на момент создания – Центр электронного кооперационного портала при Министерстве экономики Республики Узбекистан) была возложена функция по организации функционирования Электронного кооперационного
портала как инструмента поиска партнеров, налаживания хозяйственных взаимоотношений, в том числе долгосрочных, с предоставлением возможности оперативного заключения хозяйственных договоров (контрактов) на поставку промышленной продукции дистанционно. Во исполнение поставленных задач была внедрена электронная платформа для обеспечения доступа отечественных производителей к государственным закупкам.

По итогам деятельности Портала в 2021 году отечественными товаропроизводителями по 42,6 тыс. заключенным на Портале договорам реализовано произведенной ими продукции на сумму 11,5 трлн. сум.

К настоящему времени Электронный кооперационный портал является основным каналом реализации продукции отечественных товаропроизводителей бюджетным и корпоративным заказчикам.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2021 года № ПП-14 «О совершенствовании администрирования электронной коммерции и создании благоприятных возможностей для ее дальнейшего развития» организация была реорганизована в Центр цифровой трансформации при Министерстве инвестиций и внешней торговли и на него возложены следующие дополнительные задачи:

Формирование Цифровой экосистемы и исполнение функций ее оператора:

 Создание для платформ электронной коммерции условий равного доступа к своей клиентской базе и оказания им услуг, независимо от формы собственности, ведомственной и отраслевой принадлежности, территориального расположения;

 Обеспечение проведения расчетов и платежей с одного личного расчетного счета и гарантированного исполнения договорных обязательств сторон (по принципу аккредитива) в связи с выполнением функций системы «эскроу» Цифровой экосистемы.

Таблица 2.1

Новые возможности экосистемы E-commerce4

Универсальный e-commerce ID

Возможности онлайн регистрации юридических лиц посредством ЭЦП, в целях предоставления или получения онлайн услуг

Единый расчетный инструмент

Каждому резиденту экосистемы предоставляется возможность проведения расчетов в едином расчетном пространстве

Логистика

Возможность выбора логистических компаний для размещения и оформления заказов по логистике товаров

Цифровые сервисы

Открытие счета, епос, платежный шлюз, онлайн счет фактура. То есть будете переход на страницу с сервисами партнеров экосистемы

Для экспортеров

Площадка для взаимодействия производителей-экспортеров с внешнеторговыми компаниями и покупателями, предоставляющая возможность вести переговоры и заключать сделки в режиме реального времени

Для гос. Закупок

Площадка для взаимодействия с местными производителями, проведения торгов, заключения контрактов

Маркетплейс

Цифровая экосистема может включать в себя множество взаимодействующих организаций, которые не управляются по вертикали. Однако в каждой экосистеме есть организация-лидер, вокруг которой происходит развитие самой экосистемы. Она владеет цифровой платформой, задает архитектуру и определяет основные параметры – правила взаимодействия участников экосистемы, стандарты, интерфейсы. При этом другие фирмы-участники сами выстраивают ценовую политику, ассортимент, уровень сервиса и др

Льготы

Для операторов платформ электронной коммерции, интегрированных в Цифровую экосистему, ставка по налогу применяются сниженные

Инвесторам

Экосистема - комплексный проект, объединяющий большое число участников, информационных сервисов и бизнес-процессов, основанный на принципах взаимовыгодности отношений («win-win») и конкуренции участников


Выгоды для информационных платформ (маркетплейсов и цифровых сервисов):

Продвижение своих услуг, поиск клиентов. Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются информационные платформы – продвижение своих услуг, поиск клиентов. Цифровая экосистема позволяет платформам электронной коммерции сразу после бесплатной регистрации в экосистеме получить доступ к общей клиентской базе.

2.2 Анализ использования экосистемного подхода на примере Uzum, Zood

Интерес потребителей к электронной коммерции бурно развивается. Тому есть несколько подтверждений. В частности, по данным Центрального банка на январь 2020 года, количество скачиваний банковских приложений составило 10 млн, а через 2 года эта цифра удвоилась, составив 20 млн скачиваний (данные за январь 2022 года таблица 2.2). По состоянию на 1 декабря 2022 года количество пользователей дистанционных банковских услуг достигло 29 млн — прим. Spot). Соответственно, потребительские предпочтения росли в год на 50%.

Таблица 2.2

Количество пользователей систем дистанционного банковского обслуживания на 1 января 2022 г.5



Банк

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Физические лица

Итого

1

Национальный банк

76 013

1 324 849

1 400 862

2

Узпромстройбанк

48 318

2 611 236

2 659 554

3

Агробанк

171 027

2 993 635

3 164 662

4

Ипотека-банк

132 546

1 816 496

1 949 042

5

Микрокредитбанк

51 926

718 490

770 416

6

Народный банк

57 324

2 868 963

2 926 287

7

Савдогарбанк

8 599

79 169

87 768

8

Кишлок курилиш банк

24 670

361 229

385 899

9

Туронбанк

28 455

236 849

265 304

10

Hamkorbank

95 307

1 212 689

1 307 996

11

Асака банк

32 277

902 397

934 674

12

Ипак Йули

37 935

988 393

1 026 328

13

Ziraat bank Uzbekistan

2 402

31 984

34 386

14

Трастбанк

32 987

161 438

194 425

15

Алокабанк

22 672

483 142

505 814

16

КДБ Банк Узбекистан

876

35 384

36 260

17

Туркистонбанк

3 769

15 453

19 222

18

Садерат банк Ташкент

218

1 702

1 920

19

Универсалбанк

7 940

95 065

103 005

20

Капиталбанк

36 099

301 216

337 315

21

Равнак-банк

2 241

44 610

46 851

22

Давр-банк

24 261

89 480

113 741

23

Invest Finance bank

23 781

354 609

378 390

24

Asia Alliance bank

14 142

237 334

251 476

25

Hi-Tech bank

1 622

22 211

23 833

26

Ориент Финанс банк

23 777

340 546

364 323

27

Мадад Инвест банк

884

2 485

3 369

28

Узагроэкспортбанк

110

1 288

1 398

29

Пойтахт банк

801

4 762

5 563

30

Tenge bank

645

7 202

7 847

31

TBC bank

0

313 474

313 474

32

ANOR bank

4 956

577 024

581 980

Всего

968 580

19 234 804

20 203 384