Файл: Автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками (на примере муниципального предприятия городского округа Самара Пассажирский автомобильный транспорт).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Обеспечивает печать разнарядки, маршрутных листов, журнала нештатных ситуаций.
- АРМ билетной кассы.
Выписка и учет билетно-учетных листов кондуктора на маршруте.
- АРМ руководителя.
Просмотр оперативной информации от АРМ служб.
Просмотр журналов нештатных ситуаций.
Вывод интерактивных отчетов.
- АРМ Администратора.
Определение прав пользователей на использование функций, на просмотр и редактирование справочников.
2) АСУ-Навигация (автоматизированная система диспетчерского управления пассажирским транспортом).
С этой системой работает диспетчерская служба. Является частью центральной диспетчерской службы (ЦДС) города, позволяет выполнять диспетчерский контроль транспортной работы, оперативное взаимодействие с водителем на маршруте, оперативное определение мест ДТП и ЧП. Сервер этой системы расположен в Департаменте Транспорта города Самара в ЦДС, взаимодействие с сервером происходит через интернет по защищенному каналу связи при помощи программы клиента.
3) 1С: Предприятие - Бухгалтерия и Зарплата, и Управление Персоналом).
На предприятии используется АИС «1С: Предприятие», благодаря которой сотрудники подразделений МП «Пассажиравтотранс» своевременно формируют бухгалтерскую отчетность, анализируют финансовые результаты отдельных подразделений компании, контролируют взаимодействие с контрагентами (поставка материалов, работы со счетами и т.д.);
1С: Зарплата и Управление Персоналом позволяет решать задачи управления персоналом отдела кадров и ООТИЗ - учет рабочего времени сотрудников, расчет зарплаты, отпусков и т.д.
13 4) Вспомогательные службы, реализованные на базе серверных систем компании Microsoft:
— служба каталога Active Directory;
— служба электронной почты;
— служба хранения файлов.
Используемое на предприятии программное обеспечение (ПО) в целом решает задачи управления перевозками, однако, в силу использования устаревших технологий в прикладном решении АРМ ПАТП, реализующем автоматизацию основных бизнес-процессов на предприятии, в настоящее время существуют проблемы с интеграцией и обеспечением бесшовной связи бизнес- процессов и обмена данными в реальном времени между разнородными системами и модулями (финансовыми, логистическими, аналитическими) используемых автоматизированных систем. А также имеются проблемы с совместимостью используемых автоматизированных информационных систем с современными операционными системами, и, как следствие, угрозами с точки зрения информационной безопасности и надежности ввиду отсутствия поддержки операционной системы Windows Server 2003R2 со стороны производителей оборудования и программного обеспечения.
1.1.4 Сущность задачи автоматизации управления перевозками
Специфика работы транспортного предприятия
МП
«Пассажиравтотранс» связана с циркуляцией и переработкой информации.
Информация, циркулирующая в системе МП «Пассажиравтотранс» может быть предоставлена и обработана в том числе и в неавтоматизированной форме. Это объясняется тем, что, незначительная часть информации используется в том виде, в котором поступает извне или вырабатывается внутри.
Целью применения информационной системы на транспортном предприятии является повышение эффективности транспортных процессов на основе использования современных компьютеров, распределенных баз данных, локальной вычислительной сети для организации переработки и циркуляции
14 информации. Общая структурная схема информационной системы предприятия на текущий момент представлена на Рисунок 1.3.
АРМ
Эксплуатации
АРМ
Билетной кассы
АРМ
Руководителя
АРМ
Отдела кадров
АРМ
Планового отдела
АРМ
Бухгалтерии
АРМ
Администратора
File
БД АРМ ПАТП
1C
SQL
БД 1C
АРМ
Диспетчера
АРМ
ПТО
АРМ
ОМТС
Рисунок 1.3 – Общая структурная схема АИС предприятия AS-IS
Как видно из Рисунок 1.3 в своей деятельности службы и отделы предприятия используют автоматизированные информационные системы АРМ
ПАТП и 1С: Предприятие, при этом прямой передачи данных между этими системами нет.
Рассмотрим технологическую схему деятельности сотрудника службы эксплуатации по заказу клиента на транспортное обслуживание, показанную на
Рисунок 1.4. Данные полученные в результате деятельности диспетчера могут быть использованы, для дальнейшего анализа процесса оказания услуг предприятием, принятия управленческих решений согласно рассчитанным показателям эффективности, для этого они должны быть перенесены в базу данных 1C. Автоматизированный процесс переноса при этом не реализован.
15
Директор
Заместитель директора по эксплуатации
ПЭО
Специалист ПЭО
ПТО
Специалист ПТО
АРМ ПАТП
ДС
Диспетчер
ДС
Диспетчер
Рисунок 1.4 – Технологическая схема деятельности диспетчера при обработке заказа на транспортное обслуживание
Стоит отметить, что скорость операций напрямую зависит от возможностей сетевого и серверного оборудования. В данном случае, на предприятии имеется довольно старое серверное оборудование. В то же время предприятие обширно использует информационные технологии - 1С:
Предприятие, корпоративную почту и прочие сервисы, данные которых хранятся на серверах. Время прохождения всех бизнес-процессов в связи с ситуацией устаревающего оборудования, как правило, устанавливается с запасом, так как, во-первых, старые сервера значительно увеличивают время проведения операций, и, во-вторых, из-за устаревания оборудования возрастает вероятность отказов сервера, увеличивается возможные простои в работе.
Проблема совместимости используемых автоматизированных информационных систем с современными операционными системами накладывают ограничения на возможность модернизации серверных мощностей.
16
Получаем что для исследуемого предприятия актуальна минимизация издержек через повышение эффективности процессов учета, посредством проекта модернизации используемой автоматизированной информационной системы и оптимизации использования имеющихся ресурсов.
1.2. Концептуальное моделирование предметной области
В рамках работы над данным проектом был проведен анализ бизнес- процессов по учету заказов на перевозку в деятельности сотрудника службы эксплуатации, определены задачи автоматизации.
Проведем анализ деятельности сотрудника службы эксплуатации в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма процесса учета перевозок приведена на Рисунок 1.5. Как показано на Рисунок 1.5, учет перевозок МП
«Пассажиравтотранс» предполагает наличие входных информационных потоков:
- данные о транспортных средствах;
- путевые листы (содержат полную информацию о перевозке, включая пробег, расход топлива, цель поездки и т.п.);
- данные о совершенных ДТП.
Результирующими информационными потоками являются:
- Отчетность о расходе топлива;
- Отчетность об использовании транспорта сотрудниками;
- Отчетность о статистике ДТП;
- Отчетность о суммарном пробеге.
В своей деятельности сотрудники транспортного отдела руководствуются:
- законодательством РФ;
- внутриорганизационными регламентами.
Исполнителями являются сотрудники службы эксплуатации.
17
Рисунок 1.5 – Контекстная диаграмма учета перевозок
Диаграмма декомпозиции процесса учета перевозок приведена на
Рисунок 1.6.
Рисунок 1.6 – Диаграмма декомпозиции процесса учета перевозок
18
В работе диспетчера, основными являются процессы:
- учет транспортных средств;
- учет организационной структуры;
- учет путевых листов;
- формирование отчетности.
Диаграмма декомпозиции процесса учета транспортных средств приведена на Рисунок 1.7.
Рисунок 1.7 – Диаграмма декомпозиции процесса учета транспортных средств
Как показано на Рисунок 1.7, учет транспортных средств (ТС) предполагает ведение учета моделей ТС, их технических характеристик, в соответствии с которыми экономистами составляются нормативы расхода топлива, которые далее используются для планирования бюджетных расходов на закупку топлива. Также на данном этапе ведется учет автопарка.
19
Рисунок 1.8 – Диаграмма декомпозиции процесса учета организационной структуры МП «Пассажиравтотранс»
Рисунок 1.9 – Диаграмма декомпозиции процесса учета путевых листов
20
На
Рисунок
1.8 приведена диаграмма декомпозиции учета организационной структуры МП «Пассажиравтотранс», на Рисунок 1.9 – процесса учета путевых листов. Как показано на Рисунок 1.8, в рамках поставленной задачи проводится учет перевозок по специалистам по клиентам.
Главным бизнес-процессом исследуемой технологии является учет путевых листов, содержащих все данные о перевозках, что включает в себя:
- учет расхода ГСМ;
- учет пробега;
- учет ДТП;
- расчет фактических затрат на осуществление перевозок.
1.3. Постановка задачи внедрения информационной системы учета
перевозок
Одной из главных причин, не позволяющей предприятию соответствовать современным условиям, является раздельное существование используемых информационных систем управления предприятием. В связи с этим возникает разрыв в циркуляции информации между системой управления и процессами, происходящими в организации. Слабая информированность в существующем варианте в результате не позволяет руководителям обеспечивать выполнение процессов, а также лишает возможности их анализа и совершенствования.
1.3.1 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи
Выделим основные задачи в технологии работы специалистов, где необходимо проведение учета с использованием информационных технологий:
1) ведение базы данных по учету транспортных средств;
2) мониторинг локализации транспорта;
3) документирование работ, проводимых специалистами в привязке к конкретному объекту;
4) документирование процесса осуществления перевозок;
5) документирование работ по инвентаризации материальных запасов;
6) подачу заявок на проведение работ с использованием средств базы данных и контроля их исполнения;
21 7) документирование поступлений денежных средств.
В ходе исследования было выявлено, что в работе специалистов предприятия необходимо вести учет заявок, формировать отчетные формы и выходных документов, в которых присутствуют данные из разделенных информационных баз.
Цель внедрения информационной системы - оптимизация работы специалистов пассажирской транспортной компании, создание единого информационного пространства, отказ от использования устаревших и небезопасных технологий.
АРМ
Эксплуатации
АРМ
Билетной кассы
АРМ
Руководителя
АРМ
Отдела кадров
АРМ
Планового отдела
АРМ
Бухгалтерии
АРМ
Администратора
АРМ
Диспетчера
АРМ
ПТО
АРМ
ОМТС
Единое информационное пространство
Интегрированная БД
Сервер БД
Сервер приложений
Рисунок 1.10 – Структура информационной системы автотранспортного предприятия TO-BE
Внедрение современной АИС позволит произвести усовершенствование используемого на предприятии оборудования вычислительных систем, обновление используемых операционных систем на более современные и безопасные, упростит масштабирование решения при необходимости.
22
1.3.2 Общая
характеристика
организации
решения
задачи
с
использованием АИС
Входными информационными потоками являются данные о перевозках, о заявках клиентов, расходе ГСМ. Информация о заявке на перевозку включает в себя следующее: данные о клиенте, содержание заявки, информацию о маршруте перевозки, сроках исполнения и стоимости заказа, в данных путевых листов содержится информация о дате поездки, времени, пробеге и расходе
ГСМ.
Рисунок 1.11 – Диаграмма потоков данных
Автоматизация бизнес-процессов предприятия является важнейшей задачей, т.к. основная деятельность предприятия связана с обработкой документации. Отсутствие анализа состояния автопарка, расхода ГСМ не позволяет корректно определять бюджет на закупку ГСМ. Также необходим мониторинг состояния автомобилей для анализа необходимости проведения технического обслуживания.
23
1.4. Сравнительная характеристика существующих разработок и
обоснование выбора программной платформы
Важнейший шаг в построении информационной системы – выбор программной платформы. В данном разделе представлено описание некоторых существующих прикладных решений для автоматизации процессов транспортных предприятий.
Рассмотрим автоматизированные системы, в которых реализована задача управления перевозками.
1)
1С: Предприятие 8. «Управление автотранспортом».
Решение имеет возможность интеграции с программными продуктами
1C:«Управление производственным предприятием» (УПП). Структурная схема решения «1С: Управление автотранспортом» показана на Рисунок 1.12.
Рисунок 1.12 – Структурная схема «1С: Управление автотранспортом»
24
Как показано на схеме программу составляют следующие основные подсистемы:
– модуль диспетчеризации;
– модуль ПТО;
– модуль учета ГСМ;
– модуль учета ремонтов;
– модуль складского учета;
– модуль учета билетных листов, посадочных ведомостей и взаиморасчетов;
– модуль учета работы водителей;
– модуль учета затрат.
АИС решает задачи:
– комплексное управление ресурсами предприятия (ERP);
– зарплата, управление персаналом и кадровый учет (HRM);
– управленческий учет;
– финансовый учет;
– управление транспортом;
– бухгалтерский и налоговый учет.
2) Галактика Управление транспортом.
Решение создано на основе ERP системы корпорации «Галактика» с учетом специфики предприятий транспортной сферы. АИС дает возможность выполнять задачи управления транспортом и решать задачи финансового планирования и управления, производственного планирования, вести учет и кадровый менеджмент в едином информационном пространстве.
АИС обладает модульной структурой, наиболее актуальными для АТП являются модули: управление персоналом, заработная плата, управление транспортом, пассажирские перевозки, учет билетной продукции, интеграция с программой GPS навигации, интеграция с программой управления АЗС, интеграция с электронной проходной.
25
Рисунок 1.13 – Галактика Управление транспортом
В качестве критериев анализа существующих разработок выберем ряд функциональных и технологических критериев в соответствии с современными тенденциями:
– функциональная полнота (наличие функционала учета автопарка, учет клиентов, учет пробега автотранспорта, учета заказов на перевозки, формирование отчетности в разрезе транспортных средств, анализ использования ГСМ и т.д.);
– доработка
(необходимость доработки модулей, форм; инфраструктуры);
– технологичность (интеграция с БД ранее установленных систем, удаленный доступ/web доступ и т.д.);
– перспективы развития (поддержка, обновления);
– стоимость.
26
Таблица 1.1 – Общая оценка решений по управлению АТП
Характеристики
АИС
1С: УАТ
Галактика ERP
Функциональная полнота
Функции полностью соответствуют требованиям
Избыточная функциональность
Доработка
Минимальное количество доработок
Необходимо выполнить много доработок
Технологичность
Полная интеграция с
БД 1С, отсутсвие интеграции с БД АРМ
ПАТП
Частичная интеграция с
БД 1С, отсутвие интеграции с БД АРМ
ПАТП
Перспективы развития
Широко развита сеть обслуживания и поддержки системы
Поддержка и обслуживание системы развито не очень широко
Стоимость внедрения
Высокая (
>500 т. р.
)
Очень высокая (
>750 т. р.
)
Для принятия решения по выбору программной платформы будет использоваться метод анализа иерархии. Такой подход состоит из нескольких этапов. Выбираются альтернативы и критерии, по которым их оценивают.
Выполняя попарные сравнения определяются важности критериев. Проводится сравнение альтернатив друг с другом по каждому критерию. Рейтинг альтернативы складывается из произведений весовых коэффициентов и значимостей по каждому критерию.
Рисунок 1.14 – Иерархическая модель оценки программного обеспечения