Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1551

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 266 -
8. Способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2).
9. Способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3).
10. Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).
11. Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г.
Женева, 1989 г. (ПК-6).
12. Готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека
(ПК-7).
13. Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8).
14 Готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9).
15. Готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10).
16. Готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11).
17. Готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).
Схема ориентировочной деятельности студентов при отработке практических
навыков:
№ п/п
Этапы деятельности
Средства деятельности
Критерии самоконтроля
1.
Установление психологического контакта с ребёнком и его родственниками
Соблюдение норм деонтологии, внимание, доброжелательность добросовестность, и тщательность при сборе анамнеза
Адекватная реакция ребёнка на осмотр, доброжелательность ухаживающего родственника при беседе со студентами
2.
Сбор анамнеза болезни, жизни, генеалогического, лекарственного, аллергологического и эпидемиологического анамнеза
Беседа с родственниками, беседа с больным ребенком
(старшего возраста), анализ родословной и медицинской документации (выписок из стационара, амбулаторной карты (форма 112/у)
Генеалогический анамнез: избыток массы тела у матери, отца, родственников; отягощенность по сахарному диабету, анализ течения заболевания по темпам прироста массы, возраста прибавок, особенности


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 267 - вскармливания и питания, осо- бенности пищевого режима и физических нагрузок, перенесенные заболевания, наличие хронических заболеваний.
3.
Объективный осмотр,
Анализ параклинических показателей
Уровень гликемии, холестерина, сахарной кривой, уровня половых гормонов. ТТГ, экскреции 17- кетостероидов.
ЭКГ. рентгенографии черепа, данных компьютерной томографии, осмотра узких спе- циалистов.
Уровень гликемии, холестерина, сахарной кривой, уровня половых гормонов. ТТГ, экскреции 17- кетостероидов.
ЭКГ. рентгенографии черепа, данных компьютерной томографии, осмотра узких спе- циалистов.
4.
Дифференциальный диагноз
Проводится на основе анализа данных анамнеза, основных дифференциально- диагностических принципов комплексного обследования
Алгоритмы дифференциальной диагностики
6.
Формулировка и обоснование диагноза, проведение дифференциального диагноза
Согласно принятой классификации и терминологии.
Проводится на основе различия основных дифференциально- диагностических признаков
7.
Лечение
В соответствии с Приказом
Минздрава России от 21.12.2012
N 1348н "Об утверждении
Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Минздрава России от
12.11.2012 N 908н (ред. от
25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология". в«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению врожденного гипотиреоза у детей» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению болезни
Диетотерапия, витаминотерапия, дегид- ратирующая. ноотроппая терапия, физиотерапия, лечение осложнений.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 268 -
Грейвса у детей и подростков»
Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
-Национальным руководством по педиатрии, практическим руководством по антимикробной химиотерапии
(под ред. Л.С.Страчунского,
Ю.Б.Белоусова, С.Н.козлова)
8.
Профилактика
Первичная, вторичная и третичная. Режим, рациональное питание, режим адекватных физических нагрузок, кратность наблюдения специалистов. Субкалорийная диета, режим разгрузоч ных дней, расширение активного отдыха осмотр педиатра с ожирением I - II ст. 2 раза в год, с III - IV ст. - ежемесячно с контролем массы тела, гликемии, холестерина
Цели: заболеваемости, уменьшение случаев тяжёлого, осложнённого течения, снижение летальности от тяжёлого, осложнённого течения заболевания.
9.
Диспансерное наблюдение
В соответствии с
1) ) Приказом Минздрава
России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б)Приказ Минздрава России от
12.11.2012 N 908н (ред. от
25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология". в)«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению врожденного гипотиреоза у детей» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по
Показатели эффективности диспансеризации:

-Изменения в состоянии здоровья диспансеризуемых (с улучшением, с ухудшением, без изменений);

-Удельный вес больных, имевших обострение заболевания, по поводу которого осуществляется диспансерное наблюдение;

- Количество больных снятых с диспансерного учета по выздоровлению;

-Первичная инвалидность среди диспансеризуемых; удельный вес количества выполненных
ИПРА (индивидуальных программ реабилитации) детей- инвалидов от общего числа детей-инвалидов;

-Динамика численности детей-инвалидов;


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 269 - диагностике и лечению болезни
Грейвса у детей и подростков»
Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г., г) Приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 750н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете" (Зарегистрировано в
Минюсте России 13.03.2013 N
27660)
-Национальным руководством по педиатрии,в) Педиатрия.
Национальное руководство.
Краткое издание / под ред. А. А.
Баранова. — М. : ГЭОТАР-
Медиа, 2014. — 768 с. : ил. в) Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Баранова. — М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с.
: ил. е) практическим руководством по антимикробной химиотерапии (под ред.
Л.С.Страчунского,
Ю.Б.Белоусова, С.Н.Козлова

- Обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение правил выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг;

-Летальность диспансеризуемых.
11. Социальная адаптация
Приказ МЗ РФ от 30 июня 2016 г. N 436 н «Об утверждении
Перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому».
Учет нормативных документов для социальной адаптации хронических больных и реконвалесцентов острых заболеваний.
12
Санаторно-курортное лечение
Приказ Министерства здравоохранения РФ от
05.05.2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно- курортного лечения»,
Приказ Минздрава России от
07.06.2018 N 321н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"
Соблюдение правил медицинского отбора, показаний и противопоказаний при направлении больных на санаторно-курортное лечение.
13. Дозирование
Приказ Минздрава России от
Определение медицинской

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 270 - физической нагрузки у организованных детей.
01.03.2016 N 134н "О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
(Зарегистрировано в Минюсте
России 21.06.2016 N 42578).
Приказ Минздрава России от
10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних"
(вместе с "Порядком заполнения учетной формы N
030-ПО/у-17 "Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего",
"Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N
030-ПО/о-17 "Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних")
(Зарегистрировано в Минюсте
России 18.08.2017 N 47855) группы для занятий физической культурой в соответствии с
Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3
к «Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
Провести оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья детей и подростков, восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом
Тесты:
1. ХРОНИЧЕСКАЯ НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (БОЛЕЗНЬ
АДДИСОНА) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
А) судорогами
Б) гиперпигментацией кожи
В) повышенным аппетитом


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 271 -
Г) желтушностью кожи
2. ДЛЯ ГИПЕРКОРТИЦИЗМА ХАРАКТЕРНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ
А) желтуха
В) артериальная гипертензия
Б) повышенная ломкость костей
Г) артериальная гипотония
3. ОСНОВНЫМ СИМПТОМОМ ФЕОХРОМОЦИТОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ
А) артериальная гипотония
Б) артериальная гипертензия
В) гипергликемия
Г) гиперхолестеринемия
4. ЛЕКАРСТВЕННЫМ ПРЕПАРАТОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ
НАДПОЧЕЧНИКОВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ
А) верошпирон
Б) кортинефф
В) инсулин
Г) андрокур
5. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ГИПОФИЗАРНОГО НАНИЗМА
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРИМЕНЕНИИ
А) тиреоидных гормонов
Б) соматотропного гормона
В) хорионического гонадотропина
Г) эстрогенов
6. В ЛЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКЗОГЕННОГО ОЖИРЕНИЯ У
ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ
А) метод бандажирования желудка
Б) анорексигенные препараты
В) диетотерапию
Г) липосакцию
7. НЕКОРРЕГИРУЕМЫМ ЭТИОЛОГИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ ОЖИРЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ ЯВЛЯЕТСЯ
А) низкий уровень физической активности
Б) особенность пищевого поведения
В) тягощенная наследственность
Г) нарушение баланса между поступлением энергии и ее расходом
8. ДЛЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКЗОГЕННОГО ОЖИРЕНИЯ
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ
А) наследственная предрасположенность
Б) нейроинфекция
В) длительное лечение стероидными препаратами
Г) хроническое соматическое заболевание
9. ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСЛОЖНЕНИЙ ОЖИРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
НЕОБХОДИМА
А) консультация диетолога
Б) рентгенография органов грудной клетки и консультация диетолога
В) консультация психолога
Г) консультация окулиста с исследованием глазного дна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 272 -
10. ГИПОКОРТИЦИЗМ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СНИЖЕНИЕМ УРОВНЯ
ГОРМОНА
А) инсулина
Б) кортизола
В) адренокортикотропного
Г) тиреотропного
11. ПРИ СОЛЬТЕРЯЮЩЕЙ ФОРМЕ ВРОЖДЕННОЙ ДИСФУНКЦИИ КОРЫ
НАДПОЧЕЧНИКОВ ПРОВОДЯТ ТЕРАПИЮ
А) противорецидивную
Б) прерывистыми курсами
В) непрырывную, пожизненую
Г) краткосрочную
12. В ОСНОВЕ СИНДРОМА ШЕРЕШЕВСКОГО-ТЕРНЕРА ЛЕЖИТ
А) лишняя Х
Б) делеция плеча 5-й пары хромосомы
В) отсутствие Х хромосомы
Г) кольцевидная хромосома 18 пары
13. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИМЕНЯЮТ
А) соматотропин
Б) гидрокортизон
В) гонадотропин хорионический
Г) инсулин
14. ПЕРЕДНЕЙ ДОЛЕЙ ГИПОФИЗА ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ
А) окситоцин
Б) Т3
В) Т4
Г) ТТГ
15. АЛЬДОСТЕРОН СИНТЕЗИРУЕТСЯ
А) щитовидной железой
Б) задней долей гипофиза
В) клубочковой зоной надпочечников
Г) передней долей гипофиза
16. СКРЫТЫМ ПОЛОВЫМ ЧЛЕНОМ СЧИТАЮТ ЧЛЕН
А) нормальных возрастных размеров, погруженный в окружающие ткани лонной области и мошонки
Б) расщепленный
В) с недоразвитыми кавернозными телами
Г) с гипертрофированной крайней плотью
17. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОЙ ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСТРЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ЯИЧЕК У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ
А) нарушение обменных процессов
Б) специфическая инфекция
В) влияние механических факторов
Г) диспропорция развития тканевых структур детского организма
18. К АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ ЭНДОКРИННОЙ
СИСТЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ОТНОСИТСЯ
А) активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы
Б) ювенильное увеличение щитовидной железы


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 273 -
В) увеличение тимуса
Г) уменьшение объема яичек у мальчиков
19. УГНЕТЕНИЯ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНО-НАДПОЧЕЧНИКОВОЙ
СИСТЕМЫ НЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ПРИЕМЕ ПРЕДНИЗОЛОНА В ДОЗЕ ____
МГ/СУТКИ
А) 10
Б) 5
В) 20
Г) 40
20. СУПРЕССИВНАЯ ТЕРАПИЯ ГКС ПРИ АДРЕНОГЕНИТАЛЬНОМ СИНДРОМЕ
ПОДРАЗУМЕВАЕТ
А) всю дозу кортизона утром
Б) 2/3 дозы кортизона утром, 1/3 дозы вечером
В) 1/3 дозы кортизона утром, 2/3 дозы вечером
Г) всю дозу кортизона вечером
21.КАКОВА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА ГОРМОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ
АДРЕНОГЕНИТАЛЬНОМ СИНДРОМЕ?
А) 2 месяца
Б) на срок продолжительности криза
В) пожизненно
Г) 6 месяцев
Клинические ситуационные задачи.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Юра Ф. 12 лет обратился к врачу-педиатру участковому с жалобами на избыточный вес, повышенный аппетит, слабость, быструю утомляемость, частые головные боли в затылочной области.
Из анамнеза известно, что родители и родная сестра мальчика полные. В семье употребляют много сладкого, жирного, выпечных изделий.
Ребёнок от второй беременности, вторых родов в срок, без патологий. Масса тела при рождении 4200 г, длина 52 см.
Осмотр: рост 142 см, масса тела 92 кг, ИМТ - 46 кг/м , объем талии 96 см. Кожные покровы обычной окраски, в области живота, ягодиц, бёдер - ярко-розовые стрии, подкожно-жировой слой развит избыточно с преимущественным отложением жира на животе. Тоны сердца несколько приглушены. ЧСС - 95 уд/минуту, частота дыхания - 19 в
1 минуту. АД - 160/80 мм рт. ст. При пальпации живота отмечается болезненность в правом подреберье, печень выступает из-под края рёберной дуги на 1см.
Общий анализ крови: гемоглобин - 130 г/л, эритроциты - 3,9*10 /л, лейкоциты - 5,5*10 9
/л, палочкоядерные нейтрофилы - 1%, сегментоядерные нейтрофилы - 52%, эозинофилы -
5%, лимфоциты -37%, моноциты - 5%, СОЭ - 4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет жёлтый, прозрачная, относительная плотность 1015, реакция кислая, белок - нет, сахар - нет, ацетон не определяется.
Биохимический анализ крови: общий белок - 65 г/л, холестерин - 7,6 ммоль/л, триглицериды - 2,5 ммоль/л, ЛПВП - 0,8 ммоль/л, ЛПНП - 3,8 ммоль/л, глюкоза натощак -