Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1548

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.
Участковая педиатрическая служба взаимодействует с основными составляющими системы реабилитации детей-инвалидов:
1) – научные взгляды, идеи и представления, научно-технические разработки в области реабилитации инвалидов;
2) – законодательная и нормативная правовая база по вопросам реабилитации инвалидов;
3)– совокупность услуг, мер и средств реабилитации;
4)– целевые федеральные (государственные), региональные и муниципальные программы реабилитации инвалидов;
5)– государственные реабилитационные стандарты;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 278 -
6)– индивидуальные программы реабилитации ребенка-инвалида, выданные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
7) – органы управления федерального, регионального и муниципального уровней
(«органы управления системой реабилитации»);
8) – сеть учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе и реабилитационных:
А. здравоохранения (больницы восстановительного лечения, отделения и кабинеты восстановительного лечения, специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации, врачебно-физкультурные диспансеры, санаторно-курортные учреждения);
Б образовательные организации (дошкольные образовательные, бщеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования, организации, осуществляющие обучении.
1
В социальной защиты населения
Г культуры;
Д труда (центры занятости населения, в крупных городах центры (биржи) профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов и др.);
Е физической культуры и спорта;
Ж организации и предприятия реабилитационной индустрии по проектированию, разработке и производству технических средств реабилитации;
З некоммерческие и общественные организации инвалидов и детей-инвалидов, организации защищающие права инвалидов и детей-инвалидов, организации родителей детей-инвалидов с разными формами заболеваний и др.;
И учреждения медико-социальной экспертизы;
К региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, участвующие в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и др.).
4.
На индивидуальном уровне задачами реабилитации является оказание содействия детям-инвалидам по включению в бытовую, семейную, трудовую и социальную жизнь.
5.
Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
6.
Программа медицинской реабилитации в ИПР ребенка-инвалида включает следующие виды мероприятий.
1.
Восстановительная терапия: медикаментозная терапия, физиотерапия, механотерапия, кинезотерапия, психотерапия, трудотерапия, лечебная физкультура, массаж, мануальная терапия, логопедическая помощь.
2. Реконструктивная хирургия представляет собой услуги по медицинской реабилитации детей-инвалидов, заключающиеся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, для вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, улучшения трудовых функций.
3. Протезирование и ортезирование


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 279 -
Протезирование представляет собой процесс замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом), служащим для замещения отсутствующей части тела или органа, с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.
4. Санаторно-курортное лечение детей-инвалидов
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах
5. Другие мероприятия медицинской реабилитации детей-инвалидов, в т.ч.
динамическое наблюдение за детьми-инвалидами
2 7.
Цель динамического наблюдения за ребенком-инвалидом - контроль за ходом реабилитационного процесса и оценка его результатов. Динамическое наблюдение проводится специалистами медицинских организаций в период между очередными освидетельствованиями. Результат взаимодействия участковой педиатрической службы и
МСЭ - отчет о ходе выполнения ИПРА ребенка инвалида с динамикой состояния ребенка, внесения уточнений в ИПРА.
3. Задачи занятия:
1)
Изучить организацию работы участковых врачей педиатров по наблюдению за детьми-инвалидами в поликлинике.
2)
Изучить организацию работы по первичному направлению ребенка на МСЭ для получения категории ребенок-инвалид в поликлинике.
3)
Научиться составлять индивидуальные программы реабилитации ребенка- инвалида.
4)
Научиться оформлять план медицинской реабилитации ребенка-инвалида в соответствии с его ИПРА.
5)
Контингенты детей-инвалидов, наблюдаемых на педиатрическом участке. Ведение необходимой документации.
Структура занятия:
Этапы занятия
Время
Оснащение
Организационная часть
10 минут
Контроль исходного уровня знаний студентов
15 минут
Тесты
Отработка практических навыков (научиться оформлять направление ребенка на МСЭ для получения категории ребенок-инвалид. Определять ведущие патологические синдромы, ведущие к стойким нарушениям функций организма, наиболее часто встречаемых заболеваний детского возраста. Выявление жалоб, сбор анамнеза, осмотр, выявление основных клинических синдромов, анализ медицинской документации и данных параклинических методов обследования под наблюдением ассистента). Определение объема
35 минут
2
ГОСТ Р 52877-2007 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 280 - обследования в зависимости от нозологической причины страдания, вида ограничения жизнедеятельности, нарушения социальной адаптации ребенка в соответствии с нормативными документами.
Клинический разбор отдельных нозологических форм с преподавателем (Практические вопросы организации наблюдения за ребенком-инвалидом, оформление «Посыльного листа на МСЭ» форма
№ 088/у

06
Приказа
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77, обоснование диагноза, ИПРА(Приложение N 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н), реабилитации и диспансеризации)
30 минут
Опрос по теме занятия (по основным вопросам темы)
Решение ситуационных задач
Ситуационные задачи
Контроль итогового уровня знаний студентов
Контрольные вопросы
Подведение итогов занятия. Задание на дом.
Перечень знаний и практических умений:
Студент должен знать:
1. Методику сбора и оценки данных о состоянии здоровья ближайших родственников и лиц, осуществляющих уход за ребенком (наследственные и хронические заболевания)
2.
Особенности диагностики и клинического течения заболеваний у детей раннего возраста
3.
Методику получения и оценки информации о возрасте родителей в момент рождения ребенка, вредных привычках, работа с вредными и (или) опасными условиями труда, жилищных условиях и неблагоприятных социально-гигиенических факторах
4.
Методику сбора и оценки анамнеза жизни ребенка - от какой беременности и какой по счету ребенок, исходы предыдущих беременностей, течение настоящей беременности и родов, состояние ребенка в динамике, начиная с момента рождения, продолжительность естественного, смешанного и искусственного вскармливания, определения массы тела и роста, индекса массы тела ребенка различного возраста, оценки физического и психомоторного развития детей по возрастно-половым группам
5.
Методику получения и оценки информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте)
6.
Методику получения и оценки информации о профилактических прививках
(перечень и в каком возрасте) и поствакцинальных осложнениях (перечень и в каком возрасте), о результатах Манту и диаскин-теста
7.
Методику сбора и оценки анамнеза болезни (жалобы, сроки начала заболевания, сроки первого и повторного обращения, проведенная терапия)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 281 -
8.
Методику оценки состояния и самочувствия ребенка, осмотра и оценки кожных покровов, выраженности подкожно-жировой клетчатки, ногтей, волос, видимых слизистых, лимфатических узлов, органов и систем организма ребенка с учетом анатомо- физиологических и возрастно-половых особенностей детей, определения и оценки массы тела и роста, индекса массы тела детей различных возрастно-половых групп, определения и оценки показателей физического развития и психомоторного развития детей различных возрастных групп
9.
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей по возрастно-половым группам в норме и при патологических процессах
10.
Этиологию и патогенез болезней и состояний у детей, клиническую симптоматику болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья
11.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей на лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических рекомендаций (протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
12.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций
(протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
13.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям
14.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям
15.
Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем
16.
Правила получения добровольного информированного согласия родителей
(законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение лечения
17.
Современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
18.
Механизм действия лекарственных препаратов; медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением
19.
Современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
20.
Механизм действия немедикаментозной терапии; медицинские показания и противопоказания к ее назначению; осложнения, вызванные ее применением
21.
Принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи
22.
Методы проведения санитарно-просветительной работы с детьми, их родителями
(законным представителям) и лицами, осуществляющими уход за ребенком, по вопросам использования медикаментозной и немедикаментозной терапии
23.
Показания к направлению детей с нарушениями в состоянии здоровья, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в федеральные учреждения медико- социальной экспертизы


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 282 -
24.
Методы контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе
25.
Мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
26.
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
27.
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом ребенка, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания, с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
28.
Медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
29.
Методы оценки эффективности и безопасности реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи
30.
Методы оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
31.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
32.
Основные принципы профилактического наблюдения за детьми с учетом возраста ребенка, состояния здоровья в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
33.
Основные принципы рационального сбалансированного питания детей различных возрастных групп
34.
Перечень врачей-специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных обследований, профилактических прививок при проведении профилактических медицинских осмотров в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья
35.
Показания к направлению на лабораторное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями