Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 274 -
5,9 ммоль/л, глюкоза при проведении СТТГ через 2 часа 8,9 ммоль/л.
Вопросы:
6.
Поставьте диагноз, обоснуйте его.
7.
Определите и обоснуйте дополнительные инструментальные исследования.
8.
В консультации каких специалистов нуждается ребёнок?
9.
Современное комплексное лечение больного включает:
10.
Назовите критерииэффективности терапии ожирения у детей и подростков.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Ира Д., 6 лет. Девочка от 1-й беременности, протекавшей без особенностей, преждевременных родов на 37 неделе. При рождении масса 2800 г, рост 46 см. Раннее развитие без особенностей. Из анамнеза известно: что в 5 лет перенесла сотрясение мозга.
В течение последних 6 месяцев отмечается увеличение молочных желез и периодически появляющиеся кровянистые выделения из половых органов.
Осмотр: рост 130 см, вес 28 кг. Вторичные половые признаки: Р
2
, Ахо, Ма
2
, Ме с 6 лет.
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л, Эр – 4,1xl0 12
/л, Лейк – 5,5х10 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%, э - 1%, л - 41%, м - 5%. СОЭ -4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность – хорошая, удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 3,5 ммоль/л, натрий - 140,0 ммоль/л, общий белок – 70,0 г/л, холестерин – 5,0 ммоль/л.
6.
Оцените физическое и половое развитие?
7.
Ваш предположительный диагноз?
8.
Что могло послужить причиной развития этого заболевания?
9.
Какие обследования необходимо провести для уточнения диагноза?
10.
Препаратом какой группы проводится лечение данной патологии?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Алеша М., 9 лет. Поступил в отделение с жалобами на задержку роста. Из анамнеза известно, что ребенок от 1-й беременности, протекавшей с нефропатией и анемией, 1 срочных родов в тазовом предлежании. Родился с массой 3150 г, длиной 50 см. Раннее развитие без особенностей. С 2,5 лет родители отметили замедление темпов роста до 3 см в год. Объективно: рост 105 см, вес 16 кг. Отмечается снижение тургора тканей, перераспределение подкожно-жировой клетчатки с избыточным отложением в области груди и живота, изменение структуры волос (сухие, тонкие).
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л. Эр - 4,2xl0 12
/л, Лейк - 5,5х l0 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%; э - 1%, л - 41%, м - 5%, СОЭ -4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - хорошая; удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 3,2 ммоль/л, натрий - 132,0 ммоль/л, калий - 5 ммоль/л, общий белок - 55,0 г/л, холестерин - 7,6 ммоль/л.
Гормональный профиль: СТГ натощак - 0,2 нмоль/л, СТГ после нагрузки - 1,2 нмоль/л
(норма более 10 нмоль/л).
6.
Поставьте диагноз.
7.
Что могло послужить причиной развития данной патологии?
8.
Какие нагрузочные пробы проводятся для подтверждения диагноза?
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 275 -
9.
Какими гормональными препаратами проводится заместительная терапия?
Критерии эффективности лечения детей с данной патологией?
10.
Какая диета рекомендуется детям с данной патологией?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Юра Ф., 11 лет. Поступил в отделение с жалобами на избыточный вес, повышенный аппетит, слабость, быструю утомляемость. Из анамнеза известно, что родители и родная сестра мальчика полные. В семье много употребляют сладкого
, жирного, выпечных изделий. Ребенок от 2-й беременности, 2-е роды в срок, без патологии. Масса тела при рождении 4000 г, длина 52 см.
Осмотр: рост 142 см, масса тела 60 кг. Кожные покровы обычной окраски, подкожно- жировой слой развит избыточно с преимущественным отложением на груди и животе.
Тоны сердца несколько приглушены. ЧСС - 95 уд/мин, дыхание - 19 в 1 минуту. АД
110/70 мм рт.ст. При пальпации живота отмечается болезненность в правом подреберье, печень +1 см.
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л, Эр – 3,9хl0 12
/л, Лейк - 5,5х10 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%; э - 4%, л - 37%, м - 6%, СОЭ - 4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - хорошая; удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 5,2 ммоль/л, натрий - 137,0 ммоль/л, калий - 5 ммоль/л, общий белок - 65,0 г/л, холестерин - 7,6 ммоль/л.
ЭКГ: нормальное положение ЭОС, синусовый ритм.
УЗИ желудочно-кишечного тракта: размеры печени - увеличены; паренхима - подчеркнут рисунок внутрипеченочных желчных протоков; стенки желчного пузыря - утолщены, в просвете определяется жидкое содержимое.
6.
Поставьте диагноз (с указанием степени).
7.
Какие дополнительные обследования необходимо провести для уточнения диагноза?
8.
С каким заболеванием необходимо проводить дифференциальный диагноз?
9.
Какие основные принципы диетотерапии и другие лечебные мероприятия применяются?
10.
Перечислите возможные осложнения.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.
Ребенок К., 4 дня, от 1-й беременности, срочных родов, протекавших без особенностей.
При рождении масса 3000 г, рост 51 см.
Осмотр: было выявлено неправильное строение наружных гениталий (пенисообразный и гипертрофированный клитор, складчатые большие половые губы), гиперпигментация наружных гениталий, белой линии живота.
С 3-го дня состояние ребенка ухудшилось: кожные покровы бледные с сероватым оттенком
, тургор тканей снижен, мышечная гипотония, гипорефлексия. Сосет вяло, появилась рвота фонтаном. Дыхание поверхностное, ослабленное. Тоны сердца приглушены. Живот при пальпации мягкий, печень + 2 см. Стул жидкий, обычной окраски.
Общий анализ крови: Нb - 115 г/л, Эр – 5,0хl0 12
/л, Лейк - 9,5хl0 9
/л; п/я - 2%, с/я - 50%, э - 2%, л - 38%, м - 8%.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 276 -
Биохимический анализ крови: общий белок - 55 г/л, холестерин - 4,7 ммоль/л, глюкоза -
4,4 ммоль/л, натрий - 130,0 ммоль/л, калий - 6,0 ммоль/л.
Величина экскреции с суточной мочой:
17-КС - 7,5 мкмоль (стандарт 4,1±0,3):
17-ОКС - 0,5 мкмоль (стандарт 3,2±10,2).
Кариотип: 46 XX.
6.
Ваш предположительный диагноз?
7.
Какая причина нарушения внутриутробного формирования наружных половых органов у девочки?
8.
Чем обусловлена тяжесть состояния ребенка на 3 сутки после рождения?
9.
При каких заболеваниях может отмечаться рвота "фонтаном"? Дифференциальный диагноз.
10.
Какими гормональными препаратами проводится заместительная терапия? Какие возможные осложнения при неадекватно подобранной заместительной терапии?
Контрольные вопросы.
1.
Определение понятий метаболический синдром и ожирение.
2.
Этиология и эпидемиологические особенности различных форм ожирения.
3.
Классификация ожирения.
4.
Патогенетические механизмы развития метаболического синдрома.
5.
Патогенетические механизмы развития первичного и вторичного ожирения.
6.
Клинические особенности различных форм ожирения.
7.
Место метаболического синдрома в детской практике.
8.
Стандарты диагностического поиска при различных формах ожирения.
9.
Особенности метаболического синдрома в детской практике.
10.
Осложнения ожирения.
11.
Стандарты диагностического поиска при метаболическом синдроме и различных формах ожирения.
12.
Дифференциально-диагностические критерии метаболического синдрома и различных форм ожирения.
13.
Принципы диетотерапии.
14.
Особенности лечения первичного ожирения у детей.
15.
Терапевтическая тактика при вторичных формах ожирения.
16.
Принципы терапии метаболического синдрома у детей.
17.
Возможности хирургического лечения в детской практике.
18.
Принципы профилактики ожирения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 277 -
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 51
Тема занятия: Медико-социальная экспертиза . Медицинское сопровождение детей-
инвалидов. Принципы взаимодействия с участковой педиатрической службой.
Актуальность темы. Одним из разделов работы участкового врача педиатра является работа с детьми-инвалидами. Основанием для признания ребенка инвалидом, служит сочетание следующих 3 основных факторов: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности, полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возрастной норм; необходимость социальной защиты.
Актуальность темы обусловлена высокой частотой медико-социальных проблем детей и подростков в современном обществе; возрастанием числа детей и подростков со стойкими нарушениями состояния здоровья; организацией медико-социальной службы детской поликлиники для оказания помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в современных условиях.
Цель занятия. Изучить особенности работы участкового с детьми-инвалидами. в детской поликлинике. Подготовить студентов к проведению врачебного контроля здоровья детей и подростков с заболеваниями и патологическими состояниями, дающими право на получение статуса инвалида детства, познакомить с порядком оформления медицинской документации, изучить систему абилитации и реабилитации, принципы коррекции физического и нервно - психического развития детей и подростков, социальной адаптации в обществе.
Место проведения: учебная комната кафедры детских болезней педиатрического факультета
Продолжительность: 2 часа.
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1.
Алгоритм работы участкового педиатра с ребенком-инвалидом, диагностика, оформление статуса ребенок-инвалид, создание и исполнение ИПРА, подведение итогов, отчет о выполнении ИПРА.
2.
Принципы организации реабилитационной помощи детям-инвалидам: своевременность, всесторонний охват ограничений жизнедеятельности, навыки общения и самообслуживания, участие родителей и педагогов, объединение усилий медиков, психологов, социальных работников, педагогов.