Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1531

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 49 - атопическая бронхиальная астма. Ребёнок от первой беременности, протекавшей без осложнений, родился в срок с массой тела 3200 г, длиной - 52 см, оценка по Апгар - 8/9 баллов. Вскармливание грудное до 1 года, ОРВИ болел редко. Наблюдается аллергологом по поводу поллиноза (конъюнктивит, ринит). Через 2 недели после профилактической прививки противогриппозной вакциной появились отёки, которые в динамике стали нарастать.
Объективно: физическое развитие среднее, гармоничное, отёк лица, конечностей, поясницы, передней брюшной стенки, асцит, отёк мошонки, гидроторакс. АД - 108/67 мм рт. ст. Дизурических расстройств нет, суточный диурез 250 мл.
Общий анализ мочи:
COLOR-светло-жёлтый, CLA - слабо мутная, рН - 6,5, PRO - 6,6 г/л, BNL - NEG, YRO -
NORM, GLU - NEG, WBC - единиц в поле зрения, RBC - 0-1 в поле зрения , ЕС - единиц в поле зрения, цилиндры CAST гиалиновые и зернистые -2-3 в поле зрения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   51

Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз и обоснуйте его.
2. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента. Укажите наиболее вероятные результаты, подтверждающие Ваш диагноз.
3. Показана ли иммуносупрессивная терапия в данном случае?
4. Назовите наиболее вероятные осложнения от иммуносупрессивной терапии. вероятные результаты СГКТ при лечении больных с нефротическим синдромом и наиболее вероятные результаты СГКТ у Вашего больного.
5. Назовите показания и цели к проведению пункционной биопсии почек у данного ребенка больному с НС.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
На приёме врача-педиатра участкового мать с девочкой 1 год 4 месяца. Мама предъявляет жалобы на появление отёков у ребёнка на лице, конечностях, редкие мочеиспускания.
При расспросе выявлено, что 2 недели назад девочка перенесла ОРВИ.
Из анамнеза жизни: девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом II половины. Родилась в срок, с массой тела 3600 г. Раннее развитие без особенностей, несколько раз болела ОРВИ. У матери - хронический тонзиллит. Наследственность по патологии органов мочевой системы не отягощена.
Объективно: состояние средней тяжести, бледная, выраженные отёки на лице, конечностях, туловище. Масса тела - 14 кг, рост - 77 см. Температура тела - 37,5 °С.
Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС - 104 удара в минуту.
АД - 115/60 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень выступает из-под края рёберной дуги на 3,5см. Селезёнка не увеличена. Диурез: выпито жидкости накануне - 300 мл, выделено мочи - 150 мл. Моча пенится.
ОАК (общий анализ крови): лейкоциты - 18,6*10 /л, эритроциты - 4,43*10 /л, гемоглобин -
117 г/л, тромбоциты - 220,0*10 9
/л, эозинофилы - 5%, нейтрофилы - 74%, лимфоциты -
17%, моноциты - 4%, СОЭ - 37 мм/ч.
ОАМ (общий анализ мочи): относительная плотность мочи - 1020, белок - 16,6 г/л, эритроциты - 0-1 в поле зрения, лейкоциты - 1-2 в поле зрения, цилиндры гиалиновые и зернистые 2-3 в поле зрения.
Вопросы:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 50 -
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Укажите, какие лабораторно-инструментальные исследования необходимы для подтверждения диагноза.
4.
Обоснуйте необходимость госпитализации в данной ситуации
5.
Какова тактика врача-педиатра участкового при организации специфической иммунопрофилактики у ребёнка, перенёсшего данное заболевание?


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 51 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно-
профилактической помощи при патологии мочевыделительной системы в условиях
поликлиники (часть 3).
Актуальность темы. Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями почек предс- тавляет собой один из важнейших этапов наблюдения за больными. Необходимым условием успеха является преемственность в обследовании и лечении больных в стационаре, поликлинике, санатории.
Задача диспансеризации в поликлинике при болезнях почек заключается в продолжении лечения, рекомендованного стационаром, сезонной профилактике, лечении в период интеркуррентных заболеваний, выявлении и санации очагов хронической инфекции, лечении в случае обострения хронического процесса.
При каждом диспансерном осмотре ребенка обращают внимание на симптомы интоксикации, уровень АД, отеки; при этом учитывают жалобы больного, данные лабораторных исследований.
Диспансерному наблюдению подлежат больные:
• 1)пиелонефритами;
• 2)гломерулонефритами (ГН);
• 3)дети с дисметаболическими нефропатиями.
• Дисметаболические нефропатии – группа заболеваний с различной этиологией и патогенезом, которые характеризуются интерстициальным процессом с поражением канальцев вследствие нарушения обмена веществ. В более узком смысле к состояниям, проявляющимся дисметаболическими расстройствами с кристаллуриями, которые могут быть полигенно-наследуемыми или мультифакториальными.
• В педиатрической практикеподавляющее большинство кристаллурий и ДН связаны с кальцием (от 70 до 90%),
• около 85–90% из них — с оксалатами(в виде оксалата кальция),
• остальные с фосфатами (3–10%)
• или являются смешанными — оксалатно-(фосфатно)-уратными.
• Уратная кристаллурия и литиаз составляют около 5% случаев,
• цистиновая — до 3%.
• В 5–15% выявляются трипельфосфаты — фосфатные кристаллы, содержащие ион аммония, магний и кальций.
• Оксалатные и уратные нефропатии могут быть первичными и вторичными. Первичные обменные нефропатии - это наследственно-обусловленные дефекты метаболизма щавелевой и мочевой кислот. Вторичная оксалатная нефропатия является вариантом почечной мембранопатии, обусловленной нарушением метаболизма глиоксиловой кислоты, развивающейся в условиях нестабильности клеточных мембран. Первичная уратная нефропатия - это наследственно-обусловленный дефект метаболизма мочевой кислоты (подагра, синдром Леша-Нихана), вторичная уратная нефропатия развивается при лекарственной терапии
(НПВС, салуретики, циклоспорин
А), хронической гемолитической болезни, миелопролиферативной болезни.
• Диагностика дисметаболических нефропатий основана на анализе родословной, изучении анамнеза, анализа характера мочевого синдрома, биохимических анализов крови и мочи.
• В основе лечения лежит знание характера обменного нарушения.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 52 -
• Основная задача – снизить концентрацию солей щавелевой или мочевой кислот, чтобы установить отрицательный тканевой баланс. Достигается это достаточным объемом питья
(2 л на 1,73м поверхности) и диетой.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний мочевыделительных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1. Эпидемиология, классификация ДН. Семиотика основных проявлений ДН у детей.
Критерии диагностики кристаллурии.
-Мочевой синдром. Олигоурия. Полиурия. Поллакиурия. Ренальная протеинурия
Канальцевая протеинурия. Гематурия. Лейкоцитурия (нейтрофильная, лимфоцитарная, эозинофильная). Бактериурия. Кристаллурия. Цилиндрурия (гиалиновые, зернистые, эритроцитарные).
-Дизурический синдром.
-Отеки (нефротические, нефритические).
-Повышение артериального давления.
-Интоксикационный синдром.
-Синдром абдоминальных болей
2. Диагностика, клиника, лечение детей с ДН. Фазы патологического процесса при ДН:
Доклиническая (диатез). Клиническая (дисметаболическая нефропатия). Трансформация в интерстициальный нефрит, вторичный пиелонефрит. Нефролитиаз (мочекаменная болезнь).
3.
Диетические и лечебные мероприятия при дисметаболических нефропатиях.
(Рекомендованная диета. Исключить из питания. Лечебные мероприятия.)
4.
Прогноз хронических заболеваний почек у детей. Признаки формирования хронической почечной недостаточности у детей.
5.
Ведение детей с ДН, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация.
6.
Социальная адаптация, профориентация детей с ДН. Показания к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной и др. методов реабилитации, в т.ч. санаторно-курортного лечения. Порядок оформления документации.
6.Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с ДН: а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г.
N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи", Приказ Минздрава
России от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям" в) КР МЗ РФ: Хронический тубулоинтерстициальный нефрит, Научное общество нефрологов России, Ассоциация нефрологов России, 2014


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 53 -
КР МЗ РФ: Тубулопатии у детей, утверждены Союзом педиатров России, 2016г.
КР МЗ РФ: Мочекаменная болезнь у детей, утверждены Союзом педиатров России, 2016г. г) Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Баранова. —
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с. : ил.
Задачи занятия:
4.
Изучить вопросы ранней диагностики, лечения, показаний к госпитализации, профилактики, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с ДН. Научиться выявлять жалобы, данные анамнеза, устанавливать лабораторные критерии, проводить дифференциальный диагноз ДН у детей. Изучить принципы этапной реабилитации.
2. Научиться соблюдать принципы диспансерного наблюдения при составлении плана диспансерного наблюдения ребенка с ДН. Научиться назначать мероприятия восстановительной терапии.
3. Установить критерии эффективности диспансерного наблюдения за детьми с ДН на педиатрическом участке. Научиться решать вопрос о дозировании физических нагрузок при диспансерном наблюдении за детьми с ДН.
4. Изучить вопросы социальной адаптации при диспансерном наблюдении за ребенком с
ДН: режим дня школьника, обучение на дому, освобождение от экзаменов, от производственной практики, оформление инвалидности.
5. Изучить порядок медицинского отбора и направления больных с ДН на санаторно- курортное лечение.
6. Заполнить формы № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.), а также формы № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от 15.122014 г.).
7. Оформить этапный эпикриз на ребенка с ДН.
Структура занятия:
Этапы занятия
Время
Оснащение
Организационная часть
5 минут
Контроль исходного уровня знаний студентов
15 минут
Тесты
Отработка практических навыков (Составление плана диспансерного наблюдения ребенка- с ДН с использованием формы №30/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от
15.122014 г.), дозирование физических нагрузок, режим посещения образовательного учреждения, вакцинации, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение.
Заполнение форм № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.),
Оформление этапного эпикриза диспансерного больного с ДН под наблюдением ассистента).
35 минут
Опрос по теме занятия (по основным вопросам темы)
10 минут
Тесты
Решение ситуационных задач
10 минут
Ситуационные